В ночь с 5 на 6 августа 1943 года в Москве грянул первый победный салют в честь освобождения Орла и Белгорода.  По замыслу руководства страны он должен был вдохновить  наши войска на новые подвиги.

Значение двенадцати артиллерийских залпов, совершенных из 124 орудий, огромно: салют вдохнул в советского человека уверенность в победе над врагом. С этого момента советские войска, овладев стратегической инициативой, перешли в уверенное наступление.

Проблеме укрепления морального духа советского воинства уделялось огромное внимание с первых дней Великой Отечественной войны. В постановлении Государственного комитета обороны СССР от 10 июля 1941 года  № 83 прямо указывалось: "Обязать главкомов почаще обращаться к войскам своего направления с призывом держаться стойко и самоотверженно, защищать нашу землю от немецких грабителей и поработителей".

28 июля 1942 года был издан приказ народного комиссара обороны СССР № 227. Он соответствовал непростой ситуации на фронте, а    потому был жестким. "Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если хотим спасти положение и отстоять свою Родину… Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу".

Огромную роль в обеспечении организованности и дисциплины в войсках, утверждении боевого настроя и крепкого морально-боевого духа сыграли политработники. Курская битва продемонстрировала эффективность проводимой ими работы, проявившуюся в высокой решимости советского солдата действовать в боевой обстановке быстро и самоотверженно.

Среди соединений, которым салютовала Москва в августе 1943 года, была 162-я Среднеазиатская стрелковая дивизия 70-й общевойсковой армии Центрального фронта. Формирование дивизии началось в октябре 1942 года в Ташкенте. Основу ее составили пограничники Средней Азии.

Стрелковые полки получили наименования 194-й Ташкентский (на момент формирования — 19-й стрелковый полк), 209-й Зайсанский, 224-й Памирский. Ташкентский полк комплектовался личным составом пограничных частей, дислоцировавшихся в Киргизии.

Формирование 194-го Ташкентского полка проходило под боевым знаменем 19-го мотострелкового полка НКВД. Заместитель командира 19-го полка по политической части Яков Яковлевич Щетинин имел к этому самое прямое отношение. В феврале 1939 года Щетинин — заместитель коменданта 18-й отдельной Таш-Рабатской (Нарынской) пограничной комендатуры по политической части — был назначен военным комиссаром 19-го Краснознаменного кавалерийского полка НКВД СССР, который только что вернулся из боевого похода в Западный Китай. В начале Великой Отечественной войны полк был переформирован в мотострелковый и в декабре 1941 года переброшен в Ростов-на-Дону, где немецко-фашистские войска рвались на Кавказ. В боях за город и в период отхода с боями к перевалам Кавказского хребта он понес большие потери. В конце июля 1942 года личный состав 19-го мотострелкового полка пополнил подразделения 31-й стрелковой дивизии и фактически был расформирован.

Яков Щетинин, назначенный комиссаром 248-го стрелкового полка    31-й стрелковой дивизии 18-й армии, обратился с письмом к руководству НКВД СССР с просьбой принять у него боевое знамя 19-го полка. Через месяц старшему батальонному комиссару предписывалось, отобрав из числа полка 100 красноармейцев, 20 сержантов и 10 командиров из бывшего 19-го  полка, убыть в  Ташкент вместе с боевым знаменем для формирования полка 162-й Среднеазиатской  стрелковой дивизии.

С марта 1943 года дивизия вела бои на западном участке северного фаса Курской дуги. 7 июля 1943 года дивизия, находившаяся в резерве армии, заняла оборону в месте прорыва противника в районе Петроселки, Сергеевки, ст. Головинки, Новой Головинки Курской области, вступив в ожесточенные бои. В ночь на 9 июля 1943 г. она выдвинулась к высотам в районе Молотычей с задачей не допустить прорыва противника к Курску в направлении Молотычи — Фатеж.

194-й Ташкентский полк оборонял рубеж южнее деревни Теплое. Гитлеровцы решили смять танковой атакой пограничников, прорваться к селу Молотычи. Мужество и отвагу проявили в схватке с врагом бывшие военнослужащие Алай-Гульчинской пограничной комендатуры капитан Лобзов, красноармейцы Чаплий, Мишунов, Семейнов, Илюшин, Белимов, Лежинов.

В своих воспоминаниях "Годы, отданные границе" ветеран Памирского полка Герой Советского Союза Матвей Меркулов приведет строки из солдатского письма: "Сегодня бой какой-то особенно жестокий. На каждого нашего солдата немцы бросают по нескольку тонн раскаленного металла. Расчет у немцев будто бы правильный — человек такое выдержать не может… Да, мы великаны духа".

15 июля 1943 г. после ожесточенных боев дивизия перешла в наступление в составе войск, участвовавших в Кромско-Орловской наступательной операции.

Боевой наступательный порыв дивизии был высок, о чем говорили слова песни, сочиненной неизвестным автором:

Горят на ветру боевые 

знамена,

Сверкают на солнце 

стальные штыки.

К победе ведет генерал 

поименно

Дивизии нашей полки:

Ташкентский — на бой!

Зайсанский — на бой!

Ряды держите строже!

Памирский — огонь!

Ашхабадский — на бой!

Враг будет  уничтожен!

 

Судьба боевого знамени 19-го мотострелкового полка НКВД СССР, в которой политработник Щетинин сыграл выдающуюся роль, подтверждает, что "замполиты, политруки, а по-прежнему комиссары" в Великой Отечественной войне сыграли выдающуюся роль.

Заместитель командира 194-го Ташкентского полка по политической части Яков Щетинин имел солидный боевой опыт, приобретенный в Гражданской войне, тяжелейших сражениях 1942 года под Ростовом-на-Дону. Он фактически постоянно находится на передовых позициях, в частях, имеющих боевое соприкосновение с врагом.

В марте-апреле 1943 года Щетинин участвует в боевых действиях в районе Курска, получает контузию, но от госпитализации отказывается, в сложившейся обстановке командует полком. В наградных представлениях повсеместно отмечается его роль в формировании у бойцов "высокого наступательного порыва". 

К концу ВОВ орден       Отечественной войны 2-й степени, два ордена Красной Звезды, медаль "За оборону Кавказа" служили убедительными свидетельствами боевых заслуг политработника и депутата Верховного Совета Киргизской ССР первого созыва по 120-му Светло-Полянскому избирательному участку Джеты-Огузского района.

Да! Депутат Верховного Совета Киргизской ССР вдохновлял бойцов Средней Азии. Победный салют в честь освобождения Орла и Белгорода подтверждает, что делалось это достойно.

И еще. 19-м кавалерийским полком в предвоенный период командовал депутат Верховного Совета Киргизской ССР Савва Грачев. Измаильский пограничный отряд под его командованием на второй день Великой    Отечественной войны воевал на территории вражеского государства. Он — уроженец Курской области — первого победного салюта не дождется, погибнет в бою под Харьковом. Но салют прозвучит и в его память.

Леонид СУМАРОКОВ,

кандидат исторических наук.

http://slovo.kg

Источник :  http://www.rusinkg.ru/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация