Осмон Лайлиев — сын бурь
-
15 сентября Кыргызстан отметит 110-летие со дня рождения писателя-пограничника Осмона Лайлиева. Торжества состоятся в Кен-Булунской средней школе Ысык-Атинского района, носящей имя юбиляра. На них, кроме известных людей республики, приглашены кыргызские и российские пограничники.
В наше непростое время заветы Лайлиева приобретают особую актуальность и значимость. Поэтому солдатам в зеленых фуражках будет что позаимствовать у своего наставника. Есть и другой важный момент: юбилей этот — важный знак и напоминание, что предстоящий 2016-й — год 75-летия начала Великой Отечественной войны, породившей невиданный феномен единения многонационального народа в борьбе со злом.
Военная карьера Осмона Лайлиева началась в 20-х годах прошлого века с должности рядового кавалериста Кыргызского отдельного кавалерийского национального дивизиона. Время было тревожное, наполненное печалью потерь и радостью побед. Тогда юноши в боевых схватках в одночасье становились мужчинами, а понятия о долге, чести, Отечестве проникали в их души вместе с испытаниями и лишениями.
Дивизион вел борьбу с бандитизмом, пресекал в приграничье провокационные вылазки банд из-за кордона. В 1932 году после завершения учебы в пограничной школе красный командир Осмон Лайлиев вновь защищал с клинком в руках границы родного Кыргызстана. Так случилось, что где бы он ни служил – в Нарыне или Караколе, его, парня из села Кен-Булун, окружали легендарные люди. Стать легендой было уготовано судьбой и ему самому.
Первая повесть Осмона Лайлиева "Последняя схватка" увидела свет в 1967 году, а в 1975-м родилась новая — "Дети бурь". Через несколько лет повести станут основой книги "По следам басмачей". Все книги Лайлиева привлекают общественное внимание, ведь разговор с читателями вел непосредственный свидетель и участник далеких событий, положивших основу крепости кыргызстанских границ. Легендарный пограничник обрел новую славу — писательскую.
Повесть "Дети бурь" автор начинал так: "Я принадлежу к тому поколению людей, чье рождение совпало с залпами на баррикадах первой русской революции, а детство — с кровавой империалистической бойней, юность — с грозными годами Гражданской войны, молодость — с началом преобразований нашей страны, с первыми великими стройками, с борьбой за сплошную коллективизацию, а зрелые годы — с величайшей победой в смертельной схватке с фашизмом. Об этих годах народный поэт КР Алыкул Осмонов сказал:
Наша судьба величьем грозных огней
Солнца затмила свет и славу Луны.
Дети бурь, мы своих не щадили дней
Ради вас, молодая весна страны.
Действительно, созданные Лайлиевым произведения уникальны. Они, отличаясь легкостью литературного языка, яркостью эпизодов, увлекательностью сюжета и достоверностью событий, по сути автобиографичны. В кипении исторических перипетий 1920-30-х годов личная судьба автора стала центром, вокруг которого вращаются люди и явления. Но, что немаловажно, он не пытался выделить себя в этой суматохе. Портреты соратников — не выдуманных, а реальных людей, живших, боровшихся, исповедовавших идеалы служения Отечеству, стали целью писателя. Он трудился над каждым образом, ничего не приукрашивая и не придумывая. В его мастерской была воссоздана целая галерея людей справедливых, сильных духом, завороженных единым делом. В ее рядах невозможно было быть хуже других. Эти люди, кажется, были подобраны. Среди них просматривается и пограничник Осмон Лайлиев: такой же красивый и мужественный. Сложить собственное лицо из портретов героев своих рассказов — знак мастера, отличающегося великой скромностью при всей своей героичности.
"В те годы в отряде много было интересных людей, — напишет Лайлиев в повести "Дети бурь". — И немало событий произошло за время моей службы там. Чтобы рассказать обо всем этом, пришлось бы написать еще одну книгу".
"О смелости и об отваге Васильева (Борис Михайлович Васильев — комендант Таш-Рабатской пограничной комендатуры), — говорится в книге, — ходило немало легендарных рассказов среди пограничников. Однажды он один без всякой охраны и оружия явился в гости к отъявленному главарю басмачей Джаныбек-казы".
Другой персонаж — человек совершенно реальный: Кутан Торгоев! Его, награжденного в 1936 году орденом Красной Звезды, Лайлиев справедливо называл "прославленным красноармейцем", с восторгом добавляя, что это он поймал неуловимого и коварного "хозяина" Кой-Капа Джантая Оманова.
Портрет начальника пограничной заставы Хасана Дадабаева писатель восстановил, поведав о смекалке пограничника в ходе пресечения действий нарушителей границы.
Боевые товарищи Осмона Лайлиева в июне 1941 года оказались достойны традиций пограничников Тянь-Шаня. Русский Борис Васильев встретил войну на границе с Румынией, узбек Хасан Дадабаев пал смертью храбрых в бою под Смоленском, кыргыз Кутан Торгоев прошел всю войну, проявил отвагу и умножил число боевых наград на своей груди.
Сын бурь Осмон Лайлиев не отставал от своих товарищей. В напряженные дни наступления советских войск в декабре 1944 года он получил ранение, был награжден орденом Красной Звезды. В тот период войска 3-го Украинского фронта, в составе которого воевал кыргызстанец, окружили Будапештскую группировку войск противника и приступили к ее уничтожению. Есть в разгроме врага и вклад Осмона Лайлиева.
Спустя годы он раскроет смысл своей жизни: "Да, мы, дети бурь, родились в огне и росли в боях. И может быть, именно поэтому дело защиты Родины стало делом всей моей жизни".
Жизненный пример юбиляра дарит ценнейший опыт нынешнему поколению: мир и покой страны крепятся сообща, и не только штыком, но и пером. И здесь важно не потерять ни одно звено в достижении цели.
Леонид Сумароков
Источник: Sputnik Кыргызстан: http://ru.sputnik.kg/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 14.09.15 /
- Категория: Наша победа — в нашем единстве!
- 2041