Русский язык как пропуск в мир
-
Итак, с 1 сентября и нового учебного года сдача сочинения снова стала обязательным условием для допуска к ЕГЭ по русскому языку. В 2009 году выпускное сочинение было отменено после перехода на обязательный ЕГЭ. Однако из года в год ухудшающиеся показатели итоговых знаний по русскому языку (ЕГЭ) заставили Минобразования и науки РФ пересмотреть своё решение: сочинение возвращается.
Теперь выпускники будут писать сочинение в декабре как этап подготовки к ЕГЭ по русскому языку. По итогам его написания школьников или допустят, или не допустят к единому государственному экзамену по русскому языку. Ученики одиннадцатых классов будут его писать в своих школах, проверять работы будут учителя и приглашённые независимые эксперты по создаваемой системе «зачёт — незачёт».
Тот, кто пожелает за сочинение получать начисляемые баллы, необходимые для поступления в вуз, если сочинение в нём квалифицируется как профилирующий предмет, будет иметь право на баллы.
Раннее — среди учебного года — написание сочинения даёт шанс, и не один: в феврале и марте те, кто не удовлетворён итогом или захочет улучшить результат написания, получат возможность пересдачи. Баллы (браться в расчёт будут лучшие из предпринятых попыток) за сочинение засчитают при поступлении в вуз. Правда, это пока предварительные условия и методика учёта и оценки сочинений. Они вместе с процедурами экзамена будут доработаны до 1 октября 2014 года.
Однако серьёзность и бесповоротность настроя реформаторов демонстрирует новация — заранее известны темы итогового сочинения 2015 года. Точнее, то, что они известны на 1 сентября 2014 года, — это тоже важный штрих. Тем пять: «Недаром помнит вся Россия» по произведениям Михаила Лермонтова; «Вопросы, заданные человечеству войной»; «Спор поколений: вместе и врозь» по произведениям Льва Толстого, Ивана Тургенева, советских и российских писателей; «Чем люди живы» (Фёдор Достоевский, Александр Пушкин, Антон Чехов) и «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Все темы и их творческое обсуждение ведёт созданный при Минобре совет по сочинению под председательством Натальи Солженицыной.
Существенные перемены ждут и сам ЕГЭ по русскому языку. Его некогда едва ли не главную часть — тесты — в 2015 году исключат из ЕГЭ как таковые. Точнее, их исключение из системы единого госэкзамена будет поэтапным. Пока число тестов сократят до половины, а в 2016 году — до двух третей. Так, как это уже сделано по другим предметам: математике и литературе. Причина всё та же: чтобы ЕГЭ учил думать, анализировать и обобщать, а не угадывать. Именно поэтому угадывающая часть ЕГЭ по русскому языку — тесты — будет постепенно ужиматься до одной трети. К такому экспертному заключению учителя, лингвисты и чиновники Рособрнадзора пришли давно, но итоги 2013–2014 учебного года показали: медлить с переформатированием ЕГЭ по русскому языку просто опасно.
Проблема в том, что Минобразования и науки РФ совместно с Рособрнадзором резкое ужесточение условий сдачи ЕГЭ в 2014 году — впервые было использовано видеонаблюдение и рамки металлодетекторов перед входом в аудитории — преподносили не только как элемент прозрачности и безопасности, но и как «элемент равных возможностей». При этом стоимость проведения ЕГЭ для бюджета выросла до 1,2 миллиарда рублей (в 2013 году она составляла 312 миллионов рублей. — Прим. ред.). А на выходе всех ждал ушат ледяной воды: результаты ЕГЭ в 2014 году, особенно по русскому языку, оказались в разы хуже, чем в предыдущем. Средний балл по русскому языку снизился в 2014 году на 1,5 % по сравнению с 2013-м. Как считают эксперты, это слишком много. Причём настолько, что пороговый минимум оценки по русскому языку пришлось снизить на двенадцать баллов, иначе почти 20 % российских школьников могли бы получить «неудовлетворительно». Вслед за минимальным баллом по русскому языку был снижен минимальный порог оценки по математике — на целых семь баллов.
В совокупности неуклонное снижение итогов ЕГЭ по русскому языку и по математике — это диагноз состояния среднего образования в стране. Ведь, согласно правилам проведения Государственной итоговой аттестации, школьник, который не преодолевает минимальный порог по обязательным предметам ЕГЭ — русскому и математике, не получает аттестата о среднем образовании. Вместо аттестата он имеет право только на «волчий билет» — справку об окончании школы, что по факту лишает его возможности в текущем году поступить в вуз.
— Анализ работ ЕГЭ по русскому языку нас беспокоит, — говорит Оксана Решетникова, руководитель Федерального института педагогических измерений. — Итоги 2013 года — повод пересмотреть методику преподавания русского языка и процедуру ЕГЭ по русскому языку. Именно поэтому при нашем содействии при Минобразования создана рабочая группа по совершенствованию преподавания различных предметов, в том числе русского языка. Наша задача — переформатировать сначала преподавание, а затем и сдачу ЕГЭ по русскому языку таким образом, чтобы преподавание и экзамен развивали у школьников базовые навыки — запоминание, мышление, анализ и умение грамотно строить речь.
Как подтвердили «Русскому миру» в Рособрнадзоре, к работе по совершенствованию методики преподавания русского языка подключился недавно созданный Совет по русскому языку при Правительстве России. Одна из рассматриваемых им рекомендаций по обновлению методик преподавания русского языка — «необходимо давать молодёжи больше знаний об исторических, культурных, природных богатствах России и при обновлении методик учитывать контекст меняющегося времени — интернет-технологии, иностранные заимствования, развивающие русский язык, и игровую методику изучения русского языка, особенно на начальных этапах его преподавания».
Источник: http://pravfond.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 05.09.14 /
- Категория: Русский мир
- 924 0
Комментарии