21. РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
-
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
Постановление Правительства Республики Мордовия от 19.08.2013 г. № 344
Программа утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 августа 2013 г. № 334 Целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годы». Уполномоченный орган по реализации программы - Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения.
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от «19» августа 2013 г. № 344
Целевая программа Республики Мордовия
«Оказание содействия добровольному переселению
в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом,
на 2013 - 2015 годы»
Паспорт
целевой Программы Республики Мордовия
«Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2015 годы»
Наименование Программы
Дата согласования Проекта Программы Правительством Российской Федерации
Целевая программа Республики Мордовия «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2015 годы» (далее — Программа)
Распоряжение Правительства Республики Мордовия от ___№ ____ «О разработке целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы»
Основание для разработки Программы Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»
Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 12 ноября 2012 г. № 650-р «О создании Межведомственной группы по разработке Проекта Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы»
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Мордовия, ответственный за реализацию Программы (далее — уполномоченный орган)
Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения
Основной разработчик
Программы
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (ГКУ РМ «НЦСЭМ»)
Цель Программы
Задачи Программы Оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического и демографического развития республики
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Мордовия для постоянного проживания.
2. Создание условий для социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество участников Программы и членов их семей, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг.
3. Содействие в решении вопросов трудоустройства и обеспечения жильем, медицинского и социального обеспечения соотечественников, предоставление образовательных услуг.
4. Сокращение дефицита трудовых ресурсов
Сроки реализации Программы 2013–2015 годы
Исполнители основных мероприятий Программы Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения;
Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия – координатор Программы (по согласованию);
Министерство здравоохранения Республики Мордовия;
Министерство образования Республики Мордовия;
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;
Министерство печати и информации Республики Мордовия
Объемы и источники финансирования
Программы Всего: 22 117,86 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета – 194,3 тыс. руб.;
средства республиканского бюджета Республики Мордовия – 21 923,56 тыс. руб.
в т. ч. по годам:
2013 г. – 6 697,13 тыс. руб. (средства федерального бюджета – 194,3 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия – 6 502,83 тыс. руб.);
2014 г. – 7 140,15 тыс. руб.;
2015 г. – 8 280,58 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий Программы привлекаются средства федерального бюджета в виде субсидий бюджету Республики Мордовия на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Мордовии
Основные показатели эффективности Программы
1. Количество участников Программы, прибывших в Республику Мордовия и зарегистрированных УФМС на территории вселения.
2. Доля рассмотренных уполномоченным органом анкет соотечественников – потенциальных участников Программы от общего числа поступивших анкет.
3. Доля расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию предусмотренных Программой мероприятий.
4. Количество выданных разрешений на временное проживание в Республике Мордовия.
5. Доля участников Программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Программы и членов их семей.
6. Доля участников Программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего числа участников Программы (ежегодно).
7. Доля участников Программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец отчетного года
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация Программы позволит обеспечить:
1. Вселение на территорию Республики Мордовия 330 чел. участников Программы, в т. ч. по годам:
в 2013 г. – 100 чел.;
в 2014 г. – 110 чел.;
в 2015 г. – 120 человек.
Всего количество переселенцев в Республику Мордовия с учетом численности членов семей участников Программы (из расчета 1 семья – 3 чел.) составит 990 чел., в т. ч. по годам:
в 2013 г. – 300 чел.;
в 2014 г. – 330 чел.;
в 2015 г. – 360 человек.
2. Увеличение доли рассмотренных анкет соотечественников — потенциальных участников Программы от общего числа поступивших до 100 %.
3. Долю расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию предусмотренных Программой мероприятий на уровне 70,0 %.
4. Увеличение количества выданных разрешений на временное проживание в Республике Мордовия в 3,2 раза относительно 2012 г.
5. Долю участников Программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Программы и членов их семей до 100 %.
6. Долю участников Программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего числа участников до 100 %.
6. Долю участников Программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец реализации Программы – не менее 70 % (в 2012 г. – 58,8 %).
7. Уровень финансирования расходного обязательства Республики Мордовия за счет средств бюджета Республики Мордовия на уровне 5,0 % исходя из уровня софинансирования указанного расходного обязательства за счет субсидии, утвержденного Минфином России на уровне 95,0 %.
Система организации
управления и контроль за исполнением Программы Контроль за исполнением Программы осуществляют Глава Республики Мордовия, Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественная палата Республики Мордовия.
Общее управление Программой осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти по оказанию содействия переселению соотечественников – Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения (Указ Главы Республики Мордовия от 23 июля 2007 г. № 134-УГ «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Мордовия, ответственного за реализацию Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом»)
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Демографическая ситуация в Республике Мордовия характеризуется рядом неблагоприятных тенденций. В регионе наблюдается снижение численности постоянного населения как за счет его естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. В Республике Мордовия за период 2010–2012 гг. численность населения уменьшилась на 13,8 тыс. чел., или на 1,6 процента.
На начало 2012 г. численность постоянного населения Республики Мордовия составила 825,4 тыс. чел., из которых 503,1 тыс. чел. (60,6 %) – городское население и 322,3 тыс. чел. (39,4 %) – сельское. Сокращение численности населения происходило прежде всего из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль).
Республика Мордовия характеризуется низким показателем рождаемости, что приводит к демографическому старению населения, в 2012 г. численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составила 23,5 процента.
В последнее время происходит изменение возрастного состава населения. Так, за период 2010–2012 гг. уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9 %, трудоспособного возраста – на 3,4 %, и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 2,7 процента. В 2012 г. в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 14,5 % в общей численности населения, лиц старше трудоспособного возраста – 24,1 процента. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза.
Старение населения предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.
На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. За период 2010–2012 гг. наблюдалось отрицательное сальдо миграции населения. В 2012 г. с территории республики выбыло 19 167 чел. (в 2010 г. – 10 314 чел.), прибыло 15 743 чел. (в 2010 г. – 8 733 чел.), т.о. миграционная убыль в 2012 г. составила 3 143 чел. (в 2010 г. – 789 человека).
Прогнозные оценки демографического развития Республики Мордовия указывают, что вне зависимости от тенденций рождаемости и смертности численность населения будет уменьшаться, сохранится тенденция сокращения численности населения за счет как естественного, так и механического движения.
В Республике Мордовия ежегодное сокращение численности населения будет составлять 7,1–6,3 тыс. человек. К 2015 г. прогнозируется уменьшение среднегодовой численности постоянного населения республики до 806,1 тыс. человек.
Наряду с абсолютным сокращением численности населения прогнозируется его старение. К 2015 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 25,5 процента. Прогнозируется также изменение возрастной структуры населения: увеличение доли населения старше трудоспособного возраста и небольшое возрастание доли лиц моложе трудоспособного возраста. Это обусловит повышение демографической нагрузки на трудоспособное население: к 2015 г. он составит 689 чел. нетрудоспособного возраста на 1 000 чел. трудоспособного возраста.
На динамику численности населения будут оказывать влияние также миграционные процессы. Если в целом по Российской Федерации прогнозируется положительный миграционный прирост населения, то в Республике Мордовия по-прежнему будет наблюдаться миграционный отток.
Основные демографические показатели по Республике Мордовия представлены в Приложениях 5, 6.
Замедлению процесса убыли населения республики может способствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.
В Республике Мордовия наблюдается тенденция снижения численности работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности – на 2,8 %, в общественных объединениях и организациях – на 26,3 %, на предприятиях с иностранным участием – на 26,2 %, на частных предприятиях – на 4,2 процента. Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, в 2012 г. составила 97,5 тыс. чел.
В 2012 г. доля безработных, учитывая незанятых, ищущих работу самостоятельно, без обращения в службы занятости (в соответствии с методикой МОТ они классифицируются как безработные), составила 4,9 % от экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,0 % от экономически активного населения.
По данным на 1 января 2012 г., заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 4,3 тыс. единиц.
В настоящее время возрастает потребность привлечения иностранных граждан на рынок труда республики. Только за 10 месяцев 2012 г. иностранным гражданам было выдано 2 294 разрешения на работу. Наибольшее количество разрешений на работу выдано иностранным гражданам Узбекистана (63,8 %) и Армении (11,5 %), наименьшее – гражданам Молдовы (0,3 процента).
Значительная доля иностранных работников привлекается в строительство – 1 717 чел. (74,8 %), обрабатывающие производства – 315 чел. (13,7 %), сельское хозяйство – 79 чел. (3,4 %), оптовую и розничную торговлю – 79 человек (3,4 процента).
Объем и квалификационная структура использования иностранной рабочей силы в целом не влияют на напряженность на рынке труда республики.
По прогнозу Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения, в 2013–2015 гг. в связи с сокращением общей численности населения и изменением его возрастной структуры тенденция уменьшения численности трудовых ресурсов сохранится. Численность трудовых ресурсов сократится с 500,6 тыс. чел. в 2013 г. до 480,4 тыс. чел. в 2015 году.
Уменьшение численности трудоспособного возраста в прогнозном периоде будет частично восполнено за счет лиц старше трудоспособного возраста и подростков. Численность занятых в экономике республики составит в 2015 г. 371,3 тыс. человек.
Оценка возможности приема и обустройства участников Программы и членов их семей.
Услуги в области образования и культуры. В настоящее время регион демонстрирует высокий уровень обеспеченности социальной инфраструктурой (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта):
1) система дошкольного образования представлена 234 учреждениями, обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. человек составляет 583 места;
2) система общего образования представлена 411 учреждениями;
3) система профессионального образования представлена 23 учреждениями начального профессионального образования, 2 государственными высшими учебными заведениями (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) и 1 негосударственным высшим учебным заведением, 31 государственным средним специальным учебным заведением;
4) сфера культуры представлена 5 театрами, 24 музеями, 544 клубными учреждениями, 545 библиотеками.
Участники Программы и члены их семей будут полностью обеспечены социальными услугами на равных условиях с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Мордовия.
Жилищное обустройство. Республика Мордовия участвует в федеральных программах «Жилище» на 2011–2015 гг., «Социальное развитие села» до 2013 года. По участию в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011–2015 гг. республика является абсолютным лидером в стране. Успешно выполняются республиканские целевые программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия». Ежегодно примерно 1,5 тыс. семей получают государственную поддержку в улучшении жилищных условий. В 2010 г. отдельным жильем были обеспечены почти 4,5 тыс. семей и одиноких граждан, в 2011 г. – еще 3,5 тыс. семей и граждан.
Участникам Программы в Республике Мордовия до принятия гражданства Российской Федерации предлагается рассмотреть варианты и самостоятельно принять решение о жилищном обустройстве в зависимости от уровня своей материальной обеспеченности, в том числе:
наем жилых помещений;
приобретение жилых помещений за счет собственных средств;
покупка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность у частного лица или организации;
приобретение права аренды или собственности на земельный участок на аукционах на основании заявления о предоставлении земельного участка;
переуступка прав аренды у частного лица или организации (в случае, если срок основного договора по аренде заключен более чем на 6 лет).
Временное проживание участников Программы и членов их семей возможно в гостиницах.
Стоимость проживания одного человека в гостиницах городов и муниципальных районов республики составляет от 400 до 3000 рублей за сутки.
Имеется возможность поднайма временного жилья у частных лиц.
Ориентировочный срок подбора временного жилья по найму 3 дня.
Ориентировочная стоимость:
- найма жилья в месяц (квартиры в городах и районах) :
1-комнатной квартиры от 6 – 7 тыс. руб.;
2-комнатной квартиры от 8 – 9 тыс. руб.;
3-комнатной квартиры от 10 – 11 тыс. руб.;
- покупки дома в районах в зависимости от уровня их оснащенности различными коммуникациями от 300 тыс. рублей.
Посреднические услуги в аренде жилья оказывают риэлторские компании.
Фактическая стоимость строительства 1 м2 жилья в г. Саранске, по данным на 1 января 2013 г., составила:
на первичном рынке: 41 099,53 руб. за 1 м2;
на вторичном рынке: 34 014,22 руб. за 1 м2.
В Республике Мордовия участникам Программы, имеющим многодетные семьи, предусмотрена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в течение 3 месяцев.
Услуги службы занятости. Центры занятости населения в Республике Мордовия оказывают содействие в трудоустройстве безработных граждан и граждан, ищущих работу; организуют опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения; содействуют развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан; оказывают адресную поддержку гражданам, ищущим работу, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, и другие услуги.
Медицинская помощь. В Республике Мордовия имеются ресурсы системы здравоохранения для оказания всех видов медицинской помощи при переселении соотечественников в планируемых объемах. Медицинская помощь населению оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Документом, на основании которого будет осуществляться оказание услуг, является свидетельство участника Программы или члена его семьи установленного образца или страховой медицинский полис, выданный на основании этого свидетельства.
Информирование о порядке выдачи страхового медицинского полиса будет проводиться при первичном приеме и постановке на учет.
Первичный медицинский осмотр соотечественников, включая детей, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская помощь участникам Программы и членам их семей оказывается в соответствии с Республиканской территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2012 г. № 470.
Медицинская помощь участникам Программы и членам их семей предоставляется бесплатно.
Имеется возможность трудоустройства врачей в учреждения здравоохранения без предоставления жилья.
Социальное обеспечение. Меры социальной поддержки участникам программы и членам их семей осуществляются в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Уполномоченный орган по предоставлению услуг участникам Программы и членам их семей в сфере социальной поддержки – ГКУ «Социальная защита населения» районов Республики Мордовия.
Риски реализации Программы. При реализации мероприятий Программы можно обозначить возникновение следующих рисков, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны переселенцев и принимающей стороны:
предоставление переселенцам лучших условий и социальных гарантий, в том числе в жилищной сфере, чем жителям республики;
несоблюдение участниками Программы обязательств перед принимающей стороной;
риск возрастания нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления участнику Программы и членам его семьи дополнительного перечня услуг;
отказ работодателя от найма участника Программы после его приезда, несоответствие (неполное соответствие) квалификации участника требованиям вакантного рабочего места, попадание участника Программы в категорию безработных;
необеспеченность жильем;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп;
рост межнациональной напряженности.
В данной Программе предусмотрены мероприятия, направленные на предупреждение и нейтрализацию этих рисков.
Таким образом, в связи с масштабностью поставленных в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г. задач, а также с связи с сокращением численности населения и, при этом, всевозрастающей потребностью в рабочей силе и квалифицированных кадрах, которая не может быть удовлетворена за счет собственных трудовых ресурсов, в Республике Мордовия необходима соответствующая миграционная политика, направленная на привлечение в республику мигрантов – соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе в странах СНГ. Использование данного миграционного ресурса при условии одновременной реализации мер по стимулированию рождаемости и уменьшению смертности позволит компенсировать естественную убыль и стабилизировать численность населения, что будет способствовать достижению стратегической цели демографического развития Республики Мордовия, а также создаст условия для сокращения дефицита трудовых ресурсов.
В Республике Мордовия имеются все условия для принятия участников программы и членов их семей. Более подробная информация о территории вселения «Республика Мордовия»
Приложение N 7
к целевой программе Республики Мордовия
"Оказание содействия добровольному
переселению в Республику Мордовия
соотечественников, проживающих за рубежом,
на 2013 - 2015 годы"
Описание
проекта переселения "Республика Мордовия"
Общая характеристика Республики Мордовия. С учетом величины территории (26,1 тыс. км2), численности населения (825,4 тыс. человек), природно-ресурсного и производственного потенциала, отраслевой структуры экономики Республика Мордовия относится к III группе регионов Российской Федерации, характеризующихся незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В эту группу входят многие субъекты европейской части России, а также часть восточных регионов.
Природными богатствами Республики Мордовия являются земли сельскохозяйственного назначения, мергелево-меловые породы и опока, используемые для производства высококачественного цемента, мореный дуб, фосфориты, торф, минеральные краски, а также бурый железняк. Однако сырьевая база Республики Мордовия характеризуется отсутствием таких минеральных ресурсов, как нефть и природный газ, т. е. основных товаров российского экспорта.
Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в Республике Мордовия характеризуется рядом неблагоприятных тенденций. В регионе наблюдается снижение численности постоянного населения как за счет его естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. В Республике Мордовия за период 2010 - 2012 гг. численность населения уменьшилась на 13,8 тыс. чел., или на 1,6 процента.
На начало 2012 г. численность постоянного населения Республики Мордовия составила 825,4 тыс. чел., из которых 503,1 тыс. чел. (60,6%) - городское население и 322,3 тыс. чел. (39,4%) - сельское. Сокращение численности населения происходило прежде всего из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль).
Республика Мордовия характеризуется низким показателем рождаемости, что приводит к демографическому старению населения, в 2012 г. численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составила 23,5 процента.
В последнее время происходит изменение возрастного состава населения. Так, за период 2010 - 2012 гг. уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9%, трудоспособного возраста - на 3,4%, и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 2,7 процента. В 2012 г. в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 14,5% в общей численности населения, лиц старше трудоспособного возраста - 24,1 процента. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза.
Старение населения предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.
На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. За период 2010 - 2012 гг. наблюдалось отрицательное сальдо миграции населения. В 2012 г. с территории республики выбыло 19 167 чел. (в 2010 г. - 10 314 чел.), прибыло 15 743 чел. (в 2010 г. - 8 733 чел.), т.о. миграционная убыль в 2012 г. составила 3 143 чел. (в 2010 г. - 789 человека).
Рынок труда. Сложившаяся демографическая ситуация явилась одной из причин обострения проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.
В Республике Мордовия наблюдается тенденция снижения численности работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности - на 2,8%, в общественных объединениях и организациях - на 26,3%, на предприятиях с иностранным участием - на 26,2%, на частных предприятиях - на 4,2 процента. Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, в 2012 г. составила 97,5 тыс. чел.
В 2012 г. доля безработных, учитывая незанятых, ищущих работу самостоятельно, без обращения в службы занятости (в соответствии с методикой МОТ они классифицируются как безработные), составила 4,9% от экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,0% от экономически активного населения.
По данным на 1 января 2012 г., заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 4,3 тыс. единиц.
В настоящее время возрастает потребность привлечения иностранных граждан на рынок труда республики. Только за 10 месяцев 2012 г. иностранным гражданам было выдано 2 294 разрешения на работу. Наибольшее количество разрешений на работу выдано иностранным гражданам Узбекистана (63,8%) и Армении (11,5%), наименьшее - гражданам Молдовы (0,3 процента).
Значительная доля иностранных работников привлекается в строительство - 1 717 чел. (74,8%), обрабатывающие производства - 315 чел. (13,7%), сельское хозяйство - 79 чел. (3,4%), оптовую и розничную торговлю - 79 человек (3,4 процента).
Перечень
инвестиционных проектов, осуществляемых в настоящее время и планируемых
Инновации и инвестиции. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р) ориентирует регионы на значительное повышение доли инновационного сектора экономики и рост инновационной активности предприятий и организаций.
В связи с этим структурная политика в среднесрочной перспективе будет направлена на обеспечение сбалансированного и устойчивого развития экономики республики. В структуре ВРП повысится доля инновационных секторов экономики. В связи с этим ключевая доминанта в траектории структурных изменений - формирование экономики инноваций и дальнейшее развитие конкурентных сегментов.
Приоритетными направлениями развития инновационного сектора экономики Республики Мордовия будут электронное приборостроение; оптоэлектроника, волоконная оптика; энергосберегающая светотехника; информационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы.
Важное значение для инновационного прорыва имеет мегапроект - "Технопарк в сфере высоких технологий". Технопарк - это фундамент на пути создания инновационной экономики, который определит будущее Республики Мордовия и на многие десятилетия вперед. Особую роль IT-технологии будут играть во взаимодействии резидентов технопарка. Закончено строительство DATA-центра - современного предприятия по хранению и обработке большого объема информации.
Инновационная деятельность в Республике Мордовия структурирована на основе кластерного подхода. Инновационные кластеры являются одной из важных форм в системе управления регионом, способствующих повышению его конкурентоспособности.
Накопленные в республике научно-производственный, человеческий и организационный потенциалы, особенности структуры и специализации экономики, природно-климатические условия создают предпосылки для развития в республике следующих инновационных территориальных кластеров:
- технопарк в сфере высоких технологий;
- энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением;
- транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
- электротехника и приборостроение;
- агропромышленный кластер.
В рамках данных кластеров планируется реализация 135 проектов. Успешному развитию инновационных территориальных кластеров будет способствовать научно-техническая, финансовая и кадровая поддержка АУ "Технопарк-Мордовия" и других субъектов научно-инновационной инфраструктуры (ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева", НИИС имени А.Н. Лодыгина, венчурный фонд, малые инновационные предприятия и др.).
Наряду с проектами, которые включены в инновационные территориальные кластеры, в Программе также представлено 58 проектов по другим сферам деятельности. К ним относятся:
- прочие производственные проекты;
- транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство;
- социальная инфраструктура.
Реализация данных проектов позволит решить задачи, связанные с импортозамещением, расширением ассортимента и повышением качества продукции, обеспечением продовольственной и экологической безопасности, наращиванием экспортного потенциала республики, а также развитием производственной инфраструктуры.
В связи с проведением в 2018 г. чемпионата мира по футболу особое внимание будет уделено реализации проектов по строительству спортивных сооружений и объектам спортивной инфраструктуры.
В решении задачи роста экономического благосостояния населения важную роль будет играть 21 инвестиционный проект, направленный на развитие социальной инфраструктуры.
Данные обеспеченности жильем и социальной инфраструктурой, транспортом, услугами связи, торговыми площадями
Обеспеченность жильем. Жилищный фонд в Республике Мордовия, по данным на 1 января 2012 г., составил 20 256,9 тыс. кв. м. Площадь жилищ в 2012 г., приходящаяся в среднем на одного жителя, в республике - 24,5 кв. м. Распределение жилищного фонда в разрезе форм собственности по республике, по данным на 1 января 2011 г. выглядит следующим образом: частная - 17 779,0 тыс. кв. м, государственная - 333,1 тыс. кв. м, муниципальная - 2 122,1 тыс. кв. м. Площадь общежитий в Республике Мордовия - 613,5 тыс. кв. м. Удельный вес площади, оборудованной водопроводом, составляет 67,1 %; канализацией - 59,4 %; отоплением - 84,1 %; газом - 95,8 %; горячим водоснабжением - 48,5 %; напольными плитами - 1,5 процента.
Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда, по данным на 1 января 2012 г., - 348,5 тыс. кв. м. В общей площади жилищ удельный вес ветхого и аварийного жилья составляет 1,7 процента.
В республике ведется активная работа по улучшению жилищных условий населения. Мордовия участвует в федеральных программах "Жилище" на 2011-2015 гг., "Социальное развитие села" до 2013 года. По участию в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 гг. республика является абсолютным лидером в стране.
Успешно выполняются республиканские целевые программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Мордовия", "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия". Ежегодно примерно 1,5 тыс. семей получают государственную поддержку в улучшении жилищных условий.
По территориям вселения переселенцам до принятия гражданства Российской Федерации предлагается рассмотреть варианты и самостоятельно принять решение жилищного обустройства в зависимости от уровня своей материальной обеспеченности, в том числе:
- наем жилых помещений;
- приобретение жилых помещений за счет собственных средств;
- покупка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность у частного лица или организации;
- приобретение права аренды или собственности на земельный участок на аукционах на основании заявления о предоставлении земельного участка;
- переуступка прав аренды у частного лица или организаций (в случае, если срок основного договора по аренде заключен более чем на 6 лет).
При получении гражданства Российской Федерации переселенцы реализуют право на жилье в соответствии с действующим законодательством. Переселенцам, желающим приобрести жилье в рамках ипотечного кредитования, будет оказано содействие. Порядок содействия жилищному обустройству участников Программы и членов их семей приведен в приложении 6 к программе - "Регламент приема участника Программы и членов его семьи, их временного размещения, предоставления статуса, трудоустройства и обустройства на территории вселения".
Транспорт и связь. В Республике Мордовия зарегистрировано 496 организаций и 2 092 индивидуальных предпринимателя, оказывающих транспортные услуги и услуги связи. Среднегодовая численность занятых данными видами экономической деятельности составила 21,6 тыс. чел.
В анализируемый период удельный вес транспорта и связи в отраслевой структуре ВРП республики вырос с 7,1 до 8,1 %.
Объем платных транспортных услуг населению Республике Мордовия увеличился в сопоставимых ценах в 1,35 раза, объем платных услуг связи - в 2,25 раза.
Было построено и отремонтировано 224,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 598 пог. м мостов, проложено 338,5 км международных кабельных линий связи.
По развитию транспортной инфраструктуры Республика Мордовия находится на одном из первых мест в Приволжском федеральном округе. Регион располагает развитой сетью железных дорог общего пользования, их эксплуатационная длина - 544 км, из них электрифицировано более 60 процентов. По железным дорогам Республики Мордовия осуществляются транспортные связи Центра и Юга России с регионами Поволжья, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком. По территории республики проходит 6,2 тыс. км автомобильных дорог, из них более 4,5 тыс. км (81,5 %) - с твердым покрытием. Из общей протяженности автодорог около 400 км - это федеральные автодороги (М-5 "Урал" Москва - Самара - Уфа - Челябинск, 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Пенза - Саратов). Через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии.
Отрасль связи в республике представлена почтовой и телефонной связью, сетью Интернет, операторами мобильной связи, организациями, предоставляющими услуги радиосвязи, кабельного и цифрового телевидения, радио- и телевещания. В Мордовии обеспечен повсеместный доступ к услугам связи за счет внедрения универсальных с использованием таксофонов и пунктов коллективного доступа, а также высокий уровень телефонизации домохозяйств и цифровизации местной сети.
Число телефонных станций городской сети в 2012 г. составило 102 единицы, сельской - 368 единиц. Емкость телефонных станций сети общего пользования увеличена до 335 тыс. номеров. Число телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования достигло 251,4 тыс. шт. (в том числе в сельской сети - 72,5 тыс. шт.), число таксофонов городской и сельской телефонной сети - 1,5 тыс. штук.
За период 2007 - 2012 гг. организациями почтовой связи Республики Мордовия отправлено 25 млн. писем, 58 млн. экземпляров газет и журналов, 295 тыс. посылок, 246 тыс. телеграмм, 27,2 млн. ед. денежных переводов и пенсионных выплат.
Доходы от услуг связи общего пользования в Республике Мордовия составили 18,5 млрд. рублей.
В Республике Мордовия создана и продолжает развиваться единая телекоммуникационная сеть органов государственной власти. В настоящее время к сети подключены все органы государственной власти Республики Мордовия.
Реализация национального проекта "Образование" обеспечила подключение школ к сети Интернет. По числу персональных компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет, на 100 учащихся Республика Мордовия является лидером в Приволжском федеральном округе.
Факторами, сдерживающими распространение современных информационно-коммуникационных технологий в Республике Мордовия, являются более низкий, чем в среднем по России, уровень урбанизации; сравнительно невысокая плотность населения; его ограниченная покупательная способность.
В развитии и функционировании транспортной инфраструктуры республики также имеется ряд проблем:
- несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту транспортных расходов и снижению скорости движения (в первую очередь, в г. Саранске);
- нуждается в развитии пассажирское транспортное сообщение, особенно в агломерации "Саранск - Рузаевка - Лямбирь";
- железнодорожная сеть имеет многочисленные участки с недостаточной пропускной способностью;
- инфраструктура воздушного транспорта устарела и нуждается в комплексной модернизации;
- логистическая инфраструктура находится в стадии формирования.
Здравоохранение. Система здравоохранения Республики Мордовия, по состоянию на 1 января 2012 г., включала 270 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих медицинские услуги, из которых частных медицинских учреждений - 97 и индивидуальных предпринимателей - 20.
За последние годы было введено в эксплуатацию 5 объектов здравоохранения (региональный сосудистый центр МУЗ "Городская клиническая больница N 4" в г. Саранске, инфекционный корпус Старошайговской ЦРБ, Республиканский перинатальный центр в г. Саранске, центр современной медицины "Новомед" и поликлиника Республиканской клинической больницы в г. Саранске).
Одновременно с этим наблюдалось сокращение количества больничных учреждений и поликлиник на 13,4 процента. Данная тенденция характерна в целом для Приволжского федерального округа и для Российской Федерации.
Мощность учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, на 10 тыс. человек населения составила в 2012 г. 213,6 посещений в смену (в 2006 г. - 209,2). Численность коечного фонда - 105,9 единиц на 10 тыс. человек населения, что больше среднероссийского показателя (93,7). Обеспеченность населения врачами на 10 тыс. человек составила 51,8 (по Российской Федерации - 50,1).
В качестве ключевого направления совершенствования здравоохранения определено повышение доступности медицинской помощи на принципах общеврачебной практики. Внедряются высокотехнологичные методы диагностики и лечения: компьютерная и ядерно-магнитно-резонансная томография, лазерная и эндоскопическая хирургия, литотрипсия, ультразвуковая и компьютерная диагностика заболеваний в офтальмологии, эндопротезирование тазобедренных и коленных суставов, кардиохирургические операции, диагностика злокачественных новообразований на линейных ускорителях.
На территории республики успешно функционируют следующие центры: кардиохирургический, диабетологический, перинатальный, планирования семьи, гипербарической оксигенации; научно-клинические центры: озонотерапии, клинической иммунологии, а также лаборатория биоспектроскопии, лазерной и фотодинамичной терапии.
Активная работа проводится по дополнительной диспансеризации работающих граждан. Объем дополнительной диспансеризации включает осмотр врачами-специалистами: терапевтом, неврологом, хирургом, офтальмологом, эндокринологом, акушером-гинекологом (для женщин), урологом (для мужчин); проведение лабораторных и функциональных исследований - анализ мочи, анализ крови, определение специфических онкомаркеров СА-125 (женщинам после 40 лет), PSI (мужчинам после 40 лет), электрокардиография, флюорография, УЗИ.
В сфере здравоохранения Республики Мордовия одним из самых масштабных проектов остается Национальный проект "Здоровье". В его рамках за счет средств федерального бюджета в первичное звено здравоохранения республики поступила 151 единица диагностического оборудования на сумму 160,4 млн. рублей.
Объем оказанной скорой медицинской помощи является стабильным на протяжении последних пяти лет (0,34-0,32 вызова на 1 человека) и соответствует рекомендуемому показателю Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Несмотря на улучшение ряда показателей развития здравоохранения (снижение младенческой смертности, инфекционной заболеваемости и др.), в республике продолжает сохраняться неблагоприятная ситуация в данной сфере. Это проявляется как в превышении смертности над рождаемостью, так и в высокой доле смертности людей трудоспособного возраста. К основным причинам смертности населения трудоспособного возраста относятся сердечно-сосудистые (свыше 40 % случаев смертей) и онкологические (около 14 процентов) заболевания.
Образование. Единое образовательное пространство республики включает в себя 753 образовательных учреждений различных видов и типов, в которых обучаются свыше 158 тыс. человек.
В сфере дошкольного образования услуги предоставляют 235 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из которых 132 расположено в городах и поселках городского типа и 103 - в сельской местности, с контингентом воспитанников 29,517 тыс. чел., что составляет 61,0 % от численности детей соответствующего возраста. Воспитанием, обучением, развитием и обслуживанием детей дошкольного возраста в республике занимаются свыше 6 тыс. человек, из них - 3 050 педагога, большая часть которых (73,1 %) имеет высшее образование.
В республике решаются задачи по увеличению охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста и сокращению очередности в дошкольные образовательные учреждения. В 2012 г. в Мордовии функционируют 290 групп кратковременного пребывания детей с численностью 2 596 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, около 1 200 детей охвачены другими вариативными формами дошкольного образования, что позволило увеличить число детей дошкольного возраста, охваченных организованными формами воспитания, до 68 процентов.
В 2008 - 2012 гг. продолжалось развитие системы общего образования. Демографические и миграционные процессы в наибольшей степени затрагивают систему общего образования в Республике Мордовия. За последние пять лет контингент школьников сократился на 5 484 чел., из которых 6 352 детей - в сельской местности. Число общеобразовательных учреждений за пять лет сократилось на 135, на 4,8 тыс. человек уменьшилось число работающих в них учителей.
В 2011 - 2012 учебном году в сфере общего образования функционировало 444 учреждения, из которых 438 дневных общеобразовательных учреждений и 6 вечерних школ.
Существующая сеть позволяет удовлетворить образовательные потребности различных категорий и групп жителей республики. Особое внимание уделяется формированию системы целенаправленной работы с одаренными детьми. Так, в 2010 году в г. Саранске был открыт Республиканский лицей - Центр для одаренных детей.
Несмотря на то что в республике удалось улучшить техническое состояние и благоустройство зданий, доля общеобразовательных учреждений, требующих капитального ремонта, остается достаточно высокой - 24,5 % (в среднем по стране - 22,6 процента). Доля общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, также ниже общероссийского показателя (в Республике Мордовия - 60,5 %, в России - 69,4 процента).
В республике функционирует 81 учреждений дополнительного образования детей различной направленности, в которых обучаются более 55 тыс. школьников. Проводится работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В системе образования республики также функционируют 14 детских домов и школ-интернатов, в которых обучаются и воспитываются 1 528 детей, в том числе 394 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В системе профессионального образования Республики Мордовия наблюдались изменения в структуре подготовки кадров. В учреждениях начального и среднего профессионального образования увеличилась численность обучающихся по профессиям, связанным с металлообработкой и строительством. Одновременно произошло сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными специалистами.
Сфера высшего профессионального образования Республики Мордовия представлена тремя вузами, среди которых два государственных и один негосударственный, а также рядом филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов. В 2009 - 2010 учебном году общая численность студентов в республике составила 41,4 тыс. человек. В государственных вузах обучались 38,8 тыс. человек.
Лидирующие позиции на рынке образовательных услуг республики занимает Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, который является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России. Контингент обучающихся в нем студентов составляет около 64 % от общего числа студентов вузов Республики Мордовия. В 2010 г. в отношении Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева установлена категория "Национальный исследовательский университет".
Центром педагогического образования Республики Мордовия является Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, в котором ведется подготовка специалистов в области дошкольного, школьного, специального, дополнительного, высшего и послевузовского образования.
В Республике Мордовия большое внимание уделялось этнокультурному образованию. Обучение и воспитание на родном языке в регионе осуществляют 33 муниципальных дошкольных образовательных учреждения. Продолжает свою работу Методический центр национальных культур Поволжья, созданный на базе дошкольного учреждения "Детский сад N 90 комбинированного вида" г.о. Саранск.
На базе МОУ "Гимназия N 19" городского округа Саранск функционирует межшкольный центр национальных культур. Всего в республике насчитывается 149 национальных школ, в которых обучаются 7 778 детей. Во всех общеобразовательных учреждениях со 2 по 8-й класс изучаются мордовский (мокшанский и эрзянский) язык в объеме 2 часа в неделю.
Этнокультурному образованию уделяется внимание также и в высших учебных заведениях. В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева функционирует Институт национальной культуры, создан Межрегиональный научный центр финно-угроведения. С получением категории "Национальный исследовательский университет" одним из приоритетных направлений развития вуза являются фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения.
Организация досуга детей и подростков осуществляется через систему дополнительного образования, через сеть факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях. Контингент детей и подростков, посещающих учреждения дополнительного образования, составляют преимущественно учащиеся дневных общеобразовательных школ. Большое внимание уделяется разработке социальных проектов в различных сферах практической деятельности. Министерство образования Республики Мордовия и учреждения образования ежегодно проводят республиканские тематические смотры, конкурсы, олимпиады и другие массовые мероприятия. Деятельность учреждений дополнительного образования становится все более разноплановой, дает возможность ребенку реализовать либо компенсировать в полном объеме индивидуальные способности. Приоритетным направлением стало занятие детей и подростков в спортивных объединениях и кружках художественного, эколого-биологического и технического творчества. Особое место в социальной политике занимают вопросы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в различных лагерях: загородных, санаторного типа, для школьников с дневным пребыванием, труда и отдыха, для одаренных детей и т. д.
Культура. Развитие сферы культуры Республики Мордовия направлено на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия, традиционной народной и национальной культуры, а также создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала личности.
В отрасли сохранена сеть учреждений культуры и искусства, которая объединяет свыше 1 200 объектов, в их числе 4 государственных и 1 муниципальный театр, государственная филармония и 4 профессиональных концертных коллектива, два республиканских и 11 муниципальных музеев, 549 массовых библиотек, Республиканский Дом народного творчества.
Отраслевая система образования представлена 2 учреждениями среднего профессионального образования, более 60 детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств.
В Республике Мордовия функционируют 554 учреждения культурно-досугового типа - дома культуры, клубы, центры досуга. В них работают свыше 3 тыс. клубных формирований с числом участников, превышающим 35 тыс. человек.
Сеть учреждений кинематографии представляет автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере культуры"Кинофонд Республики Мордовия" и 96 киноустановок.
На территории республики находятся около 2 тыс. памятников истории и культуры, из которых 859 поставлено на государственную охрану, в том числе 48 - федерального значения.
В республике создан Центр финно-угорской культуры, Мордовский государственный национальный драматический театр, Республиканский театр оперы и балета им. И. Н. Яушева в г. Саранске и музейно-этнографический комплекс в с. Старая Теризморга Старошайговского района.
Ежегодно на территории республики проводятся международные фестивали и Дни мордовской культуры в регионах России.
Спорт. Республика Мордовия является одним из регионов-лидеров Российской Федерации в области организации массового спорта и спорта высших спортивных достижений. Она была признана лучшим спортивным регионом России; за 2010 г. стала одним из первых регионов, принявших активное участие в реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы". В рамках вышеуказанных программ в республике построено около 100 объектов (в том числе многофункциональные залы, возведенные в районных центрах, стадионы, ледовые дворцы, бассейны). Некоторые из спортивных объектов не имеют аналогов в мире (республиканский лыжно-биатлонный комплекс, Центр по велоспорту-ВМХ). В городе Саранск построены крупный спортивный комплекс "Мордовия", Ледовый дворец и Дворец водных видов спорта.
В республике активно развивается материально-спортивная база. В 2012 г. насчитывалось 2 098 различных спортивных сооружений, из которых 1 079 находятся в сельской местности.
Развитие малого бизнеса. Малое предпринимательство Республики Мордовия за последние 5 лет динамично развивалось: увеличилось количество малых предприятий, возросла их выручка, наблюдалась тенденция роста инвестиций в основной капитал малых предприятий.
В настоящее время в Республике Мордовия действуют почти 27 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства.
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Республики Мордовия увеличилось с 4 единиц в 2006 г. до 8 в 2011 году. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта возросла с 7,1 до 13,3 процента.
В 2011 г. количество малых предприятий, по данным статистической отчетности (без микропредприятий), составляло 1 174 единицы, средних - 151 единица. По числу малых и средних предприятий Республика Мордовия занимает предпоследнее место в Приволжском федеральном округе.
В настоящее время 93,3 % общего количества средних предприятий республики сосредоточено в пяти отраслях: в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 36,4 %; обрабатывающих производствах - 20,5 %; оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления - 11,9 %; строительстве - 15,9 %; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг - 8,6 процента. На малых предприятиях Республики Мордовия в 2011 г. заняты 32,7 тыс. чел.; на средних - 17,4 тыс. человек.
Развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы.
Основными направлениями развития малого бизнеса в Республике Мордовия являются:
- развитие малого инновационного предпринимательства, в том числе в сфере высоких технологий;
- развитие инфраструктуры малого бизнеса: создание сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки предпринимательства в муниципальных районах;
- разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки предпринимателей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;
- информационное обеспечение малого бизнеса;
- снижение административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса.
Социальное обеспечение. Меры социальной поддержки добровольного переселенца будут входить в его компенсационный пакет. Также имеются другие меры социальной поддержки, осуществляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Таким образом, территория вселения "Республика Мордовия" характеризуется устойчивым социально-экономическим развитием. Социальная инфраструктура региона готова к приему переселенцев. Соотечественникам будет обеспечен доступ к социальным услугам на равных условиях с жителями Республики Мордовия.
Учитывая удобное экономико-географическое положение; благоприятную среду жизнедеятельности, в частности, связанную с развитием социальной сферы, привлечением дополнительных инвестиций в республику; транспортную доступность (воздушный, железнодорожный, автомобильный виды транспорта); организацию жилищного и общественного строительства (приобретение жилья стало более доступным с развитием системы продажи жилья в рассрочку, ипотечных схем кредитования, а также целевых программ, направленных на субсидирование отдельных категорий граждан); повышение инвестиционной привлекательности, деловой активности предпринимателей, создание условий, способствующих развитию малого бизнеса, проект переселения целесообразно включить в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Глава Республики Мордовия - Николай Иванович Меркушкин
Адрес: 430002, ул. Советская, 35
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Факс: (8342) 47-99-96
Учреждение: Правительство Республики Мордовия
Адрес: 430002, ул. Советская, 35
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Факс: 47-36-28
Сайт: http://www.e-mordovia.ru
Государственный Комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения 430000, РМ, г. Саранск ул. Коммунистическая, 33, корп. 2
Тел.: (8342) 47-20-74
Факс: (8342) 47-20-54
Сайт: http://www.zanrm.ru
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Управление федеральной миграционной службы по Республике Мордовия
Адрес: 430001, г. Саранск, проспект Ленина, д. 30А
Электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Адрес интернет-страницы: http://www.fmsrm.ru
Код города: 834-2
Телефон приемной: 47-85-12
Телефон горячей линии: 24-41-44, 47-84-87
Руководство Управления
Начальник – Нуйкин Юрий Аркадьевич
Заместитель начальника – Ширшикова Валентина Николаевна
Телефоны для справок
по вопросам получения паспорта гражданина Российской Федерации – 23-33-24
по вопросам гражданства – 47-30-50
по вопросам получения заграничного паспорта – 23-26-68
по вопросам получения разрешения на работу иностранному гражданину – 47-00-88
по вопросам регистрации иностранного гражданина – 47-30-50
по другим вопросам – 24-37-53
Прием населения
проспект Ленина, д. 30А
Начальник - понедельник, пятница с 11.00 до 15.00, каб № 222
Заместитель начальника - вторник с 10.00 до 13.00, каб № 205
Источник : http://www.rusinkg.ru
- Создано: 23.09.13 /
- Категория: Территории вселения
- 4383