Вопрос миграции – это чуть ли не самый важный вопрос, решающийся в рамках интеграционного проекта ЕАЭС. По крайней мере, для таких стран, как Армения и Кыргызстан, где высок уровень безработицы и трудовая миграция давно стала нормой государства. По неофициальным данным в России постоянно пребывают порядка полутора миллионов кыргызстанцев, что составляет примерно четверть всего населения страны. Сегодня, рассматривая вопрос вступления в Евразийский экономический союз, власти Таджикистана также основным доводом в пользу проекта называют преимущества для мигрантов. Но какие преимущества получают мигранты? О миграционном законодательстве Евразийского союза, о прописных и реальных изменениях на примере Кыргызстана рассказывает председатель исполкома Профсоюза работников сферы услуг и торговли города Москвы, представитель кыргызстанской диаспоры в России Джами Аширов.

Сейчас, говоря о плюсах от вступления Кыргызстана в ЕАЭС, все эксперты в качестве положительных моментов приводят, прежде всего, вопрос миграции. Мол, теперь это не гастарбайтеры, а трудовые мигранты. На самом ли деле мигранты ощущают на себе эти плюсы? В чем заключаются преференции для наших граждан по сравнению с теми же гражданами Узбекистана или Таджикистана, которые не является участниками Евразийского экономического союза?

- Теперь, по сути, на пространстве ЕАЭС образовался единый рынок труда. Дипломы практически всех специальностей теперь действительны на едином экономическом пространстве. Т.е. кыргызстанцам не нужно подтверждать свои дипломы в других странах Союза.  По евразийскому законодательству мигранты из стран Союза имеют равные права с резидентами тех стран, в которые они выезжают, кроме права избирать власть и быть избранными во власть. О каких правах идет речь? Во-первых, мигранты платят налоги так же, как и резиденты этих стран, я имею в виду подоходный налог, социальные налоги, при этом стаж работы в миграции будет учитываться при начислении пенсии. Второе, у мигрантов отпала необходимость вставать на учет в течение тридцати дней, как раньше. Третье, теперь они не нуждаются в квотах при устройстве на работу, в том числе это касается и высококвалифицированных специалистов. Раньше министерство труда России выделяло квоты для граждан Кыргызстана и других стран, сейчас этой проблемы нет. Четвертое, заработал единый рынок услуг. А это значит, что сейчас мигранты не нуждаются в отдельной медицинской страховке, единый рынок услуг предполагает и медицинское обслуживание в том числе, которое распространяется на наших граждан.

Если говорить о реальности, то положительных сдвигов, конечно, много. Но и проблемы остаются. И связано это с тем, что в РФ сохраняется массовый бюрократизм. Кроме того, даже специалисты еще до конца разобрались в тонкостях евразийского миграционного законодательства. Плюс в России произошла реформа - расформировали ФМС, а все ее полномочия передали МВД. Еще одна проблема – это незнание миграционного законодательства самими мигрантами. Поэтому во время переходного периода у мигрантов проблем не мало. Социальные вопросы пока ещё остро стоят. На местах ещё не знают об изменениях, и нужно время, чтобы все заработало в полную силу.

Однако, мы сейчас видим, что число мигрантов из Кыргызстана растет. А вот количество мигрантов из Таджикистана и Узбекистана уменьшается.

Вы коснулись вопроса о медицинском обслуживании. Есть ли у трудовых мигрантов возможность проходить профилактические обследования в России, на тот же ВИЧ/СПИД, и как часто они пользуются этими возможностями?

- Возможности для обследования есть, проблема в том, что в среде мигрантов мало информации о том, где и как это можно сделать. Да и потом они не особо стремятся использовать эту возможность. Предпочитают не обследоваться, потому что в их среде бытует мнение, что если результат окажется положительным, об этом сразу узнают власти России, и их сразу арестуют и выдворят из страны. "Красный крест" ведёт активную работу по профилактике и по нераспространению СПИДа. Но деятельность организации охватывает небольшое количество людей.

Не так давно в Кыргызстане произошел скандал на тему мигрантов. Министр здравоохранения, заявил, что в росте числа людей, заболевших СПИДом в Кыргызстане, виноваты мигранты Депутатов возмутило это заявление. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

- Нельзя однозначно сказать, что министр так уж и не прав. Мигранты – это группа риска. Среди мигрантов много молодых людей, которые вступают в беспорядочные половые связи. Не секрет, что молодёжь, находясь вдали от бдительного родительского контроля, ведет себя не всегда по-ханжески. Они развлекаются, много пьют и вступают в близкие взаимоотношения, причем с разными партнерами. И в этой связи, если один человек болеет СПИДом, он может заразить большое количество других людей. Но исследованиями на этот счёт мало, кто занимается, а сами мигранты, как я уже сказал, не стремятся обследоваться и сдавать анализы на СПИД. В принудительном порядке эти анализы берутся только в экстренных случаях. Например, когда человек попадает в больницу в тяжелом состоянии. Но так же обстоят дела и в Кыргызстане. Заболевание, как правило, выявляется случайно. Поэтому вряд ли можно говорить о реальных данных о количестве инфицированных и о том, каким образом и где человек заболел.

А если говорить о беспорядочных сексуальных связях молодых людей, то тут возникает еще одна проблема – неконтролируемая рождаемость. Есть много случаев, когда девушки рожают детей и оставляют их в родильных домах, или еще хуже, избавляются от детей. Это, конечно, касается не только кыргызстанцев и не только в России. Но такой негативный тренд имеет место.

А вообще, осознают ли трудовые мигранты свои права, которые дает им членство Кыргызстана в ЕАЭС? Пользуются ли они вновь открывшимися возможностями? Или в большинстве своем они продолжают жить, как гастарбайтеры?

- Большинство живут по-старому. Далеко не все знают о новых возможностях и о правах гражданина Евразийского Союза. Нужно время, чтобы интеграция углубилась. Немаловажную роль в этом должно играть дипломатическое представительство Кыргызстана в России. Уход «старой» команды из посольства – это тоже своего рода препятствие к осознанию мигрантами их новых прав. Специалисты посольства, которые сейчас уехали, почти восемь лет налаживали систему взаимодействия с властями РФ, а новая команда пока только налаживает связи.

Говоря о правах, нельзя не вспомнить и об обязанностях. Изменился ли «общий образ» трудового мигранта из Кыргызстана в глазах российского населения после вступления нашей страны в ЕАЭС?

- Все зависит от местности пребывания. Где большое количество мигрантов там больше проблем во взаимоотношениях. Многие мигранты приезжают из сел, сразу по окончании школ. Естественно различия в культуре сразу бросаются в глаза. И это, порой, вызывает некоторое недопонимание со стороны местного населения. С другой стороны, мигранты и сами не всегда готовы адаптироваться к новым условиям. Не редко они становятся инициаторами конфликтов с местным населением, нередко у них происходят конфликты и между собой.

Но это, скорее, вопрос личности – воспитания, нравственности, морали. И эти проблемы актуальны не только в контексте миграции. Такого рода проблемы имеются и в Кыргызстане. Видимо, поэтому президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев объявил этот год годом нравственности, воспитания и культуры.

Поэтому говорить о том, что мигранты поголовно нарушают законы, или являются причиной какого-то социального конфликта, нельзя. Возникают, конечно, острые ситуации, но это повторюсь – единичные случаи, а не общая тенденция.

Какую роль в этом играет проблема владения или не владения русским языком среди наших мигрантов?

- Я думаю, не знание русского языка – это одна из первостепенных проблем. Не знание русского языка мешает им не только устанавливать добрые отношения с местным населением, это препятствует их трудоустройству, взаимодействию с государственными структурами и влечет массу других проблем. Проблема встает все острее и острее, особенно среди мигрантов из южных регионов Кыргызстана. При этом, их большинство среди тех, кто приезжает работать в Россию.

Находятся ли мигранты из Кыргызстана зоне повышенного внимания со стороны силовых структур РФ?

- Да, это так. Но это касается не только кыргызстанцев, это касается вообще мигрантов из Центральной Азии. Потому что именно в этом регионе ведут сейчас активную работу по вербовке новых рекрутов радикальные религиозные группировки, тот же ИГИЛ. При этом в Кыргызстане религиозные вопросы практически бесконтрольны, мне кажется, что в республике представлены все существующие на свете исламистские течения. Поэтому К гражданам Кыргызстана пристально присматриваются не только правоохранительные органы в России, такая же ситуация и в Китае, и в Турции, и других странах.

В Кыргызстане через неправительственный сектор началась реализация проекта «Мигранты, вернувшиеся из России», финансируемого силовым ведомством США. Как Вы считаете, для чего Штаты его запустили?

- в геополитических играх США всегда используют слабые стороны соперников. Миграция – это слабая сторона многих центрально-азиатских республик, в том числе и Кыргызстана. Это проблема ни одного дня и решить её быстро не получится. Россия – это страна, куда в основном едут на заработки граждане региона. Т.е. страны СНГ тесно связаны между собой и миграционными процессами в том числе. Поэтому использование Штатами этих процессов в своих политических целях было лишь вопросом времени.

Безусловно, что среди трудовых мигрантов высок уровень недовольства. Причины тому очевидны - непростые взаимоотношения мигрантов с местным населением, тяжелые бытовые условия, неоправданные надежды, незнание миграционного законодательства России простыми мигрантами, которое приводит к тому, что люди попадают в "чёрный список" и вынуждены уезжать в страну исхода, где опять же нет работы и высок уровень социального напряжения. В итоге, возвращаясь на Родину, они сохраняют негативное отношение к России, как собственно и к своей родной стране. Не найдя ни работы, ни помощи, ни справедливости эти люди попадают в группу риска, подверженную влиянию со стороны третьих сил. Например, они начинают прислушиваться к религиозной пропаганде и уже с большей симпатией относятся к "воззваниям" экстремистов. А мы все понимаем, что экстремизм – это тоже своего рода геополитический инструмент.

Поэтому вполне вероятно, что проекты, связанные с мигрантами, финансируемые западными институтами, преследуют цель не просто настроить их против России, но и попытаться их использовать в геополитическом противостоянии с ЕАЭС и с Россией в частности.

Некоторые политики Кыргызстана говорят о том, что после вступления в ЕАЭС в Кыргызстан стало поступать в разы больше переводов из России. Насколько это соответствует действительности и с чем это связано? Можно говорить, что трудовые мигранты стали лучше зарабатывать, благодаря евразийской интеграции?

- Количество и суммы переводов на самом деле возросли. Но говорить, что это связано с тем, что люди стали больше зарабатывать не совсем правильно. Это скорее связано это с тем, что постоянно увеличивается число мигрантов, приезжающих работать в Россию. Это первое! И второй момент, влияющий на размеры переводов из России в Кыргызстан, это предприниматели. Бизнес в обеих странах стал более комфортно чувствовать себя. Это факт! Бизнесмены стали налаживать более тесные взаимоотношения друг с другом. И многие переводы делаются именно бизнесменами. Но тут есть небольшой нюанс, так как многие из них работают «в тени», налоговые органы Кыргызстана их не учитывают.

В каких сферах в основном работают мигранты из Кыргызстана?

- Например, в Москве мигранты работают в основном в сфере обслуживания: повара, официанты, парикмахеры, мастера маникюра, таксисты, продавцы и т.д. В этих сферах больше возможностей для заработка. Есть отдельная категория, это бизнесмены на строительных и вещевых рынках.

Наши политики говорят, что в последнее время вырос уровень, так называемой интеллектуальной миграции, т.е. в Россию едут не только разнорабочие и представители сферы услуг, но и высококвалифицированные специалисты с высшим образованием, потому что теперь Россия признает кыргызские дипломы.

- По законодательству ЕАЭС, это действительно так. По большинству специальностей не нужно подтверждать дипломы – они котируются в России и других странах Союза. Но мне кажется, что это не повод для оптимизма. По крайней мере, со стороны кыргызских чиновников. Хорошо, что специалисты становятся востребованными в России, Казахстане. Но! В Кыргызстане-то работать некому.

Интеллектуалы начали уезжать уже давно, просто заговорили об этом только тогда, когда проблема встала более остро. Например, на юге Кыргызстана уже давно сложно найти специалистов на многие позиции. Врачи, учителя из целых районов уехали на заработки. В последнее время уже и из северных районов республики, и из столицы специалисты уезжают на заработки. В Кыргызстане вообще остро стоит вопрос кадров, поэтому политики и начали обращать внимание на данную проблему.

Говорят, что доступ к высшему образованию в России – для Кыргызстана это тоже один из плюсов пребывания в ЕАЭС. Вырос ли уровень «образовательной» миграции? Есть данные, которые показывают, как изменилось число абитуриентов и студентов из Кыргызстана в российских ВУЗах?

- Пока цифры не изменились. В этой сфере по-прежнему остается много нерешенных проблем. Это и неинформативный способ доведения до населения Кыргызстана информации о поступлении в ВУЗы РФ, о квотах на бюджетные места, это и места общежитиях, это и дороговизна жизни в России. Словом, пока ситуация не особо изменилась.

Я хочу сказать, что общее Евразийское законодательство по миграции находится в процессе становления. Сейчас только отлаживаются все предусмотренные механизмы. Так что та ситуация, которая сложилась сегодня в России, касается не только мигрантов из Кыргызстана. Это касается и граждан других стран-участниц ЕАЭС.

Как Вы считаете, какую роль в решении интеграционных вопросов играет экспертное сообщество? В частности, Клуб Региональных экспертов Кыргызстана «Пикир»?

Клуб «Пикир» постоянно поднимает важные вопросы, эксперты обсуждают их с разных сторон. И это очень важно! Потому что высшему руководству, чтобы принимать решения по глобальным вопросам нужно обладать информацией из разных источников, порой и из неофициальных тоже. Экспертное сообщество помогает им в этом, озвучивая те факты, которые, может быть в силу разных причин, не озвучиваются на официальных уровнях. Эксперты, так сказать, «флажками» обозначают проблемы и их границы, сопутствующие им косвенные цели.  Их роль велика и в вопросах объективного восприятия населением тех или иных проблем, в вопросах пропаганды здравых идей и формировании адекватного общественного сознания.

Наталья Крек специально для сайта «Пикир»

Источник: http://pikir-klub.kg/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация