Что нового появилось в миграционном законодательстве?
-
В России с начала 2015 года вступили в силу поправки в миграционное законодательство. В частности, изменились правила въезда в страну и порядок трудоустройства иностранных граждан. Фонд "Евразийцы - новая волна" обратился за разъяснениями в Представительство ФМС России в Кыргызской Республике. Публикуем наши вопросы и ответы ФМС РФ.
1. Какие документы необходимы для въезда и выезда из РФ иностранным гражданам из стран с безвизовым режимом?
Для въезда в Россию гражданину Киргизской Республики необходимы:
для взрослых: общегражданский паспорт или ID карту гражданина Киргизской Республики;
для детей до 16 лет: свидетельство о рождении, со справкой о принадлежности к гражданству Киргизской Республики или общегражданский паспорт.
Гражданам Киргизской Республики для въезда в Россию виза не требуется.
2. Есть ли преимущества для граждан из стран ЕАЭС и ТС?
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года, трудящимся государств-членов ЕАЭС не требуется получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. При этом договор прямо предусматривает, что государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда.
Новеллой в этом контексте является норма о взаимном признании дипломов практически по всем профессиям, за исключением четырех видов деятельности: медицинской, юридической, педагогической и фармацевтической. По всем остальным специальностям обеспечено прямое юридическое признание дипломов об образовании.
Следующим положительным аспектом является то, что граждане государств-членов ЕАЭС вправе не заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран Евразийского союза, если срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда. В договоре о ЕЭС прописано, что миграционная карта не заполняется, если гражданин предъявляет документ, в котором имеется возможность проставления отметки о пересечении границы (т.е. загранпаспорт).
Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в уполномоченных органах на срок пребывания до 30 суток. При этом, норма о лимите пребывания в 90 дней не распространяется на трудящихся и членов их семей, у которых заключен с работодателем страны трудоустройства трудовой договор или гражданско-правовой договор. В этом случае срок пребывания в стране продлевается на срок действия договора.
Кроме того, Договором о ЕАЭС предусмотрено применение государствами-членами национального режима в области социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. Другими словами, социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Также для целей социального обеспечения (социального страхования) предусмотрено, что трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Не менее важная преференция – вопрос налогообложения физических лиц. С первого дня работы по контракту граждане, работающие на территории другого союзного государства, будут облагаться налогом на доходы по резидентской ставке. Ранее ставки налогообложения для физических лиц-резидентов и нерезидентов существенно различались не в пользу иностранцев. К примеру, в России они составляли 30% вместо резиденских 13% в период первых 183 дней работы на территории государства трудоустройства.
Из перспектив: В Договоре о ЕАЭС закреплено обязательство государств-членов ЕАЭС, решить вопрос с экспортом пенсий и зачетом трудового стажа, накопленного в другом государстве ЕАЭС. В настоящее время Евразийская экономическая комиссия совместно с представителями государств-членов ЕАЭС разработала проект Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, основной целью которого является обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей на всей территории Евразийского экономического союза.
3. Для чего нужна миграционная карта? Чем грозит ее отсутствие?
Миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.
Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется (бесплатно)
Въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В») заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории Российской Федерации.
Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.
Выездные части миграционных карт (талоны «В»), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.
При неумышленной порче или утрате миграционных карт в период пребывания на территории Российской Федерации иностранные граждане должны в трехдневный срок заявить об этом в территориальные органы ФМС России, которые после проверки паспортных данных заявителей по учетам выдают им дубликаты миграционных карт.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 230-ФЗ от 21.07.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не выдается в случае, если данный иностранный гражданин не указал в миграционной карте работу как цель визита в Российскую Федерацию.
4. Как оформить разрешение на работу?
До 1 января 2015 года для получения разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы необходимо подать заявление о выдаче разрешения на работу, с приложением необходимых документов, в орган миграционной службы:
1) Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу;
3) Миграционная карта;
Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы — 10 рабочих дней.
Разрешение на работу выдаётся иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и получивший разрешение на работу обязан:
• осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте Российской Федерации, который указан в разрешении на работу;
• представить в течении 30 суток со дня получения разрешения на работу в орган миграционной службы, выдавший ему разрешение на работу, документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (лепра (болезнь Гансена), туберкулёз, сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в случае, если разрешение на работу такому иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток.
Для продления срока действия разрешения на работу, выданного на срок временного пребывания, иностранный гражданин не позднее пятнадцати рабочих дней до окончания срока действия указанного разрешения представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) заявление о продлении срока действия разрешения на работу;
2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, представляемые по форме, утвержденной приказом ФМС России от 20.07.2010 г. № 223.
4) документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения (лепра (болезнь Гансена), туберкулёз, сифилис, хламидийная лимфогранулема, шанкроид), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);
5) документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
5. Что такое патент? Какие преимущества он дает? Его стоимость?
С 2015г вступили в силу изменения в российском законодательстве относительно трудовых мигрантов, отменяется разрешение на работу, а в место него вводится патент на работу, позволяющий работать у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в частом секторе без учета квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Процесс оформления патента следующий:
1. При пересечении границы в миграционной карте нужно обязательно указывать цель въезда РАБОТА.
2. По приезду в пункт назначения в 7 - дневный срок нужно встать на миграционный учёт по месту пребывания.
3. Пройти медицинское обследование и сдать все необходимые анализы, для получения сертификата об отсутствии ВИЧ - инфекции и Медицинского заключения о состоянии здоровья иностранного гражданина.
4. Приобрести полис добровольного медицинского страхования ДМС.
5. Пройти экзамен по русскому языку, истории и основ законодательства:
6. После подготовки всех необходимых документов обращаетесь территориальный орган ФМС России за оформлением патента на работу, подать документы на патент необходимо в 30- дневный срок с момента въезда. В противном случае гражданину грозит штраф в размере от 10 до 15 тысяч рублей.
Базовая стоимость патента составляет 1300 рублей, что представляет собой государственный налог на доходы физического лица, работающего по патенту (часто называют государственной пошлиной за патент) дифференцирован в зависимости от коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в различных субъектах России. Таким образом стоимость патента в различных регионах России может отличаться. К примеру с 01 января 2015г, стоимость патента в г. Москва составляет - 4 000 рублей в месяц. При оформлении патента в 2015 г, пошлину можно оплатить как за 1 месяц, так сразу за 12, но не более 12 месяцев - это максимальный срок действия Патента на работу. Оплата налога за патент производится помесячно, при этом оплата за следующий месяц, должна быть произведена за 2 (ДВА) дня до даты выдачи патента (прибавляете месяц с даты печати и отнимаете два дня), чуть раньше оплатить можно, ПОЗЖЕ уже просрочили.
6. Тестирование по знанию русского языка, истории и основам законодательства РФ, кому их необходимо пройти? Где и как проходят тестирования? Сколько это стоит? Срок действия сертификата?
При обращении за получением разрешений на работу, патента либо разрешения на временное проживание иностранцы должны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Необходимо представить сертификат или документ о получении образования в СССР до 1 сентября 1991 г., или документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории России с 1 сентября 1991 г. Либо документ о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, выданный образовательными организациями, включенными в перечень, утвержденный Правительством Москвы».
Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком.
Срок действия сертификата - 5 лет. Сертификат выдается образовательными организациями, включенными в перечень образовательных организаций, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2014 года № 1533 "Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации" (РУДН, Институт имени Пушкина и тд.). Тест состоит из 5 частей (5 субтестов), как практических, так и теоретических. При этом для получения сертификата по русскому языку для трудовых мигрантов необходимо набрать не менее 60% по каждой отдельной части экзамена. Тогда как сдача экзамена по русскому языку для гражданства считается успешной в случае, если кандидат набрал не менее 66% по каждой части.
Примерная стоимость тестирования по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ составляет:
Комплексный экзамен для трудящихся мигрантов - 4900 рублей
Комплексный экзамен для лиц, желающих получить разрешение на временное проживание - 5300 рублей
Комплексный экзамен для лиц, желающих получить вид на жительство - 5300 рублей.
Сегодня в России функционирует 334 курса по обучению иностранцев русскому языку, истории и основам законодательства России. Из них 108 созданы при непосредственной поддержке ФМС России и бесплатны для обучающихся.
По информации портала http://www.rusinkg.ru 20 февраля 2015 года в Киргизии при поддержке Посольства Российской Федерации в КР, Представительства Россотрудничества и Представительства ФМС в КР начинают работу центры государственного тестирования (приема комплексного экзамена) по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ.
Курсы по подготовке к тестированию и прием комплексного экзамена организуются в Бишкеке в Центре тестирования Кыргызско-Российского Славянского университета и в городе Ош в Центре изучения и тестирования по русскому языку, открытом в филиале РГСУ Общественным фондом «Русское Достояние» при содействии Международного общественного фонда «Российский Фонд Мира».
Граждане, успешно прошедшие подготовку и тестирование, получат сертификаты государственного образца, необходимые для предъявления в миграционные органы Российской Федерации.
7. Медицинское и социальное страхование, кто и какие отчисления обязан делать? Для чего это необходимо?
В настоящее время работодатели платят обязательные страховые взносы только с заработных плат иностранных граждан, которые постоянно или временно проживают в России, то есть иностранцев, которые получили
• вид на жительство
• или разрешение на временной проживание.
Поэтому иностранцы с видом на жительство или разрешением на временное проживание, которые работают в России, могут рассчитывать на
• получение пособий по временной нетрудоспособности,
• пособий по беременности и родам,
• пособий на детей,
• а также бесплатной медицинской помощи наравне с гражданами России.
Иностранные граждане, которые признаются временно пребывающими в России, то есть приехавшие на основании визы или в безвизовом порядке, но не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание, не подлежат в России обязательному социальному страхованию. В этой связи указанные иностранцы не вправе претендовать на получение за счет государства пенсий, пособий и бесплатной медицинской помощи. Бесплатно им оказывается только скорая медицинская помощь.
С 1 января 2012 года российские власти обязали платить взносы в Пенсионный фонд России работодателей, которые наняли временно пребывающих в стране иностранцев
• бессрочно
• или на срок не менее шести месяцев.
Данное нововведение не коснулось найма высококвалифицированных специалистов (с заработком более 2 миллионов рублей в год), с заработных плат которых обязательные взносы по-прежнему взиматься не будут.
8. Какие иностранные граждане могут оформить гражданство РФ в упрощенном порядке?
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона «О гражданстве». в упрощенном порядке в гражданство России могут быть приняты следующие лица:
• имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
• проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
• получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;
• являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей;
• являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций;
• осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
• родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР;
• проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
• являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской;
• имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
• имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
• нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.;
• ветераны Великой Отечественной войны;
• дети и недееспособные лица;
• имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
• носители русского языка
Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов при условии оформления разрешения на временное проживание и, в последующем, вида на жительства.
9. Можно ли иметь второе гражданство? Если да, то каким странам? Если нет, то чем это чревато?
Позиция России в отношении двойного гражданства определяется статьей 62 Конституции Российской Федерации: Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, и статьей 6 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой: Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
В соответствии с этими положениями, Россия не запрещает двойное гражданство, но в любых юридических вопросах считает человека с двойным гражданством только гражданином РФ.
В настоящее время у России действуют два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:
1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.).
2. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад,
23 декабря 1993 г.),
Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать должности государственной службы в Российской Федерации.
4 августа 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 6 июня 2014 года № 142-ФЗ , который вносит изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» Согласно ему гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган ФМС России, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Пресс-служба Фонда "Евразийцы - новая волна"
Источник: http://enw-fond.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 19.02.15 /
- Категория: Все о переселении в РФ
-
1907