Отношения России и Киргизии: ход нормальный
-
Российско-киргизские отношения развивались в этом году, как никогда, активно, пусть и с переменным успехом. В целом они оцениваются как положительные, а перспективы – оптимистичными, правда, при определенных условиях.
Пожалуй, впервые за три года, последовавшие после смены конституции и прихода к власти противников прежнего режима, противодействие линии руководства страны в лице президента и премьера на приоритетное развитие российско-киргизских отношений было не столь активным.
При этом следует отметить, что оппозиция в парламенте, а также критично настроенные к деятельности президента высшие чиновники в правительстве рук не сложили и противодействовали ему по мере сил.
Дважды в истории независимой Киргизии успешно развивавшиеся межгосударственные отношения откатывались назад, к прежним позициям. В первый раз им помешала «революция» 2005 года, свергнувшая первого президента Аскара Акаева. Новое руководство во главе с президентом Курманбеком Бакиевым довольно быстро отметилось «политическими играми» внутри страны и вне ее, в том числе и несоблюдением достигнутых межгосударственных договоренностей с Россией, что привело ко второй «революции» 2010 года. И пока в стране проходили новые выборы, пока не истек срок правления временного президента Розы Отунбаевой, пока не появилось хотя бы подобие стабильности, вся внешнеполитическая активность правительства и президента фактически сводилась к поддержанию отношений с другими государствами на минимально приемлемом уровне. О развитии, новых шагах говорить не приходилось. Поэтому 2013 год можно назвать переломным, когда плюсов оказалось больше, чем минусов, и есть продвижение вперед.
Естественно, противники тесных контактов с Россией дают негативную оценку итогам года: их беспокоит возможность, как они говорят, оказаться в «политической зависимости» от России вследствие выбора президентом и правительством российского вектора внешнеполитических отношений в качестве приоритетного. Однако здравый смысл преобладает, а противников сближения двух стран все же меньше, чем сторонников.
Ниже приведены некоторые оценки развития российско-киргизских отношений, которые были даны политологами и журналистами Киргизии.
Данияр Каримов, редактор центрально-азиатского представительства «Российской газеты»:
«Этот год можно назвать прорывным в том понимании, что реализованы несколько межгосударственных договоренностей, о которых уже давно говорили, но которые все продолжали оставаться в режиме «согласования и корректировки». Речь идет, прежде всего, о реализации государственной монополии «Кыргызгаз» российскому энергетическому гиганту «Газпрому», усилении активности по проектам строительства гидроэлектростанций, поступательном продвижении переговоров по вступлению страны в Таможенный союз. И это несмотря на тот факт, что существуют определенные группировки среди политиков и в бизнес-сообществе, которые озабочены, прежде всего, сохранением собственных капиталов и влияния, особенно когда речь заходит о евразийских интеграционных процессах. То, что республике необходимо вступать в ТС, а иначе экономика не будет развиваться, понятно всем, весь вопрос заключается в том, чтобы соблюсти при этом интересы Кыргызстана, но помнить, что времена дотаций давно прошли вместе с приобретением независимости. Я полагаю, что все будет зависеть от позиции руководства республики. Я говорю о президенте и его сторонниках. Все другие либо сильно сомневающиеся, либо противники. Необходимо разъяснить населению, куда и зачем идет страна».
Игорь Шестаков, политолог:
«Этот год нельзя назвать прорывным, скорее это был год закрепления, юридического оформления договоренностей 2012 года между Путиным и Атамбаевым, что теперь видно и осязаемо. Идет работа. Началось строительство гидроэлектростанций, «Газпром» выкупил «Кыргызгаз» и вскоре приступит к его модернизации, есть и другие проекты, новые, которые получат развитие в 2014 году. Есть задел, теперь можно более-менее уверенно что-то прогнозировать. Есть и вопросы, которые не удалось решить в этом году, но, опять же, это долгий процесс, например, проблема трудовых мигрантов, сразу ее не решить. Она – проблема мигрантов – вызывала в киргизском обществе противоречивые чувства, поднялась волна политизации проблемы. Решение данного вопроса в следующем году будет во многом определять киргизско-российские отношения. Мы видим, что есть группировки влиятельных людей и в политике, и бизнесе, которые тормозят развитее отношений между двумя странами. Среди положительных моментов также стоит отметить поступательное развитие отношений в рамках ОДКБ и общее решение проблемы безопасности в свете возможной эскалации ситуации в Афганистане после начала вывода американских войск».
Марс Сариев, политолог, руководитель экспертного клуба «Далил плюс»:
«Кыргызско-российские отношения в этом году развивались весьма интенсивно, есть ощутимые положительные результаты. Хотя и есть эффект торможения в вопросе вступления в Таможенный союз. Понятно, что торопиться не стоит слишком быстро. Кыргызский реэскпорт китайских товаров – одна из основных статей дохода бюджета государства. С вступлением страны в ТС она сократится, надо совместно минимизировать возможные потери. Это понимает и российская сторона, поэтому и не торопит нас, ее устраивает этот темп. Нельзя сказать, что не получилось что-то из запланированного. Все взвешенно. И вообще, российская внешняя политика в последнее время становится более системной, в том числе и по отношению к региону, и к Кыргызстану, в частности. Отношения между нашими странами должны развиваться с учетом взаимных интересов. Однако среди политической элиты страны, в бизнес-сообществе есть те, кто, так сказать, сидит на экспорте китайских товаров, или их бизнес мало связан с позициями Таможенного союза, например, туристическая индустрия, которая может существовать вне ТС. Также есть организации, поддерживаемые грантами из-за рубежа, которые точно так же стараются тормозить интеграционные процессы».
Антон Лымарь, главный редактор информационного агентства «24.kg»:
«Есть ощутимые сдвиги в сторону улучшения межгосударственных отношений, которые, в принципе, никогда не были натянутыми, всегда оставались партнерскими. Тому пример проекты строительства каскада ГЭС и приобретение «Газпромом» компании «Кыргызгаз». Если говорить о быстрых результатах, то газовая проблема, с учетом холодной зимы, самая важная. Есть надежда, что теперь не будет, как в прошлом году, массовых отключений потребителей, когда целые районы оставались без тепла. Понятно, что российские проекты носят больше политический характер, а для республики важна экономическая составляющая. Но здесь обе стороны друг с другом в противоречия не входят особо. Не совсем пока получается сотрудничество в области трудовой миграции, но все же продвижение есть. Хотя кого-то высылают из России, депортируют, штрафуют, но понятно, что все на законных основаниях. Все же есть что менять к лучшему».
Как видим, при некоторых оговорках эксперты единодушны в положительной оценке перемен в отношениях наших двух стран, развивающихся в направлении более тесной интеграции. В то же время каждый из них подметил и «узкие места», нерешенные проблемы. А это означает одно: чтобы российско-киргизские отношения не утратили наметившейся динамики, обеим сторонам предстоит в 2014 году немало поработать.
Источник : http://rusedin.ru
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 29.12.13 /
- Категория: Общество
- 990 0
Комментарии