Тамбовская область: новый старт, новые возможности
-
Государственная программа содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, дала Тамбовской области 10 тысяч новых жителей. И у каждого из них – своя судьба, свой неповторимый жизненный путь. Что нашли они здесь, на Тамбовской земле? Какие строки пишут на новой странице своей жизни?
Здесь мой дом, здесь моя семья
Познакомиться с соотечественниками, избравшими местом жительства Инжавино, нам удалось благодаря заместителю главы районной администрации Надежде Ивановне Сигаевой и заместителю директора районного Центра занятости Владимиру Николаевичу Щербакову.
Вместе пришли мы в гостеприимный дом семьи Прасуловых, в 2013 году приехавших в Инжавино из Казахстана. Хозяйка прекрасного дома – Галина Прасулова – в годы СССР заведовала отделением связи в городе Чимкенте, потом Чимкент стал Шимкентом, в нем все реже стала звучать русская речь, друзья Прасуловых потянулись в Россию. Сами Прасуловы на семейном совете решили поискать счастья в Амурской области, но в Алматы встретили Надежду Сигаеву и от нее узнали о Тамбовской области. Собственно, немудрено в Казахстане встретить представителей тамбовских региональных властей, ведь регион уже не первый год активно работает с соотечественниками в бывших республиках, убеждая выбрать именно эту спокойную и зажиточную среднерусскую губернию.
В 2012 году в Инжавинский район приехали дети Прасуловых – Марина и Евгений, став участниками Программы. Приемом остались довольны: ради скорейшей акклиматизации Надежда Сигаева даже оформила приезжим из Казахстана регистрацию в собственном доме, помогла определиться с работой. Не было проблем и с получением положенных по Программе денег: и подъемных, и единовременной выплаты от Тамбовской области.
Так что через год, в 2013 году, в Инжавино пожаловали и Прасуловы-старшие. Супруг Галины без проблем устроился водителем, дети начали трудиться на местной птицефабрике. Сообща превратили в прекрасный коттедж разваливающийся дом, в котором никто не жил много лет - на такое жилье хватило вырученных средств от продажи собственного дома в Казахстане. И вот уже дочка стала главным зоотехником на птицефабрике, вышла замуж, и скоро новая веточка рода Прасуловых поднимется на российской земле.
- Мне в Инжавино очень нравится, здесь и люди отзывчивые, и власть нам помогает, и просто очень спокойно тут, - рассказывает Галина Прасулова. – Мы ездили в прошлом году в Казахстан, я собирала бумаги для оформления пенсии - нет, там я не смогу уже. Кругом чужая речь, все какие-то шумные, бегут куда-то.
- Основное место работы у нас – огромная птицефабрика, выпускающая несколько миллионов тонн мяса птицы в год, - рассказывает Владимир Щербаков, - сюда свозят народ из нескольких районов, но люди требуются постоянно. Так что, с рабочими местами проблемы нет.
По официальным данным, с начала реализации Программы в Инжавинский район прибыло 244 человека – 119 участников Программы и 125 членов их семей. В районе есть специализированный жилфонд, который предоставляется приехавшим врачам и их семьям, есть и пункт временного размещения (ПВР).
Временные стены тоже помогают
- Ну, это только называется пункт, - рассказывает Надежда Сигаева, - на самом деле у нас это двухэтажный дом красивой архитектуры, выстроенный по немецкой технологии. Нам он достался на торгах, у нас было всего 2 миллиона рублей бюджетных денег, на это сейчас можно купить разве что двушку, но нам просто повезло. Одна местная организация перебиралась в Москву и все здесь распродавала. Дом был недостроенный, доводили до ума его сами, своими силами.
Действительно, очень хороший в Инжавино дом для переселенцев, и застали мы в нем ребятишек и их мам.
Валентина Быковская и ее многочисленное семейство – взрослый сын, невестка, внук и муж - занимают в ПВР несколько комнат. Вся большая семья выехала в Россию еще в 2014 году, вскоре после начала событий в Донбассе. Тогда в Тамбовскую область сразу прибыли около 500 беженцев с Украины, всех компактно разместили в большом санатории. Быковские сложа руки сидеть не стали и тут же в санатории устроились на работу.
Почти все выехавшие с Украины в начале тех трагических событий вернулись на родину, но Быковским возвращаться было некуда – жили они неподалеку от Дебальцево, и их дом давно сравняли с землей.
Валентина Валентиновна - мастер мостовых и башенных кранов, ее супруг - экскаваторщик 6-го разряда, по специальности им работы в Инжавино нет. Зато молодое поколение Быковских трудоустроено, сын ходит в школу. Часть мебели в своих комнатах в ПВР Быковские купили на собственные деньги.
- Тут нас прекрасно встретили, очень помогли нам власти, в том числе и внука в школу собрать, спасибо им огромное, - рассказывает Валентина Быковская. – Заработки у моих, конечно, небольшие, но это лучше, чем без работы сидеть. К тому же за проживание в ПВР мы должны платить, так что работать надо.
А вот другая семья. На момент нашего разговора Владлена Олимова, ее супруг и ребенок жили в Инжавино всего несколько дней. Настроение у Владлены было грустное: с собой из Таджикистана семья молодых милиционеров привезла совсем немного денег, так как и Владлена, и ее муж Исмаил жили раньше в одном интернате, а потом, поженившись, получили комнатку в общежитии. Так что продать жилье и получить средства на первое время, как это делают все переселенцы, Олимовы не смогли.
Сама Владлена, в девичестве Ильченко, - русская, о Программе узнала из Интернета, уехать из Таджикистана удалось быстро, но уже в Инжавино услышали Олимовы, что из-за реорганизации Федеральной миграционной службы обозначенные в Программе сроки получения разрешения на временное проживание (РВП) сдвигаются, а вслед за ними и сроки получения российского гражданства и паспорта.
- Если мы не успеем с РВП, у нас кончится срок миграционной карты. Чтобы возобновить его, нам придется возвратиться в Таджикистан и снова выехать, чтобы пересечь границу, тогда срок действия карты пойдет вновь, - рассказывает Владлена. – Где взять денег на это, ума не приложу.
На самом деле администрация района уже вовсю хлопочет о работе для Исмаила Олимова, не оставят в беде и Владлену.
- Из-за реорганизации ФМС, насколько я знаю, сроки разрешения на проживание в ПВР будут продлены, так что без крыши над головой наши соотечественники не останутся, - уверена Надежда Сигаева.
Алена Миллер, ее муж Илья и двое сыновей приехали из Казахстана в мае. Алена отмечает отзывчивость и внимательность местных властей, комфорт ПВР. Но с разрешением на временное проживание проблемы есть и у Миллеров:
- В УФМС нам сказали, что в июле только поставят в очередь на рассмотрение наших документов, а сама очередь подойдет только осенью. А у нас миграционная карта кончается в августе, так что придется пересекать границу. А ведь это деньги!
Однако в целом Алена Миллер настроена оптимистично. Она сама закройщик высокого класса, присмотрела уже не один вариант трудоустройства. В том числе – через создание собственного дела, благо швейные машины у Алены имеются. Муж Илья – водитель, а водители нужны всегда. Но без РВП работодатели боятся принимать на работу, хотя уже статус участника Программы возвращения соотечественников дает такое же право на труд, как и коренному населению.
- Мы уехали из Казахстана из-за сына нашего, потому что узнали, что с нового учебного года все предметы в школах Петропавловска будут преподавать на казахском и английском! Ну это уж как-то слишком! – смеется Алена. – А у моего мужа брат и сестры живут в России, так что приняли мы решение, заполнили анкеты и из Инжавино пришел положительный ответ. Здесь нам нравится, власти очень отзывчивые и внимательные, а то, что не все пока складывается - так что ж? Мы и не ожидали, что будет легко.
Кирсанов - городок, для приезжих уголок
Как рассказала нам заместитель главы администрации города Кирсанова Валентина Николаевна Струсова, город Кирсанов подключился к региональной Программе в 2011 году. За это время на территорию города прибыло порядка 170 участников Программы и членов их семей.
Особенно ждут в Кирсанове врачей, для них на федеральные средства были приобретены дом и квартира. Есть в Кирсанове и ПВР на пять семей, который никогда не пустует.
- Мы одни из последних присоединились к региональной Программе, и так получилось, что про ее возможности люди просто не знали, приезжали сюда как обычные мигранты, селились у родни, оформляли РВП. И даже не слышали, что можно стать участником Программы, получить подъемные, единовременную выплату от областного бюджета, помощь в трудоустройстве.
Зато теперь город Кирсанов – заметный пункт на карте переселения соотечественников. Проблемы переселенцев сообща решают администрация города, отделение УФМС по Тамбовской области, городской Центр занятости.
- Думаем создать свой сайт о Кирсанове, ориентированный именно на переселенцев, - рассказывает сотрудник одного из отделов горадминистрации Иван Струсов, - чтобы посетители могли получить консультацию, узнать о возможностях трудоустройства, прочитать жизненные истории тех, кто уже к нам переселился.
У Ивана Струсова есть интересные мысли о том, как лучше скоординировать работу структур, занимающихся переселенцами.
- Сейчас повсеместно внедряются административные стандарты, вот и в работе с соотечественниками, переезжающими в Россию, должны быть такие же, с четкими сроками принятия решений, оформления документов. И конечно, нужно определиться, кто координирует усилия служб. На мой взгляд, это должны быть власти тех территорий, куда вселяются участники Программы.
Иван Струсов даже пишет диссертацию, посвященную реализации Программы и адаптации приезжающих в Россию, в поисках материала выезжал в Таджикистан, лично общался с будущими согражданами.
- Очень нравится, как работают в Таджикистане с желающими переехать в Россию. Люди получают обстоятельную и полную информацию, очень часто приезжают к нам в страну уже с оформленным РВП, а это огромный плюс для мигранта, - подчеркивает Иван Струсов.
Отметим и то, что власти Кирсанова всячески помогают переселенцам адаптироваться. Помимо помощи с размещением и трудоустройством идет еще и поддержка со стороны местных СМИ. Нередко героями телесюжетов становятся переехавшие в город участники Программы, и это очень важно, ведь благодаря таким сюжетам люди не чувствуют себя чужаками на новой земле.
- Сейчас пошла интересная тенденция, - рассказывает нам Иван Струсов, - участники Программы хотят попробовать себя в предпринимательстве, интересуются областными грантами на открытие собственного дела. У нас областной бюджет дает гранты на открытие собственного дела в размере 350 тысяч рублей, а если речь идет о социальном предпринимательстве, то на стартап дают 600 тысяч. Приезжают к нам и со своими средствами, спрашивают совета, куда лучше инвестировать.
В Кирсанове «Русский век» пообщался с двумя дружными семьями, приехавшими из Таджикистана.
Джамиля Джалолова у себя на родине была врачом-инфекционистом, а в Кирсанове сделала впечатляющую карьеру – стала заведующей инфекционным отделением местной ЦРБ.
- Пришлось подтверждать квалификацию в Москве в Росздравнадзоре, - рассказывает Джамиля. – Очень волновалась, конечно, но мне помогло то, что муж занимался, пока я ездила, с сыном и дочкой, да и город очень помог, выделил нам дом по Программе.
И теперь все у доктора Джалоловой очень хорошо: есть жилье, дети устроены, в руках любимая работа:
- Мои дети получат в России совсем другие перспективы, образование лучшего качества, больше возможностей в жизни. Пусть они едут потом в Москву, в Израиль, в Америку, - если они будут хорошо учиться, у них появляются прекрасные шансы!
А вот Илхом Бобоев, его супруга Наргис и трое детей приехали в Кирсанов совсем недавно. Разместились в ПВР, были очень тронуты тем, что ночью на вокзале их встретили местные власти, помогли доехать и разместиться.
Илхом Бобоев прекрасно говорит по-русски, потому что долгое время преподавал в вузах Таджикистана, в том числе в российско-таджикском университете. Специализация у Илхома самая передовая – информатика и компьютерные технологии, так что в Кирсанове ему очень рады. Жена Наргис – терапевт, и как раз терапевты в Кирсанове тоже очень нужны. Большой плюс для семьи и то, что РВП они оформили еще у себя на родине.
Вообще, власти Таджикистана благосклонно смотрят на то, что активные, предприимчивые люди едут в Россию. А почему?
- Потому что ВВП Таджикистана на 25% формируется за счет средств, которые зарабатываются в России. Кроме того, родители мигрантов остаются в Таджикистане, а по нашим законам мы обязаны поддерживать своих стариков. Так что, чем больше наших получают двойное гражданство и находят себе применение в России, тем легче нашим властям, - разъясняет Илхом.
Со своей стороны, Россия получает активных, предприимчивых граждан, которые очень уважительно относятся к новой родине.
- Для нас самое главное – это перспективы для наших детей, - рассказывает Илхом. – Россия – это сильное государство, большая страна, и для нас настоящая удача получить гражданство такой великой сильной страны. Я думаю, что все у нас получится!
Журнал «Русский век» №5 2016 год
Справки и дополнительную информацию по вопросам реализации программы переселения в Тамбовской области можно получить на портале «Русский век».
Подробнее о регионе читайте в статье «Территория вселения: Тамбовская область».
Источник: http://www.ruvek.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 05.10.16 /
- Категория: Все о переселении в РФ
- 1000