Князь Александр Трубецкой о евразийстве и пути России
-
В кулуарах заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников князь Александр Александрович Трубецкой поделился историей своей семьи, а также высказал отношение к современным историческим событиям.
Александр Александрович – исполнительный̆ президент ассоциации «Франко-российский диалог», председатель Общества памяти Императорской Гвардии. Трубецкие – одна из самых известных аристократических фамилий в России. Возможно, самая известная!
В 2020 году вышла книга Николая Сергеевича Трубецкого «Европа и Человечество» «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», в которой классик евразийства критикует западноцентризм и попытки Европы указать путь всем народам человечества. В частности, народам России и Евразии. Через год после выхода этой книги, в 1921-м году, вышел первый сборник евразийцев, в которой Николай Трубецкой, наряду с Петром Сувчинским, Георгием Флоровским, Петром Савицким и другими авторами разрабатывают оригинальную цивилизационную концепцию для России и комплементарных ей народностей. В основе этой концепции лежало православие, идеократия, самобытность культур и самопознание народов, населяющих Россию-Евразию.
Известный философ и евразиец Николай Сергеевич Трубецкой приходится двоюродным дядей Александру Александровичу и двоюродным братом его отцу Александру Евгеньевичу Трубецкому, который в начале 1918 г. участвовал в попытке спасения царской семьи.
Александр Евгеньевич Трубецкой воевал у Деникина, затем у Врангеля. Уже в эмиграции он встретился с будущей женой - Александрой Михайловной Голицыной. Там же, в Париже, в 1947-м году родился Александр Александрович Трубецкой. Отец всегда говорил Александру Александровичу: «да, Франция – твоя родина, но Отечество - Россия».
Что сегодня роднит Россию больше с Востоком, нежели с Европой, как в семье называли Николая Сергеевича Трубецкого, чем примечательна русская культура и род Трубецких, рассказывает Александр Александрович:
- Мой род начинается с литовского князя Гедимина, но мы так далеко не будем рассматривать. Я хочу сосредоточиться на моем Евгении Николаевиче Трубецком, который приходится мне дедом, его старшем и младшем братьях. Евгений Николаевич был известным философом, как и его старший брат Сергей Николаевич, который был также ректором Императорского Московского университета. Сергей Николаевич Трубецкой скончался рано, в 43 года. А его сын – известный лингвист, философ и евразиец – Николай Сергеевич Трубецкой. В моем детстве про него в семье говорили «это дядя Котик». Котик это, скорее Константин, а не Николай, но вот так называли – дядя Котик. Николай Сергеевич стал позже профессором в Венском университете. Надо сказать, что он сильно пострадал, так как как его евразийские взгляды очень не нравились Гитлеру.
Что касается евразийского движения. В те времена, когда Николай Трубецкой, Петр Савицкий и другие евразийцы разрабатывали свои идеи – они казались полной утопией. Если сейчас посмотреть на эти идеи, то они выглядят как не утопия, а дальновидность.
- Действительно, многие исследователи классического евразийства сегодня говорят о том, что евразийцы предвосхитили развитие евразийского континента. Николай Сергеевич написал книгу «Европа и Человечество», которая является интеллектуальной предтечей евразийства. Классики считали, что Россия не должна идти по цивилизационному пути, проложенному Европой, хотя и может использовать экономические лекала Запада, они называли Россию «Россия-Евразия». Как Вы смотрите на идеи классиков евразийства сейчас в контексте нового противостояния России и Запада?
- Времена, которые мы сейчас проживаем – это полная перемена того, что мы знали и как думали. Кто мог сказать, что будет такое сильное сближение между Россией и Китаем? Также Индия, которая долгое время была колонией Великобритании, а сейчас идет по направлению к развивающемуся блоку, представленному Китаем, многими восточными странами и Россией. Мы живем в очень интересный период переосмысления всего мира.
- Как Вы считаете, насколько корректно этот формирующийся блок называть «Коллективным Востоком»?
- Надо найти какое-то название. «Коллективный Восток» - почему нет?
- Насколько важно сегодня формировать нечто большее, чем русская культура? Евразийство сегодня критикуется представителями русских и иных национализмов. Насколько, на Ваш взгляд, важно осмысливать евразийство?
- Мне приходит аналогия с двуглавым орлом, одна голова которого смотрит на Запад, другая на Восток. Россия родилась, получив культурное влияние и Запада, и Востока. Евразийство – это тоже Европа и Азия.
- Большое количество времени Россия делала крен в европейскую сторону. Возможно, сейчас пришло время компенсировать это большим вниманием восточному направлению?
- По крайней мере жизни заставляет. И я ничего против этого не имею. Это новые аспекты нашего будущего.
- Что для Вас русский культурный код? Что отличает русскую культуру от других?
- Для меня русская культура по сравнению с западной основана на духовном понимании культуры. Русское Православие играет определяющую роль в нашей культуре. Почитать Достоевского - русская культура не могла образоваться вне православного мировоззрения. Даже Толстой, который позже отошел от православной церкви. Русская культура не могла существовать вне сильного влияния религии и духовности. А духовность - это общее явление во всем восточном, а не в западном мире. Духовность занимает центральное место во многих религиях Востока и является корнем культуры. Мы тоже затронуты влиянием духовности на нашу культуру и наш быт.
Мой дед Евгений Николаевич, его брат Сергей Николаевич, а также Франк, Бердяев, Лосев, Соловьев - они все были философами, но с христианским подходом к философии. Это специфика русской философии и русской культуры.
По материалам Институт Русского зарубежья
Источник: http://www.rusinkg.ru/
Пресс-служба «Россия в Кыргызстане»
- Создано: 11.07.22 /
- Категория: Русский мир
- 507 0
Комментарии