Российские соотечественники в «Петербурге Достоевского»
-
С 28 по 31 октября 2014 года в рамках реализации Правительством Санкт-Петербурга государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга проводил образовательную программу по литературоведению «Петербург Достоевского».
Для российских соотечественников, проживающих за пределами своей исторической родины, чей профиль прямо связан с наукой и просвещением, Комитет при содействии Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук и Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского организовал коммуникативно-образовательную площадку для повышения уровня профессиональных знаний, а также укрепления духовных и культурных связей с Россией и российскими коллегами.
Стоит отметить, что делегации для участия в программе «Петербург Достоевского» прибыли из 17 стран мира: Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Великобритании, Германии, Италии, Казахстана, Киргизии, Литвы, Латвии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Южной Осетии и Эстонии.
В обозначенный период Петербург современный и Петербург-современник великого русского писателя изучала группа из 29 специалистов, среди которых преподаватели русского языка и русской литературы, филологи, искусствоведы, исследователи творческого наследия Федора Михайловича Достоевского. Внушительный разброс в возрасте, который, к слову, колебался от 23 до 60 лет, и широкий географический перечень стран-участниц стали прекрасной базой для взаимного обмена опытом и совместного погружения в творчество всемирно известного литературного классика, мыслителя и философа.
Но обо всем по порядку. Приехав 27 числа второго осеннего месяца, все участники программы получили возможность познакомиться друг с другом еще до официального старта программы. Церемония открытия «Петербурга Достоевского» состоялась на следующий день, 28 октября. Пушкинский дом стал отправной точкой погружения в полный глубоких мыслей, а порой даже мистический мир творчества Федора Михайловича.
Программа «Петербург Достоевского» включала в себя целый цикл образовательных встреч. Первая из них была посвящена «Петербургской теме в произведениях Достоевского». Валентина Ветловская, главный научный сотрудник Пушкинского Дома, говорила с участниками программы об устройстве и существовании Северной столицы времен Достоевского на западной границе государства, о сложных вопросах взаимоотношений с Западом и Востоком Европы в виду принципиальных различий российского мировосприятия с их верой, своеобразными культурными традициями. Все это всецело получило отражение в русской литературе и, в частности, в творчестве одного из самых петербургских по своему убеждению авторов – Федора Михайловича Достоевского.
Поднималась и тема Петербурга в творческой истории первого из великих романов Достоевского – «Преступление и наказание». Она прошла под руководством Светланы Березкиной, старшего научного сотрудника Пушкинского Дома. Собравшиеся разбирали «по полочкам» Петербург как образ сложных апокалиптических видений автора, обсуждая трагизм жизни большого города и причины страшных судеб персонажей, которые мы встречаем на страницах известного романа.
Чуть позже интеркультурный дискурс романа «Игрок» стал предметом семинара, который провел ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома Сергей Кибальник. Тема «России и Запада», получившая свое отражение на страницах романа, всегда вызывала особый интерес писателя. Извечный вопрос, озвученный в «Игроке» в 1866 году, не потерял своей актуальности и сегодня. Участники лекции разбирали описанных Достоевским героев-иностранцев и «заграничных русских», искали их прообразы как в европейской литературе, так и в русских произведениях, и наряду с Федором Михайловичем пытались понять отношения между жителями России и Европы во времена великого классика.
Первый день образовательной программы «Петербург Достоевского» выдался очень насыщенным. Следующий же день принес «Интермедиальные связи в творчестве Достоевского: роман “Подросток”» и «Значение графики в рукописях Достоевского». Во всех вопросах участники разбирались вместе с Натальей Тарасовой, ведущим научным сотрудником Пушкинского Дома.
Объектом исследования первой из упомянутых лекций стали черновые рукописи писателя, позволившие в текстологическом аспекте проследить развитие его художественного замысла и разобраться в специфике проявления интермедиальности как синтеза искусств в художественном сознании Достоевского.
Позже, в рамках семинара, все те же черновые тексты романа «Подросток», но теперь еще и «Дневника писателя» помогали участникам изучить значение графических и смысловых символов – авторских знаков, которые присутствовали в рукописях писателя и крайне редко воспроизводились в публикациях. Подробного научного описания условных знаков Федора Михайловича на сегодняшний день еще не создано. Вероятно, оттого уникальный практический опыт работы с рукописями и рассмотрение данного вопроса в кругу профессиональных единомышленников безоговорочно заняли все мысли и внимание делегатов.
После гости Северной столицы отправились на экскурсию. Выставка «Достоевский и Солженицын» была представлена лично Натальей Ашимбаевой, директором Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. Тут же, по адресу Кузнечный переулок, 5/2, в сопровождении заместителя директора Музея Веры Бирон участники программы посетили квартиру писателя, интерьеры которой воссозданы по воспоминаниям современников и его жены. В этом месте были сопряжены два этапа его творчества: начальный, когда писатель лишь недолго прожил в этом доме, и финальный этап, завершившийся вместе с окончанием земного пути Федора Михайловича. Именно здесь он работал над ранней повестью «Двойник», здесь же был написан его последний роман «Братья Карамазовы».
Воодушевленные полученной возможностью прикоснуться к миру великого литературного деятеля, участники отправились в «Классический театр». Им предстояло стать зрителями спектакля «Смешной» по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека». На камерном, истинно петербургском спектакле в подлинных интерьерах XIX века приехавшим соотечественникам посчастливилось увидеть постановку, зрителем которой стать можно только по приглашению – билетов на него попросту не продается. Здесь каждый, вступивший в маленький мир великого писателя, воссозданный гениальными актерами, очень важен. В определенный момент зрители попросту перестали ощущать себя таковыми и полностью погрузились в этот совершенно естественный полумрак, нарушаемый лишь дюжиной горящих свечей.
Таким было завершение второго дня программы. Признаться честно, он вышел очень содержательным и по полученным знаниям, и по эмоциям от посещения музея, и по тем глубочайшим мыслям гениального классика, что так виртуозно смогла донести актерская труппа во главе с заслуженным артистом России Леонидом Мозговым.
На третий день перед участниками образовательной программы Сергеем Кибальником, ведущим научным сотрудником Пушкинского Дома, в рамках лекции «Достоевский в современной ему и современной нам западно-европейской философии» был поставлен вопрос «Если Бога нет, то все дозволено?». Этот вопрос о философском подтексте большинства произведений русского писателя до недавнего времени оставался практически неосвещенным. Оттого, наверное, лекция и вызвала бурные обсуждения собравшихся достоевистов. Она же стала и финальным аккордом в образовательной части путешествия российских соотечественников в Петербург великого классика.
Однако впереди оставалась автобусно-пешеходная экскурсия. Она показала участникам программы не только реальный город, с которым связано почти 30 лет жизни писателя, но и Петербург его романов.
Начало путешествия стартовало у Инженерного (Михайловского) замка. Посетив Марсово поле, участники экскурсии прошлись по набережной реки Фонтанки, побывали на Владимирском проспекте, у дома, где был написан первый роман «Бедные люди». Далее соотечественников увлекли в квартал, прилегающий к Сенной площади. Именно там в течение семи лет после возвращения из Сибири живет и ваяет свое «великое пятикнижье» Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», на этих же улочках он расселяет и своих героев. Потом участники перешли к Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, в Некрополь XVIII века и Некрополь мастеров искусств, где 1 февраля 1881 года при большом стечении народа отпевали Достоевского, могилу писателя.
Экскурсия «Петербург Достоевского» очень символично завершилась у памятника писателю, недалеко от Кузнечного переулка, как раз там, где свой земной путь окончил Федор Михайлович.
Маршрут и смысловое содержание экскурсии равнодушных в рядах участников проекта не оставили. «Мы увидели не только Петербург Достоевского. Мы узнали и прочувствовали, чем живет и дышит Северная столица, современная Россия. «Петербург Достоевского» - новый проект, и мы рады за наших многочисленных коллег по всему миру, которые примут в нем участие», – старший преподаватель Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. В.Я. Брюсова Погосян Ирина.
Вернувшись в Государственный Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского делегаты вместе с заместителем директора по науке Борисом Тихомировым приняли участие в обсуждении «Современного восприятия творчества Ф.М. Достоевского», плавно перейдя к просмотру фильма «День Достоевского».
Подобного рода проекты, убеждены организаторы и почетные гости программы, позволяют носителям русской культуры почувствовать бесценность своей работы.
Евгений Григорьев, председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, поделился своими впечатлениями о городе, о мире Достоевского: «Петербургом пропитана русская литература: город с его белыми ночами, монументами и мостами красной нитью проходит сквозь творчество многих известных писателей и поэтов. В романах Федора Михайловича город предстает романтичным, трагичным, мистическим. Петербург Достоевского – это главное действующее лицо его произведений, рядом с которым разворачиваются судьбы человеческие».
В свою очередь Всеволод Багно, директор Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН заметил: «Хочется, чтобы русский язык и русскую культуру знали, но, главное, понимали повсюду. Это поможет стереть все существующие барьеры. Необходимо решать эту задачу, более тонкую и глубокую. Федор Достоевский – прекрасная для этого кандидатура. Мы знаем, что он наряду со Львов Толстым и Антоном Чеховым является знаменем страны для многих. Десятки миллионов знают Россию начала XX века по одним только романам Достоевского, никогда прежде не посещая Россию».
Наталья Ашимбаева, директор Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, тонко подметила: «Участники не пропускали решительно ничего, потому что возможность приехать в Петербург и познакомиться с научной, культурной жизнью города, с новыми программами очень обогащает их собственную работу».
Церемония закрытия образовательной программы «Петербург Достоевского» состоялась в одноименном музее петербургского писателя. Круг символизма замкнулся, а души приехавших в Северную столицу соотечественников, напротив, были нараспашку. Они много говорили о важности таких образовательных программ, о том, что это большая поддержка и невероятная эмоциональная подпитка для них. «В нашей делегации из Армении все женщины разных возрастов, но мы с огромной обязательностью посещали все лекции и семинары потому, что было действительно интересно. Начинание чудесное. Мы с удовольствием будем участвовать вновь. Это все было очень ново», - ассистент кафедры русского языка для гуманитарных факультетов Ереванского государственного университета Миджиферджян Тереза.
Герлован Ольга, декан филологического факультета Государственного Университета Молдовы, взяв слово на закрывающей церемонии, была предельно откровенна: «Огромная благодарность за проделанную для нас работу. Это был тот глоток воздуха, который дает нам сил, внутреннюю энергию, творческое вдохновение для дальнейшей деятельности, работы в университетах, школах, для передачи нашим детям столь ценных знаний».
Вильгаук Людмила, Германия, Франкфурт: «От имени всех коллег, работающих в русских школах, и от меня лично спасибо организаторам этой замечательной программы. Мы являемся такими курьерами между Россией и нашими детьми. Все, что узнали в рамках программы «Петербург Достоевского», обязательно им передадим!».
Напоследок каждый участник получил памятные подарки от Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, много добрых слов и приглашений вновь встретиться. Таким по-человечески теплым финалом был ознаменован новый для Петербурга образовательный проект.
***
Автор: Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
Источник: http://www.rusinkg.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 09.12.14 /
- Категория: В мире
- 1374 0
Комментарии