ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
-
ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:
Корова ехала в вагоне,
Собака пела на перроне.
Если в слове непонятно
«Е» писать, а может «и»,
Ты ещё раз это слово
Прочитай и повтори -
С удареньем «е» поставим,
Без ударной ставим «и».Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.
***ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел):
Летом надо загорать,
Но не надо забывать:
Лишь умеренный загар
Нам полезен в млад и старь.А теперь, дружок, запомни -
Только станешь загорать,
Знай, что «гор» без ударенья
«О» здесь надо приставлять.А когда загар пристанет
Смело в слове «а» пиши.
«Гар» теперь под удареньем,
Загорайте, малыши!
***В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).
На заре запел петух –
Загорелась зорька вдруг.
Испугался он зори:
«Зарево, ты не гори!»«Зар» всегда без ударенья –
Ты запомни навсегда.
«Зор» бывает с ударенье,
Но бывает с буквой «а».Прежде, чем слова писать,
Надо просто рассуждать.
***В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон).
Кланялся слуга царю,
Отбивал поклон ему.
Кланяться ему не лень,
Может бить поклон весь день.Наклонил головку низко,
Поклонился очень быстро –
Подхалим он у царя,
Только кланяется зря.
***В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (тварь, творчество).
Спеши творить добро ты людям,
Тебя за это не забудут!
Пусть творчество прогонит лень,
Твори всегда, хоть целый день!Исключением из правил является слово «утварь».
Мы утварь в доме соберем,
Почистим все, помоем в нем.
Творенье наше не пустяк,
Блестит наш дом не просто так.
***В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться).
К наукам прикоснулись мы -
Прикосновеньем мы сильны.
Косится лень на нас с утра,
А мне касаться с ней нельзя.
***
В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).Предложили Мишке кашу:
«Кушай, Миша, кашу нашу».
Надо Мишке предлагать
Спать ложиться лишь в кровать.Мишка, ты теперь запомни:
«Лаг» пиши пред буквой «а».
«Лож» напишешь в этом корне,
Если дальше нет той «а».
***Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание).
И пловчиха, и пловец
Сбросили немного вес.
Плаванье - хороший спорт:
Поплывешь и есть рекорд!Ты «пловчиху» и «пловца»
С буквой «о» пиши всегда.
А лишь станешь «плавать» ты,
Сразу «плав» везде пиши.
***В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».
Ростовщик сорвал росток
И привез его в Ростов.В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».
В поле выросла трава,
А на ней растет айва.
Выращен тот плод не зря –
Будет рада детвора.
***В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.
Зайка от Слона спешил,
И в трамвай скорей вскочил.
Зайке Слон спешит с балкона
Позвонить по телефону:- На минутку заскочи,
Ты забыл у нас ключи.
- Я не конь, чтобы скакать,
Хоть забыл ключи забрать.
***
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).Если надо хлеб макать –
Не забудьте «а» писать.
Если будем промокать,
Станем «о» везде писать:Мишка хлебом мед макает,
Кролик тут же промокает
Нос запачканный мишутки,
А не то промочит ушки.
***Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:
Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде -
Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.
Л(о)жится Ваня заг(о)рать
Не на песок, а на кр(о)вать.
Он к другу заск(о)чил с утра.
Все буквы вставить нам пора!
***(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.)
ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ
Игра «Заколдованное слово»
Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:
На лугу паслись две свечки (овечки),
А у нас погасли овечки (свечки).
Мы построим новый сом (дом),
Шевелит усами дом (сом).
Мы в тетради ставим дочку (точку)
Очень любит мама точку (дочку).
Снежный лом (ком) упал на нас,
Нужен ком (лом) как раз сейчас.
Вот огромная нора (гора),
В ней глубокая гора (нора).
Мишка ест прекрасный лёд (мед),
На реке замерзший мед (лед).
Отлежал Мишутка сок (бок)
И налил фруктовый бок (сок).
***Игра «Стихотворные анаграммы»
Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте.
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).Летом всюду я летаю,
И жужжу, и всех кусаю.
Превратите-ка меня,
Сделав частью корабля. (Комар – корма).Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
И превращусь в стеклянный склад,
В котором прячется салат. (Кабан – банка).Роли я играл на сцене,
Выступал и на арене.
Кто-то взял и подшутил:
Слово это превратил
Толи в тряпку, толи в мойку,
Положив меня на полку.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актер — терка).Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвою,
А буквы переставь –
Я окажусь рекою. (Слива - Висла).В овраге ты меня сорвёшь,
Корзинку из меня совьёшь.
Но буквы переставь во мне –
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).Сохатый по лесу бродил,
Но вдруг в приправу угодил.
Вначале он с рогами спал,
Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).Первое слово на сцене играет,
Его режиссеры частенько снимают,
Второе на кухне работает ловко,
Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)Я людям на Руси служил,
И всяк меня с собой носил,
Но если буквы переставишь,
Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто).
***Игра «Стихотворные метаграммы»
Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:
- заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
- стихотворные цепочки слов:Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).
Четыре слова отгадай,
Лишь буквы к слову подбирай:
С буквой «Д» я время суток,
Грею солнцем стаю уток.
С буквой «П» я след пилы,
Подо мною и грибы.
С буквой «Т» я на свету,
Не люблю я темноту.
Ну а с «Л» я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).Три словечка отгадай,
Буквы только подбирай:
Мной гордятся казаки:
«Ишь, под носом – посмотри!».
Не успеешь «О» поставить,
Как спешит она ужалить.
Если вставишь мягкий знак,
В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).А теперь четыре слова
С первой буквой. Вы готовы?
С «О» – я вам рассказ кончаю,
С «У» – дождём вас поливаю,
С «А» - ваш груз перевожу,
С «К» – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка – тучка – тачка – качка).Три словечка отгадай,
Вторую букву подбирай:
С буквой «К» я в ней учусь,
С «П» - на ножке я промчусь,
С «Т» - окошко закрываешь,
Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).С «Д» - лишь мамино творенье,
С «Т» - окончанье предложенья. (Дочка – точка)Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).Буква «а» внутри стоит –
Много тайн в себе хранит.
Люди в слове том живут,
Много их и там, и тут.
Лишь заменишь «а» на «у» -
За гитарой побегу. (Страна – струна).Вторая буква «о» во мне
И я на ветке по весне.
А «е» поставлю вместо «о» -
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
***Игра «Стихотворные логогрифы»
Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал - пена)Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).Можно предложить более легкие стихотворные загадки:
Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого - нора. (Кот – крот).Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).Отгадай четыре слова,
Поменяй лишь буквы снова:
С «Б» - ударила в руке,
С «М» - сидит в воротнике,
С «Т» на крышу взобралось,
С «Кр» - пловцу лишь удалось.
(Боль – моль – толь – кроль).Три словечка отгадай,
Буквы смело подставляй:
С «У» - идет он в каждой школе,
С «За» - залог в любом он споре,
С «По» - пристанет к малышам,
И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).«Этот кот - ну просто жмот,
На плоту разинул рот;
Повернул за поворот -
На лугу увидел скот»
Сколько раз вместилось в строчки
Слово «кот» и «от» до точки?
(«Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз).От глагола «рвет» скорей,
Образуй слова быстрей.
Вставь в стихи и прочитай!
И подумай, и сыграй:
Карапуз цветочки …. (рвет),
И к тому ещё …. (ревёт).
Мама плаксу в дом …(зовет) -
У него болит живот!Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
***Игра «Стихотворные шарады»
Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
Мой первый слог – бумаг большая куча,
А из второго – каша будет гуще.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).Первый слог - намек слегка -
Третья часть снеговика.
Слог второй немного больше -
Так зовётся леди в Польше.
А в конце, мои друзья,
Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).Первый слог – простая нота,
Слог второй – уже игра
Если думать неохота,
Вещь возьми у столяра. (До-лото).Первый слог известен Архимеду,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).Слог первый любит самолет,
Он самый опытный пилот.
Второй, любуясь на себя,
Бывает стулом для царя.
Слог третий – это сопротивленье,
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).Слово первое поет,
Открывая группой рот.
А второе зажужжит
И на скот скорей спешит.
Если вместе их сведешь,
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).Слог первый – термин при игре.
Второй – в атаку позовет.
А вместе – домик во дворе,
И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура).Слог первый в чайнике шипит,
И засвистит, как закипит.
Второй - под носом казака,
Гордится им казак не зря.
Белеет в море вдалеке
Все слово в старом челноке. (Пар – ус).Первый слог с горы свалился,
Он из снега получился.
А второй – спешит играть,
Просит мячик передать.
Вместе – в рюкзаке живет
И на север поведет. (Ком – пас).
Первый слог – есть мера веса,
А второй – в сосновом лесе.
Вместе – добрый Артемон,
Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).Первый слог плывет с фонтаном
По бескрайним океанам,
А второй под Новый год
Папа в дом мне принесёт.
Слога два соедини
И мундир ты получи. (Кит – ель).
В первой части - на земле наследил медведь везде.
Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами.
Если вместе обе части – по густой пройдете чаще.
(След – опыт).
***(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148
- Создано: 03.12.13 /
- Категория: Великий и могучий
- 14422