Соотечественники в Конституции: анализ и предложения
-
Представляем вниманию читателей вторую часть статьи директора Института Русского зарубежья Сергея Пантелеева о конституционной поправке, посвященной зарубежным соотечественникам.
В первой части шла речь об актуальности темы поддержки соотечественников и сохранения общероссийской культурной идентичности, формах реализации государственной политики в этой сфере, а также о том, как шел процесс внесения предложений о внесении поправки и её обсуждение среди экспертов и зарубежных соотечественников. Вторая часть содержит анализ содержания поправки, а также практические предложения по совершенствованию госполитики в отношении соотечественников на основе конституционного положения.
См. часть 1: Соотечественники в Конституции: как это было
Анализ содержания поправки.
Ст.69.3 гласит: «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».
Российская Федерация как правопреемник Союза ССР (Ст. 671.1), следуя принципу преемственности в развитии Российского государства, и признавая исторически сложившееся государственное единство (Ст. 671.2), берет на себя конституционные обязательства оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».
Принципы взаимоотношений Российского государства с соотечественниками, ранее регулировавшиеся Федеральным Законом, отныне закрепляются в Основном Законе государства.
Принадлежность к соотечественникам, проживающим за рубежом, согласно Конституции, можно определить как результат свободного акта самоопределения на основе общероссийской культурной идентичности, базирующегося на понимании культуры как уникального наследия многонационального народа России (Ст. 68.4), принципа исторически сложившегося государственного единства (Ст.67.2) и владения государственным языком Российской Федерации как языком государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации (Ст. 68.1).
Заявляя о поддержке проживающих за рубежом соотечественников, Российская Федерация демонстрирует гуманитарное единство России и зарубежного Русского мира, основанное на принципе культурной идентичности.
Возникшее в результате исторических катаклизмов ХХ века, современное Русское зарубежье является цивилизационным продолжением России, «Россией, обращенной вовне».
Среди исторических факторов, повлиявших на формирование многомиллионной русской зарубежной общины выделяются:
- Революция 1917 г. и Гражданская война в России («первая волна» эмиграции – ок. 2 млн. человек, преимущественно представители интеллектуальной элиты русского общества);
- Вторая мировая война («вторая волна» эмиграции – ок. 450 тыс. человек, состоящая преимущественно из «невозвращенцев» т.н. «перемещенных лиц» (Ди-Пи) - русских квалифицированных рабочих, угнанных на работу в Германию, а также военнопленных);
- Диссидентское движение в СССР («третья волна» эмиграции – ок. 360 тыс. человек, вобравшая в себя как национальную еврейскую эмиграцию в Израиль, так и собственно политическую эмиграцию советских «инакомыслящих»);
- Распад СССР («четвертая волна» эмиграции – более. 1.5 млн чел., покинувших страну по экономическим мотивам в последние годы существования Союза и после его распада, а также образование огромной 25-миллионой «диаспоры» в странах т.н. «Ближнего зарубежья», состоящей из русских жителей бывших советских республик, ставших независимыми государствами.
В настоящее время на современное Русское зарубежье все большее влияние оказывает глобализация, интеграционные процессы, информационные технологии, трансграничность, технический прогресс, которые размывают само понятие «эмиграции», но делают еще более значимыми проблемы национальных ценностей, цивилизационно-культурной идентичности и человеческого достоинства.
Процессы глобализации вовсе не сглаживают, а, напротив, обостряют межгосударственную и даже межцивилизационную конкуренцию, а использование информационных технологий превращает «борьбу за умы» одним из главных трендов современности. Манипуляция массовым сознанием, подмена исторических знаний фальсификацией, навязывание под видом «универсальных ценностей» идеологии потребительства, экономического детерминизма, размывание «человеческого в человеке», включая чувство Родины, традиционные семейные ценности - явление нашего времени.
Российские зарубежные соотечественники как трансграничное глобальное сообщество, связанное с исторической Родиной общероссийской культурной идентичностью, могут выступать в качестве «гражданских мостов» России для диалога с обществами стран их проживания, эффективного инструмента «общественной дипломатии» по формированию ее положительного образа за рубежом, в качестве партнеров по осуществлению совместных проектов в области культурны, образования, спорта, бизнеса и пр.
Одновременно, являясь российскими гражданами, гражданами стран проживания, а в некоторых случаях – лицами без гражданства, наши соотечественники испытывают различные формы давления – от информационного, направленного на размывание национальной идентичности, до политического, вплоть до политических преследований.
Приняв конституционную поправку об оказании поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, Российская Федерация открывает новый этап в реализации государственной политики в отношении зарубежных соотечественников, в основе которой – общая система ценностей, повышение эффективности механизмов взаимодействия, упрочение партнерских принципов сотрудничества.
Признание принципа «общероссийской культурной идентичности» в качестве основного для отождествления того или иного человека, проживающего за границами России, с понятием «соотечественник», вновь ставит вопрос о том, кого мы понимаем под этим термином, а, главное – кто готов себя с ним идентифицировать и каковы реальные механизмы самоидентификации.
Выше мы попытались дать определение принадлежности к соотечественникам на основе корпуса конституционных поправок, связанных с рассматриваемой Ст.69.3. Оно исходит одновременно из признания российской многонациональности и интеграционной роли русского государствообразующего начала.
Именно эти изменения, на наш взгляд, наконец-то позволяют уйти от практиковавшейся долгие годы постмодернистской ценностной размытости в сторону выстраивания практических механизмов консолидации Русского мира на основе определения мировоззренческих границ ядра сообщества и примыкающих к нему кругов разного уровня комплементарности.
Цивилизационное понимание русского начала, на которое указывает Президент («за границей – все русские»), на практике позволяет безошибочно определить наличие культурного маркера и снимает искусственное противопоставление между «русским» и «российским». Первое выступает как народное, культурно-цивилизационное, в значительной мере – трансграничное начало, выходящие и за пределы русского (великорусского) этноса, и за границы России, второе – государственное, конкретно-историческое, политическое, очерченное государственными границами и являющееся «метрополией» для «диаспоры».
Заявляя о своей принадлежности к «российским соотечественникам», человек подтверждает свою общероссийскую культурную идентичность как цивилизационную «русскость» и признание Российской Федерации – продолжательницы предшествующих форм российской государственности, в качестве «исторической родины». Тем самым гармонизируется соотношение русского этнического ядра с российской полиэтничностью.
Фактор гражданской российской идентичности, базирующийся на принципе наличия российского гражданства и актуальный для внутрироссийской повестки, при этом может выступать как фактор более глубокой интеграции в сообщество через дальнейшее совершенствование российского законодательства об упрощенном получении гражданства зарубежными соотечественниками. Тем самым зримо воплощается в жизнь формула «Величие России – достоинство граждан».
Предложения по совершенствованию госполитики в отношении соотечественников на основе конституционного положения.
Объективная оценка нынешнего уровня консолидации «движения российских соотечественников за рубежом» будет связана с признанием того факта, что «движение» находится все еще на начальном этапе своего становления. Ставка МИД России на выстраивание описанного выше института «координационных советов соотечественников» во главе со Всемирным конгрессом и его исполнительным органом в лице ВКСРС, сыгравшая свою позитивную роль с точки зрения создания «институционального каркаса», на данный момент исчерпала свой консолидирующий потенциал.
За редким исключением, как обычно подтверждающим правило, координационные советы представляют собой немногочисленные и невлиятельные группы общественных активистов, группирующиеся вокруг российских посольств, не имеющих ни экономических, ни информационных, ни политических ресурсов, и соответственно – зависимых от посольств и не интегрированных в гражданское сообщество стран проживания. Однако само наличие «института координационных советов» является достаточным основанием для того, чтобы дополнить выстроенную за последние 15 лет в значительной степени усилиями самого российского государства «соотечественную» институциональную вертикаль, широкой гражданской горизонталью с запуском процессов диаспоральной русской самоорганизации.
Для этого необходимо на основе зафиксированного конституционного положения, перейти, с одной стороны – к выстраиванию отношений со странами, имеющими значительные русские общины, с учетом соблюдения прав и законных интересов последних вплоть до применения соответствующих санкционных действий в отношении государств, нарушающих права российских соотечественников, с другой стороны – всячески содействовать притоку в «движение» самостоятельных, активных, молодых и имеющий потенциал влияния в странах проживания представителей русской диаспоры.
Последнее невозможно без формирования финансово-экономической базы диаспоры, обретения ею экономической самостоятельности. Переход от верхушечно-бюрократических проектов, т.н. «балалаечной дипломатии» в сторону установления бизнес-контактов между экономически активными соотечественниками в разных странах, между ними и российскими субъектами хозяйствования, в том числе в российских регионах, использование потенциала приграничного сотрудничества, механизмов налогового поощрения для российского бизнеса – эти меры способны существенно повысить экономический потенциал русских зарубежных общин.
В свою очередь, это приведет к повышению политических возможностей русской диаспоры, способной выдвигать своих собственных политических лидеров в целях отстаивания интересов общины. Речь идет о выстраивании партийно-политических проектов, в которых «русская» или «пророссийская» составляющая не будет использоваться в конъюнктурных целях уже существующими самодостаточными политиками, системно вписанными в по сути антироссийские режимы, а изначально будет ориентироваться на реализацию политического потенциала движения российских соотечественников, выступающих естественным связующим звеном между государственными, политическими и гражданскими структурами страны проживания и Россией. Именно такой подход, наряду с формированием экономической диаспоральной базы, способен наполнить русские общины в странах проживания субъектностью и начать выстраивать партнерские отношения как Россией, так и гражданскими и государственными структурами стран проживания.
Принципиальным элементом этой системы становятся российские НКО международной направленности, взаимодействующие с организациями соотечественников и выступающие, в свою очередь, партнерами российского государства. Требуется упрощение и повышение эффективности грантовой политики, усиление ее международной направленности.
Важнейшее значение приобретает информационное направление, создание инструментов глобальной русской коммуникации и взаимодействия с внешним миром на основе современных информационных технологий.
При этом с повестки дня не снимается, а напротив, актуализируется использование потенциала Русского зарубежья с точки зрения возвращения в Россию соотечественников в целях реализации права на репатриацию и демографического развития российских регионов. Одновременно стимулирование репатриации русских квалифицированных специалистов из государств, нарушающих права наших соотечественников, может служить формой «мягкого» давления на власти таких стран.
Вышеизложенные изменения в государственной политике по отношению к зарубежным соотечественникам возможны при условии модернизации самого российского государства, соединения двух очень сложно совместимых начал – приверженности традиционной системе ценностей, внутренней цельности системы, здорового консерватизма государства и общества, с одной стороны, а с другой – устремленности к развитию, гибкости и адаптивности системы, открытости миру, готовности к диалогу и к уверенной силе в защите «своих».
Наличие за рубежами России многомиллионной русской общины, имеющий опыт жизни в различных национальных, религиозных, культурных, цивилизационных условиях, но сохраняющей общероссийскую культурную идентичность, свою цивилизационную русскость, связи с исторической Родиной, содержит в себе огромный потенциал, расширяющий как внешнеполитические, так и внутриполитические возможности нашей страны. Во внешней политике Россия обретает союзника в реализации открытого миру глобального русского проекта, во внутренней – уникальный опыт жизни значительной части нашего народа в иных государственных системах, на поверку в большинстве случаев доказывающий преимущество для российского человека отечественного социально-политического устройства общества. Последнее познается только в сравнении – в этом одновременно и преимущество наличия такого опыта, и гарантия того, что этот опыт будет укреплять достоинство российского соотечественника и державное величие России.
Источник: http://www.rusinkg.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 20.07.21 /
- Категория: Русский мир
- 699 0
Комментарии