В Бишкеке состоялась конференция на тему: «Сохранение межнационального, межэтнического и межконфессионального согласия – основа мира и стабильности государства».

В мероприятии приняли участие представители государственных органов, экспертного сообщества и общественных организаций, а также преподаватели и студенты столичных вузов.

В ходе дискуссии были рассмотрены два основных вопроса:

- Значение культурного и духовного наследия народа Кыргызстана для воспитания современной молодежи;

- Роль гражданского общества в укреплении дружбы между народами Кыргызстана и России.

Организатором конференции выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».

Алмаз Насыров, доктор экономических наук, эксперт по вопросам государственного управления:

«Проблема межэтнических отношений многоаспектна и сложна. Она затрагивает не только вопросы духовного становления личности, культуры, образования, но и экономические, политические, правовые и мн. др. аспекты.

Сегодня в Кыргызстане проживают представители более 100 этносов, относящиеся к разным религиозным конфессиям. Благодаря работе Ассамблеи народа КР, а также реализации ряда государственных инициатив (например, Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике) в стране сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая стабильность и атмосферу созидания и согласия в обществе.

Так, государством гарантирована защита прав и свобод граждан, независимо от их этнической принадлежности, обеспечение безопасности и укрепление единства народа, создание системы государственных органов, ответственных за регулирование межэтнических отношений, обеспечение участия граждан в социально-экономических и политических процессах. Формирование и распространение идей общегражданской идентичности, через достижение гражданского патриотизма, единства нации, духовной и культурной общности народа Кыргызстана, межэтнического согласия и толерантности является важнейшей государственной задачей».

По словам Насырова, если в Кыргызстане и возникают конфликты между представителями разных национальностей, то носят они бытовой характер.

«Отдельные случаи входят в противоречие с устоявшимися тенденциями развития кыргызстанского общества. Актуальность они приобретают в период активизации выборных кампаний или на фоне определенных локальных кризисов. Акцент на такие моменты делается специально – в целях заработать так называемые политические очки, или для отвода внимания общественности от той или иной проблемы.

Эффективное регулирование межэтнических отношений предполагает:

- признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира и согласия, неприятие насилия;

- развитие демократии, обеспечение прав и свобод – независимо от этнической принадлежности (личности);

- формирование у граждан культуры межэтнического общения посредством госорганов и СМИ.

В целом, для преодоления конфликтов межэтнического характера нужно улучшить условия жизни каждого гражданина, обеспечив ему стабильную и безопасную жизнь».

Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина:

«Национализм является инструментом мобилизации управления во внутренней и внешней политике, в экономике – при борьбе за ресурсы.

Этнический и языковой национализм опасны для развития современных государств. Они вызывают долгосрочный раскол внутри общества, самоизоляцию от соседних стран, консервацию архаики, серьезные репутационные потери, ответные действия соседних государств.

Ослабить этнический и языковой национализм может участие страны в региональной интеграции, которая ускоряет внутренние модернизационные процессы, увеличивает социальные и гуманитарные связи, открывает новые возможности для самореализации большого количества людей, снижает риски межгосударственных конфликтов.

Для постсоветских стран есть работающие форматы региональной интеграции, например – ЕАЭС, ОДКБ и СНГ».

Бермет Бакеева, кандидат исторических наук, доцент Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева:

На межэтнические отношения влияют различные факторы: исторический опыт совместного проживания этносов, национальная культура, общность или различия языка, экономическая ситуация, особенности вероисповедания. Религиозный фактор может оказывать влияние на изменения межэтнических отношений как в сторону усиления их напряженности, так и в направлении урегулирования и гармонизации.

Русская православная церковь появилась в республике в последней четверти 19 века – вместе с переселенцами. Однако местное население не подверглось религиозному притеснению. Благодаря мудрой политике Екатерины Великой «мусульманство объявлялось законной верой подданных татар, башкирцев и прочих азиатских племен», требовалось проявлять справедливость к их нуждам и интересам.

В Кыргызстане генерал Колпаковский разрешал воинам мусульманам молиться, ходить в мечеть, доходы мусульманского духовенства не облагались налогами, были сохранены вакуфные земли и шариатские суды, юрисдикции русских властей подлежали только самые тяжкие уголовные преступления. Выделялись средства для восстановления старинных мечетей и медресе, из Казани везли Коран. Т.е. царская Россия была заинтересована в мире и спокойствии края. Соответственно, местное население с благожелательным интересом относилось к православному духовенству. Священника кыргызы называли «муллой в черном халате», а храмы – «русскими мечетями».

Эксперт добавила, что ислам и православие в Кыргызстане сумели сохранить дружественные отношения, пережив трагические годы гонений и репрессий в советский период. А сегодня взаимоотношения двух конфессий являются образцом и примером для подражания».

Игорь Шестаков, политолог:

«На мой взгляд, Ассамблея народа Кыргызстана должна пойти по пути своих казахстанских коллег. Ассамблея народов РК имеет квоту в законодательных органах, что позволяет ей влиять на решения, которые связаны с принятием законов и государственной политики.

 

Системные проблемы межэтнического характера есть и за пределами Кыргызстана. Нашему правительству нельзя упускать это из виду. Важно взаимодействовать с диаспорами, чтобы своевременно реагировать на конфликты с участием кыргызстанцев».

Кубанычбек Осмонбеков, руководитель кыргызской диаспоры в Москве:

«Положение мигрантов из Кыргызстана в России заметно улучшилось. Если еще 10 лет назад, наши соотечественники работали в основном дворниками и строителями, то сегодня ситуация изменилась. Кыргызстанцы все больше устраиваются менеджерами среднего и высшего звена, некоторые начинают предпринимательскую деятельность. В сфере такси заняты 70 % граждан. Кыргызская диаспора в РФ на сегодняшний день чувствует себя хорошо. Немаловажную роль в этом играет знание русского языка.

Что касается межэтнического вопроса, то напряжение ощущалось в начале 2000 годов – когда началась массовая миграция. В это время у местного населения наблюдалась боязнь приезжих, наши сограждане напротив – боялись неопределённости. Сегодня все изменилось: Идёт прямая интеграция наших соотечественников в российское общество».

Мамед Тагаев, доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка при КРСУ им. Б. Ельцина:

«Для того, чтобы понимать друг друга, иметь общие цели и общее видение будущего, гражданам многонационального Кыргызстана нужен канал связи. Таким инструментом является русский язык. Конечно, тему государственного языка тоже нужно поднимать. Роль и значение кыргызского языка в различных сферах человеческой деятельности – в государственном строительстве, образовании, культуре, экономике, должны быть высоки. Но это не значит, что нам следуем забыть про русский язык. Это совершенно неприемлемо.

В современном Кыргызстане должен быть билингвизм. Кыргызский и русский языки нужно развивать равномерно. Нельзя педалировать тему превосходства одного языка».

Семен Поляков, вице-президент общественного объединения «Русский культурный центр «Гармония»:

«Быть или не быть национализму в обществе – решать нам самим. Если мы будем говорить своим детям «ты – русский», «ты – кыргыз», «ты – татарин», они и вырастут националистами. Мы, в первую очередь, – кыргызстанцы. Важно об этом помнить и важно уважать друг друга.

Я сам говорю на русском, кыргызском и казахском языках. Языки – это наше богатство. И их знание мне неоднократно помогло».

Ырысбек Тойбеков, гражданский активист:

«Я считаю, что конфликты происходят из-за того, что мы берем чужие ценности, особенно западные. Нам не стоит смотреть куда-то в другую сторону. Важно усилить интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Причем, объединяться нам нужно не только в сфере экономики. Нужны совместные гуманитарные проекты».

В конференции «Сохранение межнационального, межэтнического и межконфессионального согласия – основа мира и стабильности государства» приняли участие также представители Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики КР.

«В Кыргызстане осуществляется взвешенная государственная политика возрождения и развития этнокультурного многообразия, созданы необходимые условия для удовлетворения потребностей представителей всех национальностей и гармонизации межэтнических отношений», - подытожили участники дискуссии.

Источник: http://www.rusinkg.ru/

Пресс-служба «Россия в Кыргызстане»

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация