4 октября 2013 года архипастырь Ташкентской и Узбекистанской епархии митрополит Викентий отметит свой 60-летний юбилей. Предлагаем вашему вниманию краткую биографию владыки, в которой с интересом можно узнать некоторые подробности из жизни архиерея, в частности, что первый визит в Ташкент будущего митрополита промыслительно состоялся еще в начале 1970-х годов…

«Итак, молите Господина жатвы,

чтобы выслал делателей на жатву Свою»

(Мф. 9:38)

Будущий митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, родился 4 октября 1953 года в селе Скуляны Унгенского района (что на границе Молдовы с Румынией) в семье Александра Дмитриевича и Домники Ивановны Морарей и получил при крещении имя Виктор.

В семье был еще один ребенок – старший брат Виктора – Анатолий, ставший впоследствии протоиереем.

Семья Морарей была православной. Каждое воскресенье и по большим праздникам семья отправлялась на службу в церковь Успения Пресвятой Богородицы в соседнее село Петрешты за 14 километров от дома. Зачастую Александру Дмитриевичу и Домнике Ивановне с малыми детьми на руках приходилось преодолевать этот путь пешком.

Вечерами Александр Дмитриевич трепетно раскрывал Евангелие и читал вслух откровение Божие, растолковывая сыновьям его смысл. Дети, замерев, слушали размеренное чтение, в котором оживали евангельские образы, жизнь и страдания Спасителя.

Когда Виктор учился в шестом классе, семья Морарей перебралась в Кишинев.

С первых дней своего жительства в Кишиневе семья стала посещать кафедральный собор, возведенный в столице Молдавии в честь святого великомученика Феодора Тирона. Когда у Виктора было свободное время, он приходил в храм. Позднее, когда он стал алтарником, при любой возможности спешил в храм: старался помогать церковным служителям, молился.

Тогда правящим архиереем был епископ Варфоломей (Гондаровский), возглавлявший Кишиневскую кафедру с 1969 по 1972 годы. Владыка Варфоломей, при котором Виктор стал иподиаконом, учил его служить Церкви Христовой не жалея себя – с полной отдачей сил.

После окончания школы Виктор мечтал поступить в медицинский институт и стать врачом. Но в прежние времена учеба в вузе неразрывно связывалась с атеизмом, а в мединституте – в особенности. Родители не просто переживали, они были категорически против такого выбора. «Я всю жизнь учил тебя не отступать от веры нашей, а там, конечно, тебя научат тому, что Бога нет, – с горечью сказал отец Виктору. – Лучше ты будь простым человеком, но христианином. Ничего страшного в этом не будет». Виктор не мог пойти против воли родителей.

Впрочем, вскоре в одной из бесед со своим иподиаконом архиепископ Варфоломей предложил юноше поступить в духовную семинарию.

Родители очень обрадовались, узнав о том, что Виктор решил поступать в духовный вуз.

Но почти сразу после этого решения Виктора призвали на срочную службу в армию.

С 1971 по 1973 годы служил в Одесской области в войсках правительственной связи. Еще до армии Виктор овладел специальностью водителя, и во время службы это ему пригодилось. В армии Виктор получил звание ефрейтора.

В армии Виктор узнал, что владыку Варфоломея перевели на Ташкентскую кафедру. Вскоре после окончания срочной службы, Виктор поехал к брату в Загорск, где тот учился в семинарии, и, недолго думая, присоединяется к Анатолию и его наставнику батюшке Филиппу, которые решили проведать владыку Варфоломея в Ташкенте. Там архиерей еще раз благословил Виктора поступать в семинарию, не разрешив ему остаться в Ташкенте.

В 1974 году Виктор поступил в Московскую духовную семинарию.

Окончив третий класс семинарии, Виктор стал иподиаконом у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Сразу после окончания семинарии Виктор поступил в Московскую духовную академию.

Монашество принял в 1981 году. Во время пострига его нарекли Викентием в честь мученика Викентия Августопольского.

В том же году рукоположен во иеродиакона, в январе 1982-го – во иеромонаха.

Супруги Морари, вырастив сыновей – будущих священнослужителей – в вере, и сами сподобились войти в Церковь Христову послушниками. Почти одновременно супруги приняли решение принять монашество. При постриге Домнику Ивановну нарекли Параскевой. Александр Дмитриевич принял монашеский постриг с именем Патрокл.

Вскоре после пострига монахиня Параскева отошла ко Господу. А монах Патрокл принял священнический сан. Первоначально он служил в храме Феодора Тирона в Кишиневе, а затем в храме Константина и Елены, который находится в селе Чимишены (Криулянский район). Жизненный путь завершил в сане игумена.

Академию Виктор окончил в 1982 году с ученой степенью кандидата богословских наук, защитив диссертацию «Учение святителя Игнатия Брянчанинова о молитве».

В 1985 году возведен в сан игумена.

28 августа 1990 года игумен Викентий был возведен в сан архимандрита и спустя несколько дней, 2 сентября, состоялась архиерейская хиротония во епископа Бендерского, викария Кишиневской епархии.

Кроме восстановления Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря, будучи епископом Бендерским и викарием Кишиневским, владыка Викентий строил новые храмы, открывал приходы, создал духовное училище. Принял Бендерскую епархию с 219 храмами, уезжая же по новому назначению, оставил около 500, то есть открыл немногим менее 300 новых храмов.

Период образования Бендерской епархии совпал с распадом Советского Союза и военными действиями в Молдавии и Приднестровье. В этой сложной политической ситуации при управлении епархией епископу Викентию пришлось столкнуться с большими трудностями. Молдавия в тот период разделилась на три части: Молдавия, Гагаузия и Приднестровье. Поскольку приходы были во всех частях страны, епископу постоянно приходилось пересекать границы этих административных образований, примирять и успокаивать все стороны.

Самым тяжелым оказалось то, что Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский монастырь, который восстанавливал в то время владыка Викентий, был в центре всех военных действий. Над монастырем постоянно пролетали снаряды, пули попадали в храмы. Однажды в Вознесенский храм попал снаряд, который чудом не взорвался. Иначе монастырский храм был бы разрушен. Надо сказать, в годы Второй мировой войны непосредственно по территории монастыря проходила линия фронта Ясско-Кишиневской операции, но даже тогда монастырь не был поврежден.

При посещении храмов епископу Викентию нужно было проходить сквозь кордоны. Было опасно, ведь все минировали. «И стояли там, – с болью сокрушается сегодня владыка Викентий, – наши солдаты». Он всегда говорит «наши», ибо это была, по его твердому мнению, «непонятная война»: сын шел против отца, брат против брата.

Когда волнения улеглись, и пришла пора покинуть Бендерскую епархию в связи с переводом на Абаканскую кафедру (18 июля 1995 года решением Священного Синода назначен епископом Абаканским и Кызылским), уезжал со спокойной душой. Не привязываться накрепко к месту научила монастырская жизнь.

В Абаканской епархии все пришлось начинать с нуля – создавать кафедру, строить храмы, открывать школу и духовное училище, готовить священнослужителей.

Впервые за всю историю республик Хакасии и Тывы с их населением в 600 и 300 тысяч жителей соответственно, здесь открылась новая кафедра – Абаканская и Кызылская. Люди в этих периферийных краях российской земли прежде никогда и не видели епископа, и приезд владыки Викентия стал большим событием для Абакана.

Епархия по количеству приходов поначалу была небольшой: один приход в Тыве, семь – в Хакасии. Но деятельность епископа Викентия постепенно привела к активизации духовной жизни.

С первых дней в Абакане епископ Викентий поставил себе главной целью строительство храмов. Заложили первый камень в основание кафедрального собора, позже – другого храма, третьего, пятого.... Сразу открыли молитвенный дом, ведь нужно было дать людям возможность посещать церковь. Первоочередной задачей было также найти кандидатов для рукоположения во священников. И если сначала в Абакане было всего восемь священников, то вскоре их число возросло до тридцати.

19 февраля 1999 года владыка был возведен в сан архиепископа.

«Порой года три проходит, – говорит владыка Викентий, – чтобы в епархии наладить интенсивную работу. На четвертый год глядишь –  уже дело пошло. В Абакане так и было. Но только началось все налаживаться, пришлось ехать в другую епархию».

В июле 1999 года назначен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.

На новой кафедре он сразу принялся за большое храмовое строительство. В 2000 году в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом – на месте, где были уничтожены останки Царской Семьи, – по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начал возводиться монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, а в 2003 году в Екатеринбурге, на месте убийства Царской Семьи, завершилось возведение храма в честь Всех Святых, в земле Российской Просиявших.

В 2009 году Екатеринбургская епархия стала первой на канонической территории Русской Православной Церкви, где стали проводить обязательные огласительные беседы перед принятием Крещения.

За 12 лет управления Екатеринбургской епархией архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сделал многое.

С 2003 года владыка является председателем Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), а в 2009 году владыка Викентий включен в состав Издательского совета Русской Православной Церкви.

За время управления Екатеринбургской кафедрой, архиепископ Викентий увеличил количество священнослужителей почти в два раза.

При архиепископе Викентии в Екатеринбургской епархии было открыто 296 новых приходов, что почти вдвое больше той цифры, которая была до его назначения на кафедру.

27 июля 2011 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский был назначен на Ташкентскую кафедру. 4 августа 2011 года возведен в сан митрополита.

6 октября 2011 года митрополит включен в число постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви.

Автор: Тамара Санаева // Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии

Источникhttp://pravoslavie.uz

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация