На VI Всемирном конгрессе российских соотечественников, проживающих за рубежом, (Москва, 31 октября – 1 ноября 2018 года) звучало много важных тем, которые и тревожат, и радуют, и предоставляют новые возможности для развития, и даже открывают новые горизонты и направления движения. Одним из таких докладов, который произвёл впечатление на большинство собравшихся в зале конгресса, стало выступление председателя общественного фонда «Центр поддержки русского языка и культурного наследия «Русское достояние» из Кыргызской Республики Сергея Перемышлина.

Тема, о которой рассказал Сергей Николаевич с высокой трибуны конгресса, не только одна из ключевых – она может стать определяющей и для сохранения, и для развития Русского мира за рубежом России. Образование на русском языке и по российским программам может и должно стать главным инструментом сохранения и развития русскоязычного пространства и культуры. Как это сделать – ответы ниже, в словах Сергея Перемышлина.

События последних лет, происходящие в мире, показали, насколько актуальна и важна консолидация всего Русского мира, насколько необходимо всеми силами противостоять угасанию самосознания русского человека и формировать нравственную социальную и духовную сущность народов России, культивировать и возрождать чувство патриотизма. Сила России формируется не только в России, но и за её пределами в том числе и нашими с вами усилиями.

И чем качественнее и продуктивнее будет консолидация этих усилий, тем быстрее мы сможем добиться поставленной задачи – возродить Россию, сделать её сильной, независимой, успешной державой, какой она была всегда. Хотя Россия является многонациональной страной, русским духом обладает не только этнический русский, но и представитель любого другого этноса, разделяющий ценности и постулаты русской культуры.

Одним из важнейших инструментов сохранения и развития русскоязычного пространства и культуры, то есть Русского мира, является образование. Школа – это не просто учреждение, где обучают грамоте, а мощное средство идеологического воспитания подрастающего поколения как в России, так и за её пределами.

В настоящее время Правительством России, в первую очередь министерствами просвещения, образования и науки, иностранных дел и его гуманитарной составляющей – Россотрудничеством, а также научно-академическим и общественным сообществом, включая фонд «Русский мир», проводится большая работа по сохранению и защите русского языка и русской культуры. Идёт подготовка учителей-русистов, осуществляется поставка учебников, организуются конференции, семинары, литературные вечера.

Таким образом, поддерживаются школы, дающие общее образование на русском языке, которые работают по программам стран пребывания. Учебные программы этих школ существенно разнятся с российскими. С каждым годом они претерпевают изменения, отдаляющие их от российских стандартов. Это происходит не без участия наших «друзей». Результатом этого является то, что выпускники средних школ стран СНГ не могут успешно продолжать учиться в российских вузах как по предоставленным им бюджетным квотам, так и на платной основе. Причина – отсутствие базовых знаний по основным предметам. В подавляющем большинстве случаев такого рода школы и центры изучения русского языка обеспечивают лишь знание русского языка на уровне межнационального общения.

Очевидно, что для сохранения и улучшения межгосударственных связей в пространстве СНГ нам необходимо выиграть битву за формирование будущих элит стран постсоветского пространства, людей, которые завтра станут у руля этих стран. Начинать следует с предоставления им возможностей получить современное российское среднее образование на местах с дальнейшим бюджетным обучением в вузах России.

А следовательно, в столицах и крупных городах стран СНГ нам необходимо иметь современные российские школы, лицензированные Министерством просвещения России для работы по российским учебным программам. Такие школы станут опорой и объединяющим фактором для всех существующих русскоязычных школ. На базе таких школ может производиться подготовка и переподготовка не только русистов, но и учителей физики, химии, географии, истории, обществознания. Огромный дефицит преподавателей естественных наук наблюдается не только в сельских, но и в городских школах стран Центральной Азии.

В этой работе мы должны опираться на концепцию «Русская школа за рубежом», разработанную под руководством В. В. Путина в 2015 году. Сегодня актуальность задачи открытия российских школ за рубежом, закреплённая в этом документе, ещё более возрастает.

Имея флагман – российскую школу в столице страны пребывания, на её базе можно открывать небольшие школы в малых городах. Для этого не надо вкладывать колоссальные деньги, строя здания и инфраструктуру. Можно брать их в аренду и организовывать учебный процесс в том числе и нашими с вами руками – руками соотечественников. Организация учебного процесса в таких школах может осуществляться при частичной самоокупаемости за счёт средств родителей учеников. Но подготовка, оснащение и запуск должны осуществляться при помощи государства. При этом необходимым условием является получение лицензии Министерства просвещения России.

И пример такой модели уже есть. За последние шесть лет общественным фондом «Русское достояние» при поддержке Посла России в Киргизии Андрея Крутько, при непосредственном участии и финансировании международным общественным фондом «Российский фонд мира», возглавляемого Л.Э. Слуцким, были открыты русские центры в регионах Киргизии. А в 2016 году министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым была открыта общеобразовательная школа имени А. П. Чехова в Бишкеке.

Эта школа имеет лицензию Министерства образования Киргизии, работает по двум образовательным стандартам, применяя российскую программу за счёт школьного компонента, который, однако, не покрывает и половины российской программы обучения. Дальнейшее развитие и расширение школы А. П. Чехова – сейчас в ней может обучаться только 300 учащихся – откладывается на два года из-за отсутствия финансирования. Искусственно тормозится и получение российской лицензии.

Однако не всё так безысходно. Просматривается промежуточное решение этого вопроса. В 2019 году ПАО «Газпром» на собственные средства заканчивает строительство в Бишкеке оснащенной на высшем уровне общеобразовательной школы, которая могла бы взять на себя выполнение этой функции. Дело за малым – добиться получения соответствующего согласия киргизских и российских властей. Обращаюсь к президенту Российской Федерации и Правительству России с инициативой о постановке перед нашими киргизскими партнёрами вопроса о пересмотре подписанного меморандума, предусматривающего передачу этой школы киргизской стороне с целью организации на её базе российской школы с лицензией Министерства просвещения России.

Считаю, что в этом вопросе необходимо объединить усилия ПАО «Газпром» по строительству здания школы и МОФ «Российский фонд мира» по формированию образовательного процесса, используя базу школы имени А. П. Чехова в Бишкеке, и таким образом осуществить открытие первой «русской школы за рубежом», сделав её флагманом образования в столице Киргизии. В свою очередь, как член правления МОФ «Российский фонд мира» и представитель фонда в Кыргызстане, готов обеспечить выполнение этого процесса и поделиться полученным опытом с соотечественниками из других стран.

Справка

В конце августа в средствах массовой информации прошло сообщение, что в Бишкеке построят ещё одну современную школу. Под непосредственным руководством президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, председателя правления компании «Газпром» Алексея Миллера и генерального директора «Газпром Кыргызстан» Болота Абилдаева состоялась торжественная закладка капсулы новой общеобразовательной школы, строительство которой планируется завершить в конце 2019 года. В результате, около одной тысячи школьников получат возможность учиться в новом образовательном учреждении обеспеченном всеми необходимыми учебными, административными и хозяйственными помещениями: со столовой на 350 посадочных мест с производственными цехами, спортивными залами и бассейнами предназначенными для младшей, средней и старшей школы. Школьные кабинеты будут оснащены компьютерами, будет работать современная лаборатория и современная библиотека, оснащённая средствами мультимедиа. У школы будет просторный актовый зал до 400 посадочных мест со сценой, звуко-аппаратной, артистическими и кинопроекционными возможностями. Кроме того, на территории школы будут действовать летние спортивные арены, сооружения для тренировок и соревнований на открытом воздухе.

Сергей Перемышлин, председатель общественного фонда «Центр поддержки русского языка и культурного наследия «Русское достояние» (Кыргызстан)

Журнал о России и русском мире “РУССКИЙ ВЕК”№ 11, 2018

Источник: http://www.ruvek.ru

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация