Вопрос вступления Кыргызстана в Таможенный союз, и, шире – в Евразийский экономический союз – должен рассматриваться в рамках, столь же широких и  значимых, сколь судьбоносным представляется и предстоящий выбор.

Первая рамка – это наследие Российской Империи и Советского Союза. Оно уникально в том смысле, что это был процесс выстраивания земель, обеспечения их модернизации и развития, особенно в советское время.

Строго говоря, о «колониальной эксплуатации» Россией этих земель могут говорить либо заинтересованные идеологи, либо недобросовестные исследователи. Для становления кыргызской нации это было время быстрого роста во всех сферах жизнедеятельности.

Вторая рамка – водно-энергетический вопрос в Центральной Азии. Любые устойчивые государственные образования в Центральной Евразии, и прежде всего, в Фергане, могут существовать, только если государственные органы контролируют водоснабжение, от истоков и до конечного потребителя. Если это невозможно, то государственные формы становятся неустойчивыми.

Между тем, относительно ТС ситуация в Кыргызстане характеризуется отсутствием ясности последствий. Для различных общественных групп принципиально важно понять, как произойдёт переход к полноправному вхождению в интеграционное объединение. Более конкретно, и так, как это вопрошается большинством активного населения страны, - чем торговать будем? Глобализация проявилась уже в тенденции:  если в начале XX века торговля составляла 3–5% мирового ВВП (импорт и экспорт), в середине века - 20%, то сегодня - 60%. Это означает, что надо чем-то торговать, если хочешь сохраниться как самостоятельная страна. Последнее требует восстановления национального производства, снесённого «волной 90-х».

В Центральной Азии у каждой страны маленький внутренний рынок (60 млн. населения в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении), поэтому не имеет смысла производить много товаров и услуг для внутреннего потребления. Продукция должна быть экспортно-ориентированной. Отсюда - в цепочке «инвестиции – производство – торговля» последнее звено движет остальными. Ежегодно мировая торговля увеличивается на 7–10%, в то время как мировой ВВП увеличивается только на 3–5%.

Какие проблемы Кыргызстана может решить создание Евразийского пространства, благоприятного человеческим отношениям и развитию конструктивных международных связей, и выступающего в форме экономического союза? Это:

1. Стабилизация внутренней обстановки.

2. Преодоление политической коррупции.

3. Восстановление национального производства.

Интеграция для Кыргызстана

Страна находится во всевозможных интеграционных проектах, и объявляет о своем желании присоединиться к новым организованностям. Результаты официально функционирующих интеграционных структур на данный момент могут быть признаны неоднозначными. Например, все попытки реализовать интеграционные проекты в рамках Центральной Азии не привели к желаемым результатам; есть предложения, которые в действительности ведут только к дезинтеграции, и ставят под сомнение само существование суверенной Киргизии.

Исходя из анализа внешних проектов, работающих с Кыргызстаном, интеграционных направлений, по которым может двигаться страна всего четыре:

а)      Включение в орбиту «мафиозного исламизма». Важно подчеркнуть, что на этом пути уже сформировались институты, реализующие цели включения Киргизии в орбиту исламистских мировых структур.

б)      Интеграция с китайскими структурами. На этом пути уже есть институты, обеспечивающие реэкспорт китайских товаров [1]. Значительно выросла доля китайских мигрантов. Китайские предложения по строительству больших энергетических объектов в Киргизии конкурируют с российскими проектами.

в)      Интеграция в «Большой Центральной Азии», либо в структурах «Нового шелкового пути». В стране есть институты, обеспечивающие поддержку данного вектора, реализующего «отрыв» страны от Таможенного союза и т.д., и втягивание в географическую агломерацию с центром в проблемном Афганистане. Масса неправительственных организаций и экспертных объединений страны, рассуждающих в духе 90-х гг. о том, как там «в развитых странах», реализуют, вне их собственных установок, именно этот вектор.

г)      Евразийская интеграция. Однако сформированных институций, отстаивающих данный путь страны, фактически нет. При этом важно подчеркнуть, что развитие страны можно получить только на этом пути. Все другие варианты интеграции вынуждают Киргизию платить ренту отсталости.

Геоэкономический баланс

Для выбора интеграционного направления весьма важно опираться на ясные критерии выбора. В основание может лечь геоэкономический баланс страны. Положение страны в геоэкономическом мире определяется тем, какое место она занимает на глобальном рынке, каким образом включена в систему мировых обменов. При этом обмен товарами и движение капиталов — лишь часть потоков, текущих в геоэкономическом пространстве. Кроме товаров и финансов в мире движутся культурные ценности (идеи, технологии, культурные образцы и пр.), а также существует оборот человеческого капитала и природной среды.

Аналитическим инструментом, отражающим положение страны в геоэкономическом пространстве, мог бы выступить геоэкономический баланс расходов и доходов страны в глобальных обменах. Потребляющие большие товарные ресурсы развитые страны свой товарный дефицит в глобальных обменах, как правило, покрывают так называемой рентой развития — взиманием платы за пользование идеями, информацией и культурными ценностями, а также за допуск представителей менее развитых стран на свои богатые рынки. Менее развитые регионы и страны дефицит своего торгового и платежного баланса в глобальной экономике покрывают, как правило, природными ресурсами: людьми, сырьем, территориями — т.е. рентой отсталости. Таким образом, при выборе скорости интегрирования геоэкономический баланс не позволяет действовать так, как это происходило с Евросоюзом: последовательно, от объединения угля и стали через экономические структуры, и вплоть до надгосударственного объединения. Нужно начинать с последнего, и достраивать проектно все институты.

Национальный интерес Кыргызстана

В Кыргызстане пересекаются (накладываются на один и тот же материал) несколько типов общественных устройств. Первое – это общество коммунального типа (родовое, клановое устройство, жамааты, частично - махалли). Второе – «советская» система управления - административное  воздействие, обеспеченное «экспертно-научными» ресурсами, льготами, неэффективными предприятиями и т.п. Третье -  западная, или демократическая, форма устройства и управления обществом. Четвертое  -  т.н. «сетевое» общество (часть киргизского общества, вступившая в информационное глобальное сообщество). Наконец, пятое - религиозно оформляющиеся, фундаменталистские общины.

Между тем, страна – это территория, помноженная на смысл, который организует людей, живущих в этом пространстве. Таким образом, в Кыргызстане  несколько смыслов, и – несколько «стран». Каждый из внешних и внутренних проектов опирается на какое-то из «устройств» страны, часто противопоставляя их друг другу. При той силе воздействия внешних проектов, которая имеется в данной ситуации, непонятно как Кыргызстану самостоятельно удастся  совместить разные типы устройства.

В то же время надо отметить, что есть проекты, не учитывающие существование Кыргызстана: а) как  независимого, суверенного государства; б) как многообразно устроенного  общества. Не встречая в Киргизии рамок собственного проекта страны, любые внешние и внутренние проекты опираются исключительно на свои цели, подчас не учитывая культурной идентичности и собственно интересов страны.

Национальный интерес страны заключается в гармонизации различных типов общественного устройства, обретение некоего баланса различных устройств страны. На каком же пути это станет возможным?

Здесь следует учитывать несколько важных для возможного развития страны сюжетов, и, соответственно, решаемых проблем.

I.Сюжет

Трудовая миграция из Кыргызстана – рента отсталости – это антропоток в северо-западном направлении [2]. Он одновременно указывает на границы того союза, в котором укладывается антропоток, и где, при определенных решениях, может восстановиться социокультурная связность. Кыргызстан, таким образом, заинтересован в быстром решении вопроса о двойном гражданстве, причем вторым будет гражданство Евразийского союза.

II. Сюжет

Электроэнергетика Кыргызстана – типичный пример части некоего целого, вырезанного из советской экономики. Поэтому этот кусочек никак не может зажить самостоятельной жизнью. Электроэнергетика оказалась тесно переплетена с политической жизнью страны. Повышение тарифов на свет для населения стало одной из причин переворота 2010 г. Новое правительство в популистских целях снизило тарифы до 0,7 сом. за кВт. Сейчас этот вопрос политизирован, регулярно проскальзывают высказывания о прямой связи подъёма тарифов и «третьей революции» (последний переворот случился при росте тарифов до 1,5 сом)[3].

Ситуация требует принятия Евразийской энергетической хартии. Сейчас договоры о поставках и транзите энергоносителей из Центральной Азии имеют, как правило, форму двусторонних договоров и не учитывают комплексных реалий. В Центральной Азии договориться не удается, нужна большая рамка - Евразийский пакт стабильности энергопоставок. Не следует ждать, пока коллективную повестку евразийской энергополитики за нас выработают в Брюсселе. Сегодня Евразийский союз имеет куда больше шансов и оснований выдвинуть свой вариант.

III. Сюжет.

Водные проблемы, которые всегда были в Срединной Азии причиной войн, имеют отчетливо выраженный комплексный характер. Они не решаемы в двусторонних договорах. Попытки создать водно-энергетический консорциум в Центральной Азии, несмотря на политический патронаж извне, не принесли желаемых для Киргизии результатов: консорциума нет, баланса интересов не найдено, взаимные претензии стран усилились.

Кыргызстан нуждается в создании Высокой комиссии Евразийского союза по комплексному решению водных проблем [4]. Необходимо, также, коренным образом менять систему водопользования и водосохранения. Все эти вопросы Кыргызстан может решить только при опоре на союзнические отношения, при выстраивании и соблюдении различных водных балансов, и при поддержке международных проектов сохранения чистой воды для человечества.

Управление

Итак, Евразийский союз «объявлен» как некоторая перспектива. Однако где институции, реализующие эту перспективу. Можно предполагать, что другие интеграционные проекты дают возможность ЕАС «проявить» себя в ЦА не в силу доброты, но в силу раздела сфер влияния. Однако политические элиты Евразийского союза пока не приступили к поиску формулы решения центрально-азиатских проблем. Можно говорить, что в ведущих странах ЕАС нет политической доктрины как таковой по Центральной Азии. Сегодня отступление в регионе продолжается на всех фронтах. Российские фирмы, в отличие от западных компаний или китайских, представлены весьма слабо. В политическом плане в правящем классе проявляется слабое понимание особенностей стран и народов. Как прямое следствие этих неудач, в Кыргызстане идёт откат к национализму и усиление позиций исламистов.

Кыргызстану, как впрочем, и другим странам Центральной Азии, не удалось разрешить многочисленные региональные проблемы, в их взаимоотношениях растёт напряжение или недоверие. Это означает, что цели стабилизации ситуации в регионе не достигнуты, и не могут быть достигнуты вне интеграционных процессов. В то же время, государства ЦА нуждаются в медиаторе при решении проблем региона. И на это место обязательно придёт игрок, если Россия не будет выполнять исторически предоставленную ей роль реализовать интеграционный проект.

Американцы четко придерживаются в странах Центральной Азии стратегии [5] создания: рамок отношений – порождения программ сотрудничества – поддержание отношений и процедур. Именно это позволяет сформировать слой политиков и экспертов, «завязанных» на конкретные проекты.

Проблемы взаимодействия Киргизии со странами содружества - это:

1. Декларативность договоров. Дело в том, что договоры лишь о приоритетах взаимодействия  не позволяют перейти к конкретным взаимовыгодным проектам.

2. До сих пор так и не выработаны программы взаимодействия, а это уже привело к бессистемности деловых контактов, к примитивной меркантильности критериев успешности контактов. В странах СНГ возникло ограниченное представление о выгодности отношений с Кыргызстаном, не учитывающее вопросов удержания геополитической позиции, которая является решающим условием претензий на дальнейшую, выраженную в деньгах, выгодность отношений.

3.      Не учитывается рамка развития обществ (и сообществ) стран ЦА как составной части стратегического партнерства, развёртываются только контакты с постсоветским классом временных и коррумпированных руководителей стран ЦА, которые, по определению, не способны увидеть проблемы собственных стран, а тем более выработать программы представления и защиты национальных интересов. Более того – они ждут подкупа.

4.  «Стратегическое партнёрство» понимается как блоковый характер отношений. Тем самым, не рассматриваются содержательно «союзнические отношения», «альянсы» и т.п. более тесные взаимодействия.

Предложения

Нужно реализовать проектный подход. Разработка программ взаимодействия займёт слишком много времени, уже не отпущенного странам ЕАС. Именно эти страны могут занять позицию медиатора в ЦА. Иначе на этой роли окажутся либо Китай, либо США.

В связи с этим, предлагается подход: сначала выработать конкретные проекты взаимовыгодного сотрудничества, а затем программы. Таким образом, стратегия выстраивания ЕАС выглядит так: проекты (появление деловых отношений) – программы – наполнение рамки дружбы содержанием союзнических отношений.

Необходимо обеспечить строительство институтов взаимодействия. К таковым относятся: политические решения о вхождении в Кыргызстан бизнеса стран ЕАС; совместное, евразийских и кыргызских экспертных структур, сопровождение проектов евразийского бизнеса в Кыргызстане; согласованные форматы взаимодействия экспертных и аналитических групп, отрабатывающих документы, представляемые в дальнейшем на решение наднациональных органов ЕАС; форумы деловых структур стран.

Кыргызстан заинтересован в политических наднациональных органах вырабатывающих коллективную повестку прямо сейчас. Выбор здесь следующий: либо развитие страны в рамках союза, либо дальнейшая плата ренты отсталости. Именно медленное движение может вызывать опасения и недопонимание. Совместная работа в общих структурах снимет предубеждения. Но это должна быть проектная работа, а параллельно необходимо запускать метапроекты, которые позволят делать баланс работающих проектов ЕАС.

Евразийский экономический союз - не экспансия, а форма естественного существования и элементарного выживания для народов, проживающих в регионе. В этом смысле, это  единственно возможная форма сохранения суверенитета и государственной целостности Кыргызстана в начале XXI века. Такова может быть позиция ориентированной на национальное развитие элиты страны.

Однако, чтобы реализовать выбор в пользу интеграции, надо значительно и решительно увеличить плотность коммуникаций, исследований различных вопросов, и, в конечном счёте, победить в этом движении.

Примечания

1. Официально на 1 млрд. долл.; по китайской статистике в докризисные годы – по 10 млрд. долл.

2. Более полумиллиона граждан Киргизии едут только в Россию.

3. Между тем, все сценарии (их – три) развития электроэнергетики связаны с ростом тарифов от 1,06 до 2,03 сом/ кВт, и на «развитие» можно рассчитывать только при значительном подъеме тарифов и одновременном сокращении коррупции. Даже средний сценарий – рост тарифов до 1,56 сом дает только надежду на сохранение существующего положения. 

4. Надо учитывать, что совокупный годовой сток рек Киргизии составляет 47 куб. км. По прогнозам исследователей к 2025 г. сток рек неминуемо уменьшится: от 32 куб. км по оптимистическому сценарию, и до 24 куб. км по пессимистическому сценарию. Это потребует подготовки и реализации программы сохранения чистой воды. Прежде всего, это касается ледников, количество которых с 70-х гг. XX в. уменьшилось с 8400 до 1484.

5. К разработке стратегии на центрально-азиатском направлении Вашингтон подошёл последовательно.Сначала была проведена работа над рамками взаимодействия:

а) В 1992-м американский Сенат принял Закон о поддержке свободы, подчеркнувший важность оказания помощи новым независимым государствам.

б) В 1999 году последовала «Стратегия Шелкового пути». Эти документы заложили основу для вовлечения Соединенных Штатов в дела региона.

Далее настал черед  программ, включая военное направление. Хотя многие программы преследовали специфические цели, кумулятивный эффект заключался в формировании отношений и процедур для работы со странами ЦА, а также в создании там кадров, которые имеют опыт работы со структурами США. Эти усилия во многом создали рамочные условия для размещения американских военных контингентов  в Центральной Азии, когда оно стало необходимым для борьбы с терроризмом.

В основе статьи - выступление директора Центра перспективных исследований Сергея Масаулова (Кыргызстан) на Международном экспертном круглом столе «Кыргызстан в геополитической системе Евразии: экономика, политика, история» (Бишкек, 21 ноября 2013 года).

Источник :  http://www.russkie.org

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация