Карелия: мечта и реальность
-
В этом краю чистейших озер, богатой тайги, каменных гор всегда селились самые сильные люди, крещенные северным ветром и ледяными брызгами Белого моря. И если уж кого-то околдовывал Север - так навсегда! Сюда многие ехали, чтобы испытать себя, проверить. Свою дорогу в этот одновременно суровый и сказочный край люди прокладывают из самых разных мест и поныне.
История прибалтийской Софии
На днях в латвийском офисе Федеральной миграционной службы при посольстве России в Латвии состоялась видеоконференция с руководителями Республики Карелия, в которой участвовали представители разных общественных организаций Прибалтики, люди, желающие открыть свой бизнес на Севере, и те, кто давно мечтает найти там новый дом. Новостной повод располагал! Совсем недавно Карелия присоединилась к Государственной программе оказания помощи в добровольном переселении соотечественников из-за рубежа. Значит, и из всей Прибалтики? Разумеется! В год Карелия готова принимать по 300 собственно участников Госпрограммы, плюс – их семьи.
И среди них уже скоро обязательно будет жительница самого восточного района Латвии – Краславского (он почти на границе с Россией), София Никитична Щербакова – с детьми и внуками. История тут необычная.
Ровно десять лет назад я участвовал в большой экспедиции биологов от Латвийского музея природы – в Карелию и дальше в Мурманскую область. Выехали мы из Риги на микроавтобусе и третью ночевку решили устроить уже в Карелии на берегу озера Чупа. Это было в середине лета, поэтому ночью оказалось лишь чуть-чуть темнее, чем днем, берега озера спрятал густой снежно-белый туман, который сливался с водой так, что и границу не увидеть. Мы с приятелем-биологом Роландом нырнули в туман на лодке и уже около противоположного берега увидели огонек. Вышли, смотрим - мужичок сидит, курит около костра.
Разговорились мы с ним, и вдруг оказалось, что он из Латвии – из Латгалии (этот регион граничит с Россией и Белоруссией), зовут «дядя Женя». Мы застали его за ответственным процессом: карельский латгалец рыбу коптил в жестяной бочке.
Он поехал в Карелию еще в советские годы - работать на железной дороге, а дома, в Латвии, у него осталась жена с детьми, которая отказывалась забираться в такую даль, да и за родителями пожилыми надо было приглядывать. Поэтому к мужу она приезжала только во время отпуска, а он к ней – во время своего. В итоге получалось, что семья была вместе в лучшем случае два месяца в году. Потом развалился Союз, появились границы, и супружеская пара стала видеться еще реже. София Никитична звала мужа в Латгалию, он ее – в Карелию, так и прошло много лет. Она хотела было переселиться с детьми (к тому времени уже взрослыми) к мужу, но все не удавалось: то у него какие-нибудь проблемы возникнут с работой и приходится искать новую, то у латгальской Софии что-то приключится. Впрочем, раз в год жена обязательно к мужу ездила с семьей – отдохнуть хотя бы на пару недель.
Обо всем этом мне тогда ночью и рассказал дядя Женя, а еще угостил свежекопченой рыбкой и «беленькой» налил. А с его женой (ее адрес новый знакомый, разумеется, дал сразу – и миллион «приветов» со мной отправил!) я познакомился потом уже, на берегу Даугавы: София Никитична меня позвала на… рыбалку. После этого мы с ней периодически, раз в пару лет, созванивались, а года полтора назад она все же переехала к мужу, оформила в России, в Республике Карелия, вид на жительство. Причем вместе с ней из латгальской глубинки в карельскую переехала все семья – и дети, и внуки, которые уже школу закончили. Латгальская знакомая мне тогда позвонила и сказала: «Все, я теперь с мужем живу. Праздник у нас! И детям с внуками в Карелии очень нравится»…
О том, что в России действует Программа по переселению соотечественников, наша София знала давно, и все ждала, когда к ней Карелия подключится, чтобы легче было оформить разные документы, перевезти из Латгалии оставшиеся вещи, и главное – получить гражданство РФ. Что же, теперь для Софии Никитичны и ее семьи хорошая новость! Оказывается, стать участником Госпрограммы могут даже те люди, граждане других стран, которые уже находятся в России (и не первый год) и имеют, например, только вид на жительство. А по Госпрограмме гражданство России дают, как правило, за пару месяцев.
Туристы и алмазы
Первый заместитель министра труда и занятости Республики Карелия Гивий Карапетов, принимавший участие в видеоконференции с Прибалтикой, ответил и на вопросы журнала «Русский век».
- К нам уже по Госпрограмме переехало несколько человек из Латвии, и недавно мы еще получили анкеты с заявками тех, кто желает найти новый дом в Карелии. Ждем к себе европейцев! - говорит Гивий Людвигович. – Для переселенцев раздолье во всех отношениях. Во-первых, у нас население меньше миллиона, во-вторых, фактически все оно сконцентрировано в столице, Петрозаводске, и других городах, поэтому в деревни можете переселяться из тех же прибалтийских стран целыми артелями и хозяйствами.
Мы уже рассматривали варианты, например, открыть в Карелии места компактного проживания соотечественников, хотя вовсе не обязательно, поскольку наша республика вся открыта: милости просим! Есть где развернуться и тем, кто хочет заняться частным бизнесом, скажем, развивать туристическую сферу. А это направление у нас более чем перспективное. В Карелии насчитывается около 27 000 рек и 60 000 озер, при этом Ладожское и Онежское - самые большие в Европе, которые манят к себе туристов со всего света.
Кроме того, у нас два заповедника - «Кивач» и «Костомукшский», а также Кемь-Лудский участок старейшего и теперь уже легендарного «Кандалакшского». На их территориях проложены экологические маршруты, есть музеи природы, организован так называемый научный туризм. У нас три национальных парка — «Водлозерский» (частично находится в Архангельской области), «Паанаярви» и «Калевальский». Также действуют два музея-заповедника – и оба знаменитые на весь мир: «Валаам» и «Кижи». Сейчас мы еще разрабатываем парк «Ладожские шхеры», где требуются специалисты, например гиды и экологи.
Нам очень нужны предприниматели и в сельском хозяйстве, и в промышленности. Сейчас рассматривается большая программа развития края. В планах открыть несколько горно-обогатительных заводов, построить новые ветки железной дороги, много ГЭС и даже одну АЭС. Везде нужны рабочие руки и умные головы! Кстати, они нужны и на многих предприятиях по добыче полезных ископаемых и минералов. У нас почти 500 разведанных месторождений, где добывают более 30 видов твердых полезных ископаемых, плюс – около 400 торфяных месторождений, десятки месторождений подземных вод, 200 учтенных геологических памятников. Это серьезно!
Берем больше! За последние 10 лет мы выдали много лицензий на добычу драгоценных металлов и алмазов. У нас еще добывают железную руду, титан, ванадий, молибден, слюду, строительные материалы (разные виды гранита и мрамора) и керамическое сырье (пегматиты, шпат).
От врачей до трактористов
- Если говорить и о государственном секторе, и о частном, то везде (особенно вдали от крупных населенных пунктов) нужны медицинские работники, - продолжает Гивий Карапетов. - В районных больницах готовы оплачивать специалистам проценты по ипотечному кредитованию на жилье, а в некоторых случаях вообще могут бесплатно предоставлять квартиры (на селе - и целые дома), чтобы там жил уважаемый специалист, пока работает в медучреждении.
Помимо медицинских работников нам очень нужны учителя для школ и воспитатели в детских садах. А мужчин ждут – хоть завтра! – в сфере электроэнергии, для работы водителями общественного транспорта и тяжелого – в том числе в карьерах, где еще требуются бульдозеристы и грейдезеристы. А поскольку везде – и в городах, и в небольших поселках – у нас теперь кипит строительство, необходимы самые разные профессионалы в данной отрасли. В свою очередь, в сельском хозяйстве и вообще аграрном комплексе нам нужны трактористы, животноводы, селекционеры, ветеринары.
Если к нам решат переселяться семьями, то, подчеркну, в Карелии нет очередей в дошкольные образовательные учреждения, школы всегда открыты для детей соотечественников, а в вузах, в том числе в знаменитом Петрозаводском университете, есть разные квоты на стипендии, на бюджетные места. С некоторых пор, как вы знаете, участниками Госпрограммы могут становиться не только взрослые, но и студенты: переселяться к нам, учиться, получать профессию – и поднимать регион.
Вот, говорят, север – он суровый. Как сказать. Да, к нам едут в первую очередь те, кто готов преодолевать трудности, кто хочет испытать себя – и добиться многого. Но все не так уж и страшно! Климат у нас мягкий, меняется на территории республики от морского к континентальному. Зима снежная, но обычно без сильных морозов. А лето хоть и не очень длинное, но жаркое – и со сказочными белыми ночами. Приезжайте, не пожалеете. Но напоследок замечу: перед тем как принять окончательное решение переселяться к нам, рекомендую заранее хотя бы на месяц приехать: чтобы просто познакомиться с краем. А когда вы его почувствуете и полюбите всем сердцем, тогда и переселяться будет проще.
Журнал "Русский век" №6 2014
Источник: http://www.ruvek.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 12.07.14 /
- Категория: Домой в Россию
- 1139