Долгий путь русских в Россию

Весьма трудно изложить в одной статье едва ли не самую шокирующую и сложную проблему сегодняшнего бытия людей, в результате развала СССР оказавшихся за пределами своей исторической Родины. Любой рассказ всегда обладает некой особенностью – склонностью рассказчика к субъективности. Только не в данном случае, ведь речь идет о возвращении русских людей в Россию.

Тема избитая, скажет любой читатель и будет прав. Действительно, в СМИ еженедельно появляется информация о том, как преследуются русскоязычные в Прибалтике, Молдове, на Украине, в Узбекистане, Таджикистане…

Нередко отклик на такую информацию заключается в вопросе: а почему они не возвращаются в Россию? Значит, делается вывод, им нравится терпеть издевательства над собой, либо разговоры об угнетении не соответствуют правде. А есть совсем простое объяснение, о котором российский читатель не подозревает или не хочет знать: уже много лет процесс получения российского гражданства является практически недоступным для многих категорий граждан СНГ. Почему так происходит?

История одного человека

Много лет назад я приехал в Санкт-Петербург из солнечной Молдавии. Приехал не зарабатывать и не покорять мегаполис, как мечтают многие молодые люди. Все было гораздо проще: меня ждали литературные семинары, а в Пушкине жила моя семья со стороны матери. Семья много раз приглашала меня приехать в Россию – абсурд и нарастающая прогрессия русофобии в Молдове давно уже не являются секретом.

Подспорье переезду вроде бы тоже немалое. К тому, что раньше было всеобъемлющим и общим – пространству русского языка и культуры, называемому ныне Русским миром, Россия как неоднократно заявляли её руководители, поворачивается лицом, а людей, для которых русский язык является родным, считают соотечественниками и «мягкой силой». На этом основана внешняя политика России по отношению к странам СНГ. Я и есть один из таких соотечественников.

Родственники мне говорили: как бы тебе ни было хорошо в Молдове, помни – ты русский, твоя Родина – Россия. У меня и сомнений в этом не возникало до определенного момента – пока не попал на свою историческую Родину. Прошло больше семи лет. Питер стал родным городом, появились близкие друзья. Некоторые из них приходят в крайнее изумление, когда узнают, что я – не гражданин России: «А почему ты не хочешь оформить себе российский паспорт?»

Раньше к такому вопросу относился спокойнее, сейчас же он вызывает у меня истерический смех. Я устал объяснять: несмотря на то, что я – русский, член Союза писателей и моя мать, дедушки, бабушки родились в России, жили и работали в России, воевали за неё, прадед – автор одного из первых российских учебников по аналитической химии, а об одном из предков писал Пушкин в «Полтаве» – при всем при этом я не имею никаких преимущественных оснований для получения российского гражданства. Только через стандартную процедуру, которая длится не менее пяти лет.

Вот как это происходит: оформляем квоту на РВП (разрешение на временное пребывание) – очередь занимают за месяцы, стоять приходится сутками на морозе. Через полгода приходит положительное или отрицательное решение. Потом, спустя 6 месяцев, если, конечно, решение положительное, можно подать заявление на вид на жительство при наличии регистрации на три года (не все хозяева соглашаются «прописать» квартиранта или не хватает метров – положено 12,5 м на человека). И, получив вид на жительство, следует ждать еще пять лет. В общей сложности может пройти не менее 7-8 лет.

Одна общая очередь

Еще до того момента, как Россию захлестнула волна нелегальной миграции, многие аналитики предупреждали, что ужесточение закона о гражданстве приведет к непоправимым последствиям. Практически в любом государстве соотечественники, проживающие за рубежом, имеют право получить вид на жительство – как свидетельство этнической принадлежности к коренным народам страны. В любом,  но не в нашем. Россия оставила за рубежом миллионы соотечественников без возможности спокойно вернуться домой, на историческую родину. Разумеется, есть определенные категории граждан, которые имеют право на ускоренное получение российского паспорта (ветераны Великой Отечественной войны, люди без гражданства из Эстонии и Латвии), но это – капля в море желающих вернуться.

Тех, кто возвращается, питая надежды на то, что великая русская семья радушно откроет свои объятия, ждет малоприятный сюрприз – в России нет программы репатриации, а в законе о гражданстве присутствуют следующие строки: «Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено».

То есть русский вы, башкир, татарин или японец, папуас, могиканин – можете не махать свидетельством о рождении, это никого не интересует. ФМС всё равно – являетесь вы потомком коренных народов России или прилетели с Марса. Вы – иностранный гражданин, и точка. Русский, не русский – не играет роли. За всеми документами – в одну очередь, которая может растянуться на километры: южные гости любят приезжать автобусами. Однажды, чтобы пройти медобследование для документов, я приходил в учреждение несколько раз. Почему? Стоят два-три паренька, к примеру, из Ташкента, и каждый занял очередь для земляков, которых 40-50 человек.

Поскольку, для того чтобы жить в России, нужно где-то работать, любой иностранец должен зарегистрироваться, оформить разрешение на работу. И тут наши соотечественники вынуждены конкурировать с трудовыми мигрантами, которых Россия интересует только с точки зрения заработка. Однажды, когда я стоял в клетке УФМС на ул. Красного Текстильщика за пластиковой карточкой разрешения на работу, ко мне подошли узбеки и спросили: ты стоишь вместе с нами, ты – русский, это твоя страна, почему тебе не дают паспорт? Услышав ответ, они изумились, сочувственно покачали головами и что-то тихо сказали друг другу. Наверное, хорошо, что я не знаю узбекский.

Почему Москва или Питер?

Я – автор многих статей о возвращении русских в Россию и нередко слышу упреки в свой адрес: а почему ты приехал в Санкт-Петербург, а не в другие города России? И почему ты не воспользовался программой возвращения соотечественников в Россию?

Начну со второго вопроса: нет никакой программы возвращения соотечественников, есть программа добровольного переселения. Почему она так называется – это для меня загадка.

Добровольно переселиться и вернуться на Родину – совершенно разные вещи. В мировой практике есть понятие, описывающее правильный процесс – репатриация. Думаю, не стоит расшифровывать значение этого слова. А сама программа существует только с 2006 года, она претерпела множество качественных изменений (редакций), но, увы и ах, продолжает оставаться непопулярной. За время её действия переселились только 150 тысяч человек. На фоне 11 миллионов мигрантов в РФ эта цифра выглядит просто смешной. Вот только суммы, выделяемые на эту программу, не выглядят смешными. Хотя дело даже не в суммах и не в количестве людей, воспользовавшихся программой. Дело в самой программе – она ставит перед переселенцем определенные условия: нужно быть работоспособным (пенсионеры и инвалиды остаются за бортом, как я понял), прожить некоторое количество времени в регионе (а не все регионы РФ участвуют в программе), оформить регистрацию – а как это сделать, если не имеешь жилья? Только фиктивно, но современные законы сурово наказывают за это. Зачем нужно устанавливать такие жесткие нормы? Люди, которые решили вернуться в Россию, едут не в самые «сладкие» места, они возвращаются на могилы предков и к родственникам, которые способны помочь им обустроиться на первых порах.

Теперь вернусь к первому вопросу. У В.С. Высоцкого есть замечательные строки: «Открыт закрытый порт Владивосток, Париж открыт, но мне туда не надо». Так случилось и со мной: моя семья живет в Санкт-Петербурге, на кладбище Пушкина похоронены мои родственники. Зачем мне ехать туда, где никто из моей семьи никогда не жил, где ни разу я не был, только для того, чтобы через какое-то время вернуться обратно? Это же условности, на которые уйдет часть моей жизни, да и не принесет это России никаких полезных дивидендов, поверьте.

Соотечественники, мигранты или?..

Только недавно понятие «соотечественники» решили уточнить, и вот почему: никакой смысловой нагрузки оно практически не несёт. Российские соотечественники – это граждане РФ, проживающие за рубежом, потомки коренных народов РФ и… все граждане бывшего СССР. То есть население всего постсоветского пространства – это российские соотечественники? Подобное обобщение, как мне думается, было раздуто искусственно для максимального российского влияния на территории бывшего Советского Союза, но особой пользы оно не принесло. Как только соотечественник приехал в Россию, он автоматически обретает статус мигранта. Иногда это вызывает огромное удивление – представьте, что потомки Пушкина или Достоевского стоят в очереди за документами, позволяющими честно платить налоги на исторической Родине.

Увидел в Сети: на Украине русские общины распространяют «Карту русского». Ламинированная бумага, подтверждающая принадлежность к России. Многие русскоязычные люди проявили интерес, а у меня, наоборот, рождается крайнее удивление. Помимо национальной самоидентификации есть базы данных. У многих в свидетельстве о рождении прописаны национальность и место рождения родителей. Зачем каким-то новым документом что-то подтверждать, если на простом собеседовании видно – является для претендента русский язык родным или нет? Приехал человек на заработки или вернулся на историческую Родину?

Помню удивление одного высокопоставленного чиновника, когда ему в 2009 г. сообщили о том, что люди в России годами ждут гражданство. Он пообещал немедленно разобраться с этой проблемой. Судя по реальному положению вещей, до сих пор разбирается.

В.В. Путин несколько раз поручал ускорить процесс получения российского гражданства соотечественниками – носителями русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР. Последнее поручение президента было 30 апреля с.г. в прямом эфире адресовано Д.А. Медведеву и должно было быть выполнено к сентябрю текущего года. Но ни на каких официальных сайтах я не нашел информации не только об успешном выполнении задания президента РФ, но и о том, что в этом направлении была проведена какая-либо работа.

Денис Башкиров

Источник :  http://www.ruvek.ru

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Добавил: Гость Создано: 11.01.14

Я тоже хочу вернуться на историческую родину. Пенсионерка,62 года, гражданка Казахстана, чувашка, родилась в Самарской обл. После окончания техникума по направлению уехала в Узбекистан, в 1991 году приехали с семьей в Казахстан в Западно-Казахстанскую облатсь, т.к. сразу дали квартиру. Распался СССР. Если бы знали, что так будет, то уехали бы в Астрахань,и вызов был. В Казахстане была работа. Для меня все время родина была и есть Россия, где я родилась, прожила 20 лет. Я плакала, когда из Узбекистана прилетала в Самару когда ехала на родину глядя на черную землю, родные березы. Я сейчас могу подавать на РВП и далее на вид на жительство по рождению, но у меня сын инвалид 1 группы, рожденный в Узбекистане,  гражданин Казахстана, ему могут отказать в получении этих разрешений и гражданстве РФ. Квартира есть в Самаре. Сын хочет жить и я хочужить на родной земле, радоваться родным просторам, жить со своими родственниками. И итоге я хочу быть похоронена на родине.

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация