Что думает молодежь о новой редакции Конституции КР
-
2 декабря состоялась онлайн-конференция на тему: «Новая Конституция КР: менять нельзя оставить».
Участники мероприятия – политологи, журналисты, общественные деятели, молодежные активисты, а также студенты вузов Бишкека, уделили внимание проекту новой Конституции КР, вынесенному на общественное обсуждение в середине ноября 2020 года.
В ходе экспертно-молодежной дискуссии были рассмотрены следующие вопросы:
- Какие политические изменения произойдут в стране после принятия новой Конституции?
- Насколько актуальна новая Конституция КР?
- Как относится молодежь к изменению основного закона КР?
Организатором конференции выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».
Алина Молдокеева, политолог:
«Первая Конституция суверенного Кыргызстана была принята 5 мая 1993 года «легендарным парламентом». Во время президентства Аскара Акаева она пересматривалась 5 раз в пользу усиления полномочий президента.
Внесение изменений в основной закон республики стало одним из основных лозунгов революции марта 2005 года. Многие требовали вернуть первый вариант – от 1993 года, но Курманбек Бакиев начал писать другую Конституцию. Изменения и дополнения внесли в основной закон в ноябре-декабре 2006 года. 21 октября 2007 года Конституция была снова изменена. В частности, был распущен избранный в 2005 году парламент страны. Вместо него на выборах 16 декабря 2007 года избрали новый парламент, состоящий из 90 депутатов, пришедших на основе партийного списка.
Сегодняшняя Конституция была принята после апрельской революции 2010 года. Она значительно изменила правовой статус, функции и полномочия президента. Перераспределение полномочий произошло в пользу парламента и правительства. 11 декабря 2016 года состоялся очередной референдум по принятию Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики». Новая редакция окончательно установила в стране парламентскую форму правления.
Новый проект основного закона КР предусматривает ряд важных нововведений. Предлагаемые изменения в Конституцию являются прямым продолжением политических разногласий, происходящих в стране в последние месяцы.
Согласно поправкам, высшим совещательным органом народовластия станет Народный Курултай. Он будет формироваться из представителей научных, профессиональных, общественно-политических, этнокультурных, конфессиональных сообществ. В его полномочия будет входить принятие решений по вопросам развития страны, прав и свобод людей. Курултай сможет вносить на рассмотрение президенту предложения о несоответствии занимаемой должности высокопоставленных чиновников.
Проект новой Конституции усиливает полномочия президента,. Также глава государства, в случае принятия поправок, сможет избираться на два пятилетних срока. При этом, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков».
Игорь Шестаков, политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»:
«Несмотря на переход к парламентской форме правления, полномочия президента в Кыргызстане не ослабли. Фактически власть находится в руках главы государства, от него зависит экономика (а не от премьер-министра, как должно было быть). Партийная система не состоялась. Я думаю, что окончательная дискредитация Конституции и нынешней формы правления началась летом – когда кыргызстанцы оказались заложниками второй волны пандемии. Граждане были разочарованы тем, что парламент в эти тяжелые дни ушел на каникулы. И роль политических партий, по сути, взяли на себя волонтеры. Референдум произошел уже тогда – в головах граждан, которые уже не захотели жить при парламентской системе, и это вполне закономерно. То, что произошло 5 октября также раскрывает всю суть парламентской системы в Кыргызстане.
По поводу курултая один вопрос – как он будет контролировать деятельность власти? Решения по рассматриваемым вопросам все равно будет принимать президент. Есть угроза, что курултай станет продолжением администрации президента.
Конституция – это определенный свод правил и законов. Говорить, что сразу после принятия поправок мы заживем счастливо – обыкновенный популизм и не более того. Сейчас в Кыргызстане, к сожалению, преобладают миграционные настроения. Причем, многие задумываются не только о работе за рубежом, но и том, чтобы собрать вещи и покинуть родину навсегда. Какая бы Конституция не была написана, именно кадры будет решать вопросы по улучшению жизни в КР. Поэтому важно, чтобы в парламенте и в правительстве работали профессионалы. Кадровый вопрос один и определяющих в нашем случае».
Азамат Темиркулов, доктор политических наук:
«Я считаю, что партийная система у нас не состоялась. 5 октября произошел крах системы политических партий, и сейчас они по инерции продолжают свою борьбу за власть и за сохранение своих позиций. Но это ненадолго, в конечном итоге судьба тех партий, которые на сегодняшний день существуют в Кыргызстане, предрешена.
Что касается новой Конституции, то этот вариант не пройдет. Мне кажется, что это был такой пробный шаг, за которым пойдут какие-то уступки. И такой радикальный вариант был представлен для того, чтобы вначале шокировать общество, а потом продвинуть определенные интересы через конституционную реформу».
Амантур Манапбаев, гражданский активист:
«Создание института курултая – идея хорошая. Еще с 2001 года уделяется внимание этому вопросу, но конкретно он обозначен еще не был. В новой редакции Конституции прописаны реальные полномочия института. Курултай в некоторой степени может дать возможность простым гражданам принимать активное участие в управлении государством. Конечно, если он не будет зависеть от президента, чего в предлагаемой Конституции не прослеживается.
Относительно избрания депутатов парламента по новой Конституции. По действующим законам, в списках кандидатов в депутаты должны быть представлены, согласно квотам, женщины, молодежь, представители других национальностей, лица с ограниченными возможностями. В случае принятия обсуждаемой новой редакции Конституции, этих законных квот, я так понимаю, не будет. Т.е. парламент будет состоять только из мужчин среднего и старшего возраста, имеющих высокий уровень доходов и представляющих только титульную нацию. Таким образом будет осуществлена дискриминация граждан на основе национальной, гендерной, имущественной и возрастной разницы.
Также, по моему мнению, необходимо поменять избирательную систему страны и восстановить процедуру отзыва депутатов. Дело не в количестве народных избранников. Пусть в парламенте будет хоть 350 депутатов. Но работать они должны, не отрываясь от своих трудовых обязанностей на предприятиях. А для других целей нужно создать президиум из 15 человек. Лично я бы предложил за основу Конституцию Киргизской СССР. Она смогла бы изменить всю систему и действительно установить власть народа».
Что думает молодежь о новой редакции Конституции КРАлишер Ташматов, председатель международного общественного объединения «Люди Мира»:
«Я бы предложил внести в Конституцию изменения о статусе русского языка. У нас на сегодняшний день кыргызский язык является государственным, а русский – официальным. По этому поводу было много споров. Тем не менее, я считаю, что кроме кыргызского языка, вторым государственным нужно сделать русский. В Кыргызстане огромное количество людей, которые разговаривают на языке Пушкина. Кыргызстан и Россию связывает не только общее прошлое, но и настоящее и будущее.
Неважно сколько раз мы будем менять Конституцию. У нас были и парламентская, и президентская формы правления, но лучше жить не стало. Пока люди продают голоса, у нас ничего не поменяется. Необходимо менять сознание, расширять горизонты».
Азиз Пиримкулов, журналист:
«Как гражданин Кыргызской Республики отчасти я поддерживаю внесение изменений в Конституцию в соответствии с требованиями времени и запросами общества. Но я против того, чтобы определенные политические группы пытались таким образом улучшить свое положение в стране. Важно, чтобы все мероприятия осуществлялись в рамках закона. Многие сегодня говорят, что парламентская форма правления себя не оправдала. А как иначе, если даже при переходе на новую модель госуправления имело место нарушение законодательства? Пока мы не научимся жить, руководствуясь законами, ничего не изменится. И это относится не только к президенту, депутатам или чиновникам, но и к простым гражданам».
Айдар Алымбеков, гражданский активист:
«Новая Конституция, не важно усилит она полномочия президента или парламента, должна закрепить фундаментальные принципы. Учитывать права и свободы, характерные для цивилизованного общества. Проблемы коррупции, экономики и прочие мы должны решить усилением других нормативно-правовых актов».
Асем Мурзабекова, студентка Международного университета Кыргызской Республики:
«Я не буду говорить о Конституции, я хочу обратить внимание на то, что у современной кыргызстанской молодежи отсутствует образ будущего. Многие мои одногруппники – студенты кафедры востоковедения, на вопрос, почему они захотели изучать, к примеру, корейский язык, признаются, что хотят уехать жить в Корею. Молодежь стремится покинуть страну, поскольку она уже не верит в ее развитие. Нехорошим прецедентом является и тот факт, что на престижную работу, в основном, устраиваются только родственники чиновников. Эту тенденцию нужно менять, иначе законы будут бесполезны».
Мероприятие, несмотря на режим «онлайн», прошло очень оживленно. Участники дискуссии активно задавали друг-другу вопросы и охотно делились комментариями. Не обошлось и без споров по отдельным вопросам. Спикеры сошлись во мнении о необходимости создания постоянно действующей экспертно-молодежной площадки для обсуждения наиболее важных общественно-политических процессов, происходящих в Кыргызстане.
Проект новой Конституции Кыргызстана был вынесен на общественное обсуждение в середине ноября текущего года. Депутаты предлагают провести по нему референдум 10 января 2021 года – в день досрочных президентских выборов. С полным текстом предлагаемых поправок можно ознакомиться на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
По материалам Информационного ресурса "Евразийцы — новая волна"
Источник: http://www.rusinkg.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 05.12.20 /
- Категория: Общество
- 588 0
Комментарии