Режиссер «Кыргызфильма» делает мебель в Бердске и получает российское гражданство
-
Население Бердска в Новосибирской области увеличивается за счет мигрантов и переселенцев из бывших республик СССР. В Бердске наряду с Новосибирском и наукоградом Кольцово отмечен ежегодный рост населения. На 1 января 2015 года население Бердска составило 102 608 человек. Но растет Бердск не только за счет естественного прироста, но и за счет приезжих.
За первый квартал текущего года городским ЗАГСом зарегистрировано 735 рождений и 693 смерти.
Люди приезжают в Бердск как из других населенных пунктов Новосибирской области, так из ближнего зарубежья, из бывших республик Советского Союза.
По информации, предоставленной «Курьер. Среда. Бердск» врио начальника отделения УФМС по Бердску Мариной Богомоловой, гражданами России с 1 января 2010 года по настоящее время стали 779 иностранцев. Поставлено на миграционный учет в 2015 году 4037 человек, с целью работы прибыли в Бердск 2920 иностранцев.
Подавляющее большинство трудовых мигрантов из Средней Азии - Таджикистана и Узбекистана. По словам Богомоловой, без разрешительных документов могут работать граждане Армении, Беларуси, Казахстана, а также лица, имеющие разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство, временное убежище (граждане Украины) и участники Госпрограммы по переселению соотечественников.
Среди многочисленного числа трудовых мигрантов, вынужденных и добровольных переселенцев и семья Аркадия и Нелли Ефимовичей. Они переехали в Бердск из столицы Кыргызстана Бишкека в 2012 году.
Переезжали не впопыхах с одной сумкой вещей, спасая жизни свои и детей, как это происходило на Украине, а целенаправленно и обдуманно. У Ефимовичей подрастают две дочери Элина (8 лет) и Ева (6 лет). Собственно ради них родители и решили уехать в Россию.
В отличие от вынужденных переселенцев или трудовых мигрантов, у которых нет ни кола ни двора, Ефимовичи, продав в Бишкеке квартиру, две дачи и «Мерседес», смогли в Бердске купить типовую двушку в 9-этажном доме. Правда, влезли для этого еще и в кредиты, взяв в общей сложности 800 тыс. рублей. Такое соотношение цен у них - в столице республики, и здесь - в небольшом сибирском городе.
О том, как они жили там, как их встретила историческая родина, гражданами которой они решили стать, и чем занимаются здесь, супруги поделились с «Курьер. Среда. Бердск».
Аркадий уроженец Бишкека, Нелли с юга республики из Ошской области. Еще в советское время время ее отец Равиль Шамсутдинов, шахтер по профессии, перебрался в Киргизию из Кемеровской области. Нелли родилась уже там.
Аркадий с 17 лет (сейчас ему 44) работал на киностудии «Кыргизфильм», прошел путь от ученика механика по обслуживанию сложной техники до оператора и помощника режиссера. Его отец там же на студии всю жизнь проработал директором фильмов, мама - главным бухгалтером.
После развала СССР фильмы в Кыргызстане стали не нужны, да и у нового независимого государства просто не было средств на их производство. Ефимович вместе с двумя коллегами стал снимать и изготавливать рекламные ролики и видеофильмы. Но заказы, как и заработки, были от случая к случаю. Да и демпинговые цены конкурентов в этом бизнесе не способствовали созданию качественной продукции, которую Аркадий привык делать, работая на «Кыргызфильме».
Потом появилась семья, и одна за другой родились дочки - поздние и желанные для супругов дети, и вопрос обеспечения родных стал для Аркадия основным. Ефимович устроился менеджером в мебельный салон. По иронии судьбы это было представительство бердской компании «Мастер и К». И проработал в нем 7 лет.
Но тут в республике резко обострилась социальная и политическая обстановка, одна за другой заполыхали цветные революции. А Бишкек - центр этого костра.
- Не было гонений на русских, но сама обстановка была ужасная, - вспоминает Ефимович, - полная анархия, нет никакой власти, никаких силовых органов. На улицу вышел, стоит ларек, в нем что-то нравится, разбил витрину, взял и пошел…
Стало страшно за детей. Как они будут расти, в какой стране жить и что их ожидает в дальнейшем? Так было принято решение ехать в Россию.
Бердск для переселения был выбран не случайно, здесь с 1989 года (тогда еще в едином государстве СССР) жил и работал брат отца Вадим Ефимович - известный в городе педагог. Он согласился помочь племяннику и его семье с переездом и был готов приютить родственников в своей двушке. Но такой вариант Ефимовичей не устраивал, они решили на первых порах снимать жилье.
Нелли первая приехала в Бердск летом 2011 года как раз для получения российского гражданства. Тогда это происходило в упрощенном порядке. Сдала документы и тут же уехала назад, а ровно через месяц приехала за российским паспортом. И снова вернулась в Бишкек. Супруги постепенно подготавливали свой отъезд, нужно было продать имущество движимое и недвижимое, на эти деньги собирались приобрести жилье в Бердске. Продать имущество в Бишкеке нужно было не по бросовой цене, как делали бывшие жители Кыргызстана, ставшие гражданами России, а за реальные деньги. Как раз из этих меркантильных соображений Аркадий не стал тогда же вместе с супругой оформлять российское гражданство.
- Если бы я был гражданином России, я бы половину денег оставил там, продавая, - вспоминает глава семьи.
А вот мебель, бытовую технику, посуду Ефимовичи продавать не стали, они понимали, что отдав там все за бесценок, здесь на эти деньги ничего не купят, поэтому и загрузили все в 5-тонный контейнер.
- Статус переселенца давал мне, как мне там объяснили, льготные возможности получить контейнер без растаможки, - продолжает рассказ Аркадий. - Потом опять тот момент, что это воссоединение семьи, так как у меня жена и дети россияне, а я рожден в СССР.
Однако ожидания оказались напрасными. Первое, с чем столкнулись супруги, приехав в Бердск, - им предложили растаможить контейнер по 4 евро за 1 кг веса. А это значит купить свои же собственные вещи в 15 раз дороже, чем они стоят. Пришлось договариваться.
Кроме контейнера с вещами, Ефимовичи привезли с собой кошку Мию. Подобрав ее маленьким выброшенным котенком с перебитыми лапками, Ефимовичи не смогли расстаться с четвероногим членом семьи, которого вылечила любовь детей. А Мия, гуляя на улице, защищала девочек лучше иной собаки.
Для кошки-эмигрантки пришлось оформлять кучу документов, а также расстаться с существенной денежной суммой, давая ревизорам «на лапу» при каждой проверке в поезде.
Семейство прибыло в Бердск в августе 2012, дядя Аркадия к тому времени подыскал недорогую съемную квартиру. Жена - учитель начальных классов - сразу же нашла себе работу воспитателем в детском саду. Устроилась с условием, чтобы туда взяли и девчонок.
А вот мытарства Аркадия только начинались. Его, переселенца с разрешением на временное проживание (РВП), отказывались брать на работу с официальным трудоустройством.
Ефимович поведал о нынешних этапах законодательных ступеней по получению гражданства:
- Я получил РВП 30 декабря 2013 года. Ты получаешь на год РВП, спустя год ты собираешь опять большой пакет документов, чтобы получить вид на жительство. Он дается на 8 месяцев. После получения вида на жительство ты опять собираешь пакет документов и подаешь на гражданство.
Поначалу Аркадий хотел ускорить процесс, насколько это было возможно. Ему дали телефон представителя таджикской диаспоры, давнего гражданина России. Тот назвал стоимость услуги - от 100 000 рублей. У Аркадия таких денег не было. Но было недоумение, почему вопросами получения российского гражданства русскими же людьми ведают выходцы из Средней Азии.
- В УФМС это уже такая хохма, - грустно шутит Аркадий, - стоят русские люди, очередь там, бабушка стоит со вчерашнего дня с 5 часов утра. Вдруг идет некий караванчик азиатской наружности, не занимая никакой очереди. Вы куда? Тут очередь. А нам назначено, мы к начальнику.
И все же после года неофициальной работы в различных сферах от извоза до телевидения, его взяли на мебельное объединение «Рост». Оператором кромкооблицовочного станка. И самое главное - его трудоустроили официально с записью в трудовой и соцпакетом.
Было не просто. Труд физический, тяжелый, сутки через двое, хотя и неплохо оплачиваемый. А официальная работа и заработок сейчас для Аркадия главное. Ведь больше половины семейного дохода Ефимовичи выплачивают по кредиту. А еще у него цель - гражданство России.
- С разрешением на работу ты можешь трудиться и по трудовому договору, для этого необязательно быть россиянином, - объясняет Аркадий. - На сегодняшний день я получил обязательный страховой полис Пенсионного фонда, я стою на учете в налоговой. В будущее я же тоже смотрю, я не должен в этой жизни потеряться. Я полуполноценный россиянин, и теперь мне нужно получить гражданство, российский паспорт.
Дочерей после приезда в Бердск родители сразу же отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. Девчонкам нравится. Инструмент достался даром по объявлению. В общеобразовательной школе Элина окончила 1 класс, Ева пойдет учиться через год.
Ефимовичи не жалеют о своем решении переехать в Россию, но сам переезд в психологическом плане дался им очень тяжело. Вырывать корни всегда трудно, особенно в зрелом возрасте. Не отпускает и ностальгия по родным местам, горам, которых здесь нет…
В Бердске немало таких как Ефимовичи, все они некогда граждане единого большого государства, в одночасье оказались по разную сторону границ. Не каждый смог оставаться жить в национальных республиках, где родился, но стал чужим, только потому что не коренной национальности. Основной поток переселенцев в Россию пришелся на начало 90-х, но и сейчас находятся те, кто хочет уехать. И уезжает.
Фото автора
«Курьер. Среда. Бердск»
Источник: http://www.ruvek.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 24.07.15 /
- Категория: Домой в Россию
- 1243