На пути к консолидации
-
Миллионы людей в мире, интересующиеся делами российского соотечественного движения, отмечают, что в последнее время оно наращивает свой потенциал, повышает творческую активность и деловитость. Наши основные звенья - страновые координационные советы российских соотечественников (КСОРС) действуют в духе времени, с совокупным учетом обстановки в мире, на исторической Родине и странах проживания. Будучи шесть лет председателем Всемирного координационного совета (ВКС) российских зарубежных соотечественников, свидетельствую со знанием дела, что мы были и остаемся верны нашим гуманитарным принципам, никогда не оставляли попавших в беду людей без помощи и поддержки.
Распад Советского Союза, был, пожалуй, самым разрушительным катаклизмом ХХ века, внесшим крупные перемены в жизнь людей. В трудном, порой катастрофическом положении оказались россияне, которые проживали в странах ближнего зарубежья в большинстве случаев не по своей воле, а в силу порученной им работы по подъему экономики союзных республик и различных служебных поручений. Роль россиян была особенно велика на ключевых участках, где требовалась высокая квалификация и уникальные трудовые навыки. Российский трудовой вклад и само поведение россиян традиционно вызывали симпатии среди местного населения. Однако было и другое. Возникшие на волне перемен, которые произошли вследствие распада СССР, местные националистические круги воспользовались изменившейся ситуацией для попыток роста своего влияния за счет ущемления законных прав россиян, нарушения их интересов.
Это были времена, когда вся страна бурлила. В России, в Казахстане и других союзных республиках многотысячные толпы на улицах требовали свободы, демократии, суверенитета, лучшей жизни. Оставаться в стороне было невозможно. Cвои надежды люди возлагали на нашего нового президента Нурсултана Назарбаева. Твердо придерживаясь линии на дружбу с Россией, он открыто противостоял возникновению в новом государстве националистических тенденций, стремясь сохранить для славянских народов в республике прежние комфортные условия жизни, сберечь дружбу народов.
Если бы я сказал, что в области межнациональных отношений в республике была в те годы «тишь да гладь», то слукавил бы. Националистические силы вопреки воле президента поднимали голову, стремясь найти возможность вытеснить нетитульное население из сфер управления обществом, посягнуть на их права и, в конечном счете, выжить из страны.
За годы работы председателем ВКС довелось прикоснуться к трудным судьбам тысяч людей, нуждавшихся в реальной поддержке. Средств, как это обычно бывает, всегда не хватает, но мы делали и продолжаем делать все возможное. Недавно появился новый Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, основной целью которого является защита законных прав и интересов наших соотечественников, где бы они ни проживали. Роль Фонда, к счастью, становится все более востребованной и полезной. И мы благодарны за это инициаторам и руководителям Фонда.
Проанализировав свою длительную работу в составе ВКС, побеседовав за эти годы с многими сотнями людей, я пришел к убеждению, что у нас есть немало возможностей для консолидации соотечественного движения, придания ему нового дыхания. Речь не идет о вливании новых финансовых средств на цели деятельности ВКС. Главное здесь – мобилизация наших собственных творческих и интеллектуальных сил и возможностей с тем, чтобы все наши звенья работали четко, аккуратно, слаженно, с достоинством выполняя поставленные перед ними соотечественниками задачи.
Консолидация - важнейшее направление работы ВКС. В нынешних условиях, по моему глубокому убеждению, его и нужно ставить во главу угла. Работа крупных систем, составленных из множества элементов, может быть усилена лишь на основе организационной слаженности всех ее звеньев, когда все, входящие в систему звенья четко работают по общему замыслу, в единой тональности и часто в унисон. Плохая настройка, например, музыкального инструмента, разнобой в тональности входящих в него отдельных звеньев, конструктивная разболтанность делают его малопригодным для эффективного звучания. Те, кому приходилось заниматься настройкой таких музыкальных инструментов, как рояль или скрипка, хорошо это знают.
Так примерно обстоит дело и в соотечественном движении. Точная дальновидная формулировка проблем, четкая деловая настроенность входящих в него организаций, умелая реализация общих задач способны предопределить успех. У мирового соотечественного общественного движения в целом и у его отдельных звеньев должно быть единство целей, согласованность действий. Это во многом достигается разработкой положений регламентирующего характера, действенным контролем за обязательностью выполнения принятых решений, последовательным внедрением в жизнь принципов отчетности и исполнительской дисциплины. Для этого потребуются время и немалые усилия. Но к этой цели надо стремиться, изучать положительный опыт, выполнять собственные решения. Соотечественное движение в целом и входящие в него структуры должны работать, как единый, хорошо настроенный инструмент. Безусловно, участие в соотечественном движении – это в определенном смысле общественная нагрузка, но, как говорят на Руси, «взялся за гуж – не говори, что не дюж».
Мы не можем не учитывать, что за последние годы наше движение гигантски выросло и охватило своим влиянием почти все уголки мира. Вхождение в него на сегодня десятков координационных страновых советов, каждый из которых объединяет порой до сотни организаций соотечественников, означает, что за короткое время на наших глазах выросла крупная международная структура. Старые организационные механизмы не всегда соответствуют новым, более высоким целям и возросшим задачам. Мы огромным трудом и с любовью взращивали эту гигантскую структуру и не в праве допустить в ее делах даже временного замедления и спада, не говоря уж об ощутимых неудачах и провалах. Мы должны смотреть не назад, а вперед, искать новые пути совершенствования всей нашей работы.
Новые резко увеличивающиеся масштабы деятельности соотечественного движения, по моему убеждению, требуют перестройки работы Всемирного координационного совета с территориальной и организационной точек зрения. На смену нынешней двухуровневой системе нашего движения (страновые организации – ВКС), должна прийти трехуровневая система (страновые советы – региональные советы – ВКС). В составе ВКС должно быть расширено число региональных представителей, которые могут избираться на региональных конференциях раз в три года перед Всемирным конгрессом. Это решение стало бы первым важным шагом по пути обновления и консолидации нашей соотечественной работы. Члены ВКС должны отвечать за конкретные участки работы, в том числе контакты с профильными российскими министерствами и ведомствами, например, ФМС, Минобразования, Росмолодежи и т.д. Это расширит кругозор Совета, обогатит его свежими идеями, привлечет в наши ряды новые кадры.
Затрагивая вопрос о составе ВКС, не могу не высказать своего мнения о неприемлемости участия с правами решающего голоса в работе Совета организаций, сформированных на принципах членства в них соотечественных общественных объединений, уже участвующих в нашем движении через координационные советы. Это ставит в заведомо неравные условия те общественные объединения, которые не входят в такие организации с коллективным членством, напротив, создает дополнительные рычаги давления для других. Считаю, например, что в перспективе в интересах преодоления конфликта интересов из состава ВКС должны выйти руководители такой организации, как, как Международный совет российских соотечественников (МСРС), включающий в себя десятки структур уже участвующих в движении соотечественников через равные для всех механизмы. Это не исключает возможности участия МСРС на заседаниях ВКС на правах приглашенного юридического лица.
Органы управления даже успешно действующей организации должны регулярно проходить процесс обновления на основе общепризнанных демократических норм. В наших условиях в целях предотвращения кадрового и организационного застоя обязательной должна стать регулярная разумная ротация представителей страновых общин в ВКС. Порядок избрания членов ВКС должен стать прозрачным и понятным всем соотечественникам. Если мы этого не будем делать, то многие страновые организации и сейчас, и в обозримой перспективе по сути лишены возможности войти в состав Совета, что в зародыше убивает любую идею демократии. Нынешний срок пребывания в составе ВКС на период «от Конгресса до Конгресса», хотя и не идеален, но позволяет Совету, функционирующему на общественных началах, действовать с достаточной эффективностью. Ротация – это святое понятие для деятельности КС. И не случайно в международных организациях системы ООН этой проблеме уделяется ключевое внимание. И нам этому поучиться не зазорно.
В государственном и общественном обиходе привычными стали слова о ключевой роли молодежи. Соотечественное движение будет хиреть, если в его ряды, в состав его лидеров и активистов не будут вливаться молодые силы. Заслуживает самой высокой поддержки то, что ВКС при поддержке Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) организует Школы молодого лидера, через которые прошли уже десятки соотечественных активистов. Полезно было бы проанализировать, как выпускники этих школ задействованы в сфере соотечественного движения. Мне кажется, что пришла пора для того, чтобы составы страновых координационных советов и ВКС начали пополняться за счет прежде всего этого круга молодежи. Школа молодого лидера не должна быть абстрактной вывеской, а приносить пользу нашему движению в страновых, региональных и высших структурах соотечественного движения. Отсюда и подбор молодежи в эти школы должен быть осмысленным и рассчитанным на перспективу нашего движения.
Обновляя и омолаживая руководящий состав российского соотечественного движения, мы всегда должны помнить о преемственности, сохранении добрых начинаний, сбережении традиций, хранителями которых являются ветераны. В этой связи представляется целесообразным создать при ВКС Совет экспертов, сформированный из самых опытных, авторитетных, умудренных жизнью соотечественников. Молодежный энтузиазм в соотечественном движении должен органично сопрягаться с мудростью старшего поколения. Это наилучший способ обеспечения его эффективности и устойчивости.
Современная информационная эпоха требует коренной перестройки той информационной системы, которая ныне действует в соотечественном движении. Она серьезно отстает от современных требований. В информационной работе нет должной мобильности, адекватного отражения той работы, которая ведется в страновых организациях и в высших органах соотечественного движения. Существенно также и то, что на этом направлении не наблюдается творческой «жилки», огонька. Соотечественное движение, по моему мнению, заслуживает создания высококачественной системы информационного обеспечения. Речь идет о миллионах людей, которые ждут нашего теплого и вместе с тем компетентного слова. Любой соотечественник в любой части мира должен хорошо, может быть даже в режиме реального времени, знать о делах российской соотечественной общины, о событиях на исторической Родине, о случаях, требующих мобилизации соратников на помощь своим собратьям, попавшим в беду и т.д. Короче говоря, и в содержательном, и в художественно-творческом планах настало время размещения во всемирной сети портала ВКС, который должен отвечать самым высоким требованиям, показывая пример работы всем страновым сайтам КСОРС.
Российское соотечественное движение ныне достигло в количественном и качественном плане такого уровня, когда оно вправе поставить вопрос о девизе своего движения. Это помогло бы поднять его моральный авторитет и сделать узнаваемым среди других мировых диаспор. Обычно такие вопросы решаются на уровне конкурсов. В нашем случае конкурс может быть проведен среди страновых общин. Формулировка девиза должна быть достаточно простой и легко воспринимаемой. Возьмем - для примера - хорошо знакомые слова Евгения Евтушенко «Если что-то в мире вечно, - это Родина моя» или Роберта Рождественского «В слове «мы» - сто тысяч «я». Эти предложение призваны создать некую основу для размышления. В дополнение можно поставить вопрос об ориентированном на молодежь нагрудном знаке (не о медали или награде) из легкого металла с надписями «Россия – моя историческая Родина», «Нам силу дает наша верность Отчизне», «Все мы - дети великой Державы» и т.д.
Импульс данной статье придан интервью, опубликованным 26 декабря истекшего года директором Департамента по работе с соотечественниками МИД России А.А.Макарова порталу «Русский век». Там мы увидели впечатляющую картину работы, осуществленной в 2013 году в российском соотечественном движении под эгидой ПКДСР, возглавляемой Министром иностранных дел России С.В.Лавровым. Вспоминая начало своей работы в ВКС и сопоставляя с тем, что делается сейчас, я вижу гигантский прогресс. Разумеется, он не пришел самотеком. В это дело вложен вдохновенный труд большого количества людей, участвующих в соотечественной сфере не ради личной выгоды, а во имя интересов нуждающихся в нашей защите людей.
Высказанные в данном материале мысли – попытка сформулировать итоги моих многочисленных бесед с коллегами, некоторые личные соображения и наблюдения на полях сложных и важных процессов консолидации российского соотечественного движения. В этой связи нашей командой подготовлен материал, содержащий концептуальные и практические подходы к координации деятельности общественных объединений российской общины за рубежом как стержню, способствующему формированию условий для консолидации соотечественников и защиты их прав. Он изложен во второй части статьи.
Цель этого материала послужить импульсом для более глубокого и тщательного обсуждения в российских зарубежных общинах темы дальнейшей консолидации соотечественного движения, о более полном использовании сложившихся ныне для этого предпосылок. Итоги коллективного обсуждения данного и других материалов по указанной тематике разумно было бы вынести на площадки V Конгресс российских соотечественников, который запланирован на осень будущего года.
Заранее хотел бы подчеркнуть, что указанный материл не предназначен служить директивой: это основа для обсуждения и размышлений о качественном обновлении российского соотечественного движения. Мы будем благодарны за любые замечания и предложения читателей, направленные на их совершенствование. Более того, мы рассчитываем, что тщательное обсуждение представленного материала поможет подготовке документов, которые послужат основой для поступательного развития соотечественного движения. При этом предполагается, что обсуждение соображений, содержащихся во второй части данной статьи станет первичной рабочей базой для разработки и утверждения в установленном порядке таких крайне необходимых для нашей практики документов, включая типовое положение о региональном координационном совете российских соотечественников.
Ну, и в заключение нельзя не сказать несколько слов о самом интересном и захватывающем событии, за которым неотрывно наблюдало несколько миллиардов человек. Россия долго и упорно готовилась к зимней Олимпиаде. Буквально с нуля были возведены уникальные по инженерной и архитектурной мысли объекты. Все достижения XXI века были использованы на возведении спортивных сооружений. И как результат – теперь у российских спортсменов есть все, абсолютно все условия для побед и достижений. Российские спортсмены показали невероятные результаты, которыми мы все: и в России, и в странах СНГ, да и вообще соотечественники всего мира гордятся и восхищаются! Ура России!
Председатель ВКС А.В.Лобанов
Проект
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЗА РУБЕЖОМ – СТЕРЖЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ И ЗАЩИТЫ ИХ ПРАВ
(Уровни и формы)
1 уровень. Самоорганизация соотечественников в общественные объединения.
Федеральным законом от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.) определено (ст.3 п.2), что «Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией».
Таким образом, участие отдельных лиц в деятельности или поддержке деятельности общественных объединений соотечественников является важнейшим свидетельством их свободного выбора в пользу участия в движении соотечественников страны пребывания, оформленном в форме организаций, союзов, объединений и проч. в соответствии с законодательством страны пребывания и предусмотренными им юридическими правилами и процедурами. Вместе с тем, такие объединения представляют собой первичную форму координации добровольных усилий лиц из числа соотечественников в рамках заявленных в уставах (положениях) целей и задач. Характер членства соотечественников в общественном объединении устанавливается уставом (положением) такого объединения.
Объединения соотечественников по масштабам охвата соотечественников своей деятельностью и территории ее распространения в стране пребывания могут быть местными, субрегиональными или страновыми (т.е. действовать в масштабе ограниченной или всей территории страны пребывания). При этом политические партии, общественно-политические движения, профессиональные, творческие и иные союзы и организации, учрежденные и действующие на основании иного законодательства страны пребывания, нежели общественные объединения граждан, не могут рассматриваться в качестве общественных объединений соотечественников.
Общественные объединения соотечественников взаимодействует с Российской Федерацией и могут рассчитывать на ее поддержку через контакты и связи с загранпредставительствами Российской Федерации в стране пребывания, а также посредством представительства своих интересов в институтах координации деятельности соотечественников более высокого уровня.
2 уровень. Координация деятельности общественных объединений соотечественников в стране пребывания.
Для координации деятельности общественных объединений в стране их пребывания из числа руководителей этих объединений избираются координационные советы организаций российских соотечественников (КСОРС). КСОРС не являются организациями и не нуждаются в своей юридической регистрации в стране пребывания. Они представляют собой площадку обмена опытом деятельности общественных объединений соотечественников, представительства интересов общественных объединений соотечественников при планировании совместной с другими общественными объединениями работы по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств пребывания с Российской Федерацией.
КСОРСы являются постоянно действующими представительными органами объединений соотечественников, созываемыми по мере необходимости, функционирующими на основании своего положения, а также текущих и перспективных планов своей деятельности. Состав КСОРСов формируется по принципу «одно общественное объединение – один голос». В деятельности КСОРС в порядке регистрации могут принимать участие все общественные объединения, зарегистрированные на территории государства пребывания в качестве общественной организации российских соотечественников. Отказ на участие в деятельности КСОРС любому общественному объединению соотечественников является не допустимым. КСОРС ведет регистрацию участников своей деятельности. Объединение соотечественников подает заявление о своем участии в работе КСОРС и прикладывает к нему копии своих регистрационных документов, а также решения общего собрания членов объединения об избрании своего председателя (руководителя), который по статусу будет представлять интересы объединения в КСОРС.
В странах с большей территорией и большой по численности российской общиной могут создаваться субрегиональные координационные советы российских соотечественников (СКСОРС), действующие на территориях административно-территориальных образований в стране пребывания, либо группах сопредельных административно-территориальных образований. СКСОРС не заменяют собой КСОРС, поскольку последний является координационным советом с общенациональным (страновым) статусом. Решения СКСОРС действительны только для организаций в него входящих. КСОРС является вышестоящим координационным органом по отношению к СКСОРС. В случае, если в стране пребывания соотечественников образованы СКСОРСы, то КСОРС образуется из числа председателей (руководителей) СКСОРС. Деятельность СКСОРС и КСОРС осуществляется на единых принципах и по единым правилам.
КСОРС избирает своего председателя. Избранным считается лицо, набравшее не менее 50 процентов от участвующих в голосовании членов Совета плюс один голос. Заочных голосований по выборам председателя КСОРС не проводится. Голос отсутствующего при проведении голосования члена КСОРС не учитывается. Председатель КСОРС избирается на ротационной основе на срок 3 года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем КСОРС два срока подряд. Председатель подотчетен Совету, а также конференции соотечественников, созываемой ежегодно. Во избежание конфликта интересов, председателем КСОРС не может быть избрано лицо, занимающее посты руководителя или члена руководящих структур политических партий, общественно-политических движений, депутаты представительных органов власти всех уровней в стране пребывания.
Инициатором созыва общенациональных (страновых) конференций соотечественников является КСОРС.
Конференция заслушивает отчет председателя КСОРС о проделанной работе. В случае признания такого отчета неудовлетворительным, конференция предлагает КСОРС провести выборы нового председателя досрочно. В период между конференциями КСОРС вправе отстранить своего председателя от должности по мотивам потери доверия к нему, если за это выскажутся не менее 51 процента от списочного состава членов соответствующего Совета.
Конференция соотечественников является высшим органом представительства интересов соотечественников. Она созывается ежегодно на основании решения КСОРС. При этом интересы общественных объединений соотечественников на конференциях представляют их председатели (руководители), а также активисты. Полномочия делегатов от каждого объединения подтверждаются выпиской из решения общего собрания членов объединения (организации). Конференции правомочны:
- выносить решения по вопросам жизнедеятельности общины соотечественников;
- заслушивать и осуждать отчетные доклады КСОРС;
- принимать рекомендации и поручения в адрес КСОРС;
- принимать заявления и обращения в адрес вышестоящих координирующих структур соотечественников, загранучреждений Российской Федерации в стране пребывания, а также органов исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченных проводить работу с соотечественниками за рубежом;
- избирать делегатов на всемирный конгресс соотечественников (раз в три года), всемирную конференцию соотечественников (ежегодно), региональную конференцию соотечественников, проживающих в странах соответствующего региона мира (ежегодно).
3 уровень. Координация деятельности организаций соотечественников на региональном уровне.
Для более тесного взаимодействия организаций соотечественников, входящих в один и тот же регион мира создаются региональные координационные советы российских соотечественников (РКС).
РКС формируются из числа представителей страновых координационных советов организаций российских соотечественников (КСОРС). РКС не обладает правами юридического лица и не имеет своей штаб-квартиры. Заседания РКС проводятся не реже 2-х раз в год. При этом одно из заседаний РКС привязано по срокам и месту проведения с ежегодной региональной конференцией соотечественников и организуется в ее рамках. Срок полномочий РКС – три года, по истечении которых состав Совета обновляется с учетом изменений в руководстве КСОРС стран региона.
РКС избирает из своего состава председателя. Председатель РКС:
- организует текущую и перспективную работу РКС;
- организует систему информационной работы по вопросам жизнедеятельности российской общины, в том числе обмен информацией между КСОРС стран региона;
- распределяет обязанности между членами РКС и следит за их исполнением;
- запрашивает и получает информацию от российских загранучреждений стран региона по вопросам жизнедеятельности общины соотечественников;
- запрашивает и получает информацию от органов исполнительной власти Российской Федерации, ответственных за работу с соотечественниками за рубежом;
- организует силами КСОРС и входящих в них объединений российской общины общественный мониторинг положения соотечественников в странах региона;
- представляет отчет о деятельности РКС ежегодной Конференции соотечественников стран региона;
- принимает участие в заседаниях ВКС с правом совещательного голоса.
Председатель РКС избирается из числа членов РКС на его заседании сроком на 3 года. Одно и то же лицо не может быть избранным на пост председателя РКС два срока подряд. Члены РКС вправе досрочно лишить председателя РКС полномочий по мотивам потери доверия или утраты связей с КСОРСами, если за данное решение проголосовали не менее 51 процента участников заседания РКС. Правами досрочного отзыва председателя РКС обладает также ежегодная Конференция соотечественников стран региона.
Высшим органом представительства интересов соотечественников на уровне региона мира является Конференция соотечественников стран региона.
Делегаты Конференции соотечественников стран региона избираются на страновых конференциях соотечественников из числа лидеров и активистов организаций соотечественников, входящих в систему КСОРС. Члены РКС участвует в работе Конференции по статусу. Конференции созываются ежегодно по инициативе РКС в одной из стран региона. РКС формирует повестку дня Конференции с учетом пожеланий КСОРСов и поручений Всемирного конгресса российских соотечественников, Всемирных конференций российских соотечественников и Всемирного координационного совета российских соотечественников (ВКС). Региональная конференция российских соотечественников:
- обсуждает и выносит решения по вопросам жизнедеятельности общины соотечественников в регионе;
- заслушивает и осуждает отчеты РКС;
- принимает рекомендации и поручения в адрес РКС;
- принимает заявления и обращения в адрес ВКС, загранучреждений Российской Федерации в странах региона пребывания, а также органов исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченных проводить работу с соотечественниками за рубежом;
- дает поручения делегатам всемирных конгрессов и всемирных конференций соотечественников по вопросам работы в составе тематических секций и внесения предложений в итоговые документы этих высоких форумов;
- избирает представителей региона в состав Всемирного координационного совета российских соотечественников (ВКС).
В заседаниях РКС могут принимать участие представители международных организаций, опирающиеся в своей деятельности на интересы российских соотечественников, с правами совещательного голоса.
4 уровень. Высшие органы координации деятельности организаций российских соотечественников и особенности их формирования.
Федеральным законом от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.) даны исчерпывающие характеристики высших органов координации деятельности организаций соотечественников и установлены принципиальные подходы к их формированию. Законом, в частности, определено, что:
- «Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников» (ст.26 п.1);
- «Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания» (ст.26, п. 2);
- «В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников» (ст.26, п.3).
Таким образом, делегаты Всемирного конгресса соотечественников и Всемирной конференции соотечественников избираются страновой конференцией соотечественников (2-й уровень) непосредственно. Количество делегатов от каждой страны определяется Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, оказывающей организационное, методическое и финансовое содействие в проведении этих форумов соотечественников высшего уровня. При этом члены ВКС, РКС и председатели КСОРС входят в состав делегатов данных форумов по статусу.
Страновые общины, входящие в состав ВКС, определяются методом жеребьевки на региональных конференциях соотечественников, исходя из принципа ротации. В составе ВКС ее член представляет интересы соотечественников региона. От каждого региона в состав ВКС избираются страновые общины согласно квоте, установленной Всемирной тематической конференцией, предшествующей созыву Всемирного конгресса соотечественников. Одно и то же лицо не может быть избрано в члены ВКС два срока подряд. Представительство какой-либо страны от региона может быть возобновлено только после исчерпания списка стран, ранее не делегировавших кандидатов в члены ВКС. Во избежание конфликта интересов в состав ВКС не могут быть рекомендованы и избраны лица, занимающие посты руководителей или членов руководящих структур политических партий, общественно-политических движений, депутаты представительных органов власти всех уровней в стране проживания соотечественников. Избранный на региональных конференциях состав ВКС подлежит утверждению на Всемирном конгрессе соотечественников. Это решение Всемирного конгресса соотечественников служит мандатом ВКС на деятельность до следующего Всемирного конгресса соотечественников.
ВКС действует на основании своего Положения, утвержденного высшим представительным органом российских соотечественников - Всемирным конгрессом соотечественников либо Всемирной конференцией соотечественников.
Во главе ВКС находится его председатель. Председатель ВКС избирается из числа членов ВКС на период деятельности ВКС.
Избрание председателя ВКС происходит на закрытом заседании ВКС, созываемого в рамках Всемирного конгресса соотечественников. Порядок избрания председателя ВКС определяется Положением о ВКС. Избрание председателя ВКС подлежит утверждению решением Всемирного конгресса соотечественников, которое, в свою очередь, является мандатом на деятельность председателя до следующего Всемирного конгресса. Председатель ВКС может досрочно быть лишенным своих полномочий, если такое решение примет Всемирная конференция соотечественников по итогам отчета председателя о деятельности ВКС. В этом случае Всемирная конференция предлагает ВКС избрать нового председателя, полномочия которого до очередного Всемирного конгресса соотечественников должны быть подтверждены решением Всемирной тематической конференции.
Состав ВКС считается сложившим свои полномочия в полном составе после доклада председателя ВКС о деятельности ВКС за отчетный период на заседании Всемирного конгресса соотечественников и его решения по данному вопросу.
Заседания ВКС проводятся не реже трех раз в год, причем одно из заседаний созывается в рамках Всемирной конференции соотечественников, на которой заслушивается информация о деятельности ВКС. В работе ВКС, а также на его заседаниях могут принимать участие представители международных организаций, опирающихся на интересы российских соотечественников, с правом совещательного голоса.
Источник : http://www.ruvek.ru
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 04.03.14 /
- Категория: Работа с соотечественниками
- 2091