29 мая в Астане Казахстан, Россия и Беларусь подпишут Соглашение о создании Евразийского экономического союза - ЕАЭС. Отношение к этой инициативе властей в обществе - неоднозначное. Kursiv.kz решил дать возможность высказать свое мнение о плюсах и минусах будущего союза как противникам, так и сторонникам ЕАЭС без собственных оценок, давая право читателю самому решить чья позиция ему кажется правильной

С одной стороны, значительная часть граждан считает, что такое объединение принесет пользу экономикам 3 стран и укрепит их на фоне мировой нестабильности. Противники ЕАЭС говорят о попытках возродить СССР в новом формате и уже около месяца в Сети акцию против интеграции, выражая свой протест размещением фотографий с белыми масками на лице. За неделю до подписания Соглашения около 200 представителей интеллигенции, общественные деятели, политики, экономисты не согласные с вступлением Казахстана в ЕАЭС провели общественные слушания и предложили организовать референдум по этому вопросу.

Между тем, официальные лица успокаивают общественность и уверены, что ни о каких попытках посягнуть на суверенитет Казахстана речь не идет. В частности, вице-министр иностранных дел РК Самат Ордабаев рассказал о том, что изначально в текст договора о ЕАЭС было включено множество предложений. Была сделана попытка включить в него такие положения, которые регламентируют все стороны жизни трех государств. Прежде всего, политическое сотрудничество, общее гражданство, миграционная политика, вопросы визовой политики, проблемы безопасности. «Именно благодаря последовательной позиции Казахстана они были исключены», - сказал он.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:

В течение 20 лет мы двигались в направлении экономической интеграции. К этому времени уже проведена огромная работа. Теперь мы должны на практике доказать, что работали не зря, и подписанный Договор направлен на благо населения. Наша страна получит пользу от данного союза, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Мы идем на подписание Договора, поскольку он выгоден нам с экономической точки зрения. В частности, следует учитывать, что Казахстан не имеет выхода к морю, а наши соседи обеспечат его, как и доступ к транспортной инфраструктуре. Выпускаемые в нашей стране товары должны конкурировать на рынках России и Беларуси. Свободное передвижение казахстанских товаров, капитала, рабочей силы, создание совместных предприятий, а также усиление контактов - все это будет приносить пользу для экономики нашей страны.

Первый заместитель премьер-министра Бакыт Сагинтаев:

При работе над проектом договора были исключены неэкономические положения. В ходе переговоров мы отстояли позицию о недопустимости политизации союза и обсуждения в его рамках вопросов национальной компетенции и государственного суверенитета. Хочу еще раз подтвердить, что все указания и установки реализованы, проект Договора согласован сторонами и готов к подписанию.

Премьер-министр РК Карим Масимов:

Союз дает большие экономические возможности для стабильного и устойчивого развития нашей страны в условиях нынешней турбулентности в экономике. Договор предусматривает возможность проведения многовекторной политики. Помимо участия в данном союзе, мы продолжаем переговоры по вступлению в ВТО и заключению соглашений с другими международными объединениями.

Министр иностранных дел Ерлан Идрисов:

Обеспечена равная представленность на конкурсной основе представителей государств-членов в органах союза. Особо важным представляется то, что данный договор не препятствует заключению других международных договоров. Все возникшие вопросы по институциональной части устранены

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Республики Казахстан Рахим Ошакбаев:

Как непосредственные участники переговорного процесса можем заверить, что при формировании своей позиции казахстанская сторона руководствовалась исключительно экономическими интересами. Предметом договора являются вопросы только экономического сотрудничества, нормы о сотрудничестве внеэкономических сферах принципиально исключены из текста договора. Это вызывало очень много различных споров, но казахстанская делегация, можно сказать, вымарывала из текста все, что касается гуманитарной сферы и не относится к экономике. Практически все замечания и предложения, внесенные представителями казахстанского бизнеса в проект договора о создании Евразийского экономического союза, были учтены при формировании проекта договора. В целом НПП официально внесла в правительство свыше 120 различных замечаний и предложений. Сейчас сухая статистика такова, что около 90% предложений бизнеса стали официальной позицией казахстанской переговорной группы, их смогли отстоять, и они вошли в итоговую редакцию текста договора. В итоге мы считаем, что получили достаточно хороший, взвешенный, прагматичный документ, который определяет принципиально новый уровень равноправного экономического партнерства и открывает возможности для бизнеса сообщества.

Руководитель аналитической службы общественного фонда«Realpolitik» Талгат Мамырайымов:

Для руководства многовекторность является, прежде всего, реализацией экономического прагматизма. Разумеется, первые руководители думают о том, что она может обеспечить национальную безопасность во внешнеполитической плоскости. Но при этом этот посыл, опять-таки основывается на «экономическом прагматизме». Первые лица Казахстана полагают, что тесные экономические связи с крупными державами, их инвестиции являются прочным залогом безопасности страны. И в этом есть доля здравого смысла. Ведь, США, КНР, Россия и ведущие страны Европы в любом случае будут стремиться защитить свои экономические интересы в РК. Но при этом «экономический прагматизм» в политике Акорды почему-то действует избирательно. Я имею в виду, в частности, евразийскую экономическую интеграцию. Упомянутая критика Астаной азиатских концептов и Запада подспудно открыто подается как политическое обоснование «нового» экономического прагматизма в реалиях современной мировой политики. В данном случае, мы попросту «лезем в бутылку с узким горлышком». Для того чтобы эффективно взаимодействовать с КНР, Россией и Западом, используя транзитный потенциал не обязательно вплотную экономически интегрироваться с кем-либо из этих сторон. Тем более что от первых 3 лет деятельности Таможенного союза мы несем преимущественно одни убытки: снижение экспорта, доли МСБ в ВВП. В этой связи недавние разговоры казахстанского руководства о необходимости диверсификации поставок энергоресурсов на внешние рынки выглядят подтверждением ориентированности Акорды на экономический прагматизм во внешней политике. Видимо, поэтому наша власть решила углубить экономическое сотрудничество с Китаем, Ираном, Узбекистаном и другими странами. То же самое касается и сотрудничества с Европой. Недавно же, 21 мая Нацбанк и ЕБРР подписали соглашения по кредитованию на сумму $ 1 млрд разных отраслей нашей экономики и в первую очередь сферы МСБ. До этого в середине мая государство и Европейский союз в ходе 6 раунда переговоров в Астане согласовали значительное количество статей проекта нового соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве. А в начале мая Всемирный банк, за которым стоит США и ЕС, заявил о готовности предоставить Казахстану $2,5 млрд на развитие предпринимательства и инноваций, стимулирование бизнеса. Одно не понятно, почему Астана в своем пресловутом «экономическом прагматизме» отдает больший приоритет евразийской экономической интеграции? Возможно, в данном случае мы делаем вынужденный «реверанс» в пользу России, которая в духе политического реализма 19 века в основном за счет силового давления продвигает свои геополитические и геоэкономические интересы? Но в таком случае – это уже не экономическая интеграция, а одна из форм внешнеполитического давления и подчинения. Впрочем, Акорда, возможно, поэтому решила развивать восточный и южный векторы внешнеэкономического сотрудничества, развивая китайский и иранский транзитные маршруты. То есть, не исключено, что впоследствии мы будем больше сотрудничать в экономическом плане с азиатскими странами и через них с Западом. А политической подушкой безопасности в таком внешнеэкономическом формате может стать центральноазиатская интеграция. Тем более что Запад, видимо, готов поддержать такие наши начинания в широком спектре – в первую очередь в виде предоставления различных новых технологий, в том числе и военных.

Директор Центра центрально-азиатских исследований Университета КИМЭП Наргис Касенова:

Вступление Казахстана в ЕЭС ограничит возможности для углубления экономических отношений между РК и Евросоюзом, поскольку поле для независимого экономического маневра, в целом, у нас снизится. К тому же общие с Россией технические регламенты и стандарты осложнят ориентацию на европейский рынок. Что касается некогда озвучиваемой как проевропейская альтернатива программы «Путь в Европу», то особо важным документом она так и не стала. Видимо была принята не столько в результате выбора четкого вектора развития, а скорее ситуативно в контексте председательства в ОБСЕ и в рамках многовекторной внешней политики. Так что, по большому счету, о драматичном отходе от этой программы в свете вступления в ЕАЭС мы также не можем говорить. Китайский вектор прорисовался не вчера и уже идет речь о том, что он может стать доминантным. Критика Запада, действительно присутствует, но это также не новая тенденция. Я думаю, выдавливания Запада мы не увидим, поскольку его поддержка нужна Астане для сдерживания давления со стороны России и Китая, так что суть игры остается прежней, но в связи с вступлением в ЕАЭС существенно вырос уровень ее сложности и риска для Казахстана.

Руководитель движения «Рух пен тіл» Жанболат Мамай:

Казахстан тихо вступил в Таможенный союз несколько лет назад. Тогда население не понимало всю пагубность этой затеи, никаких экономических, социальных выгод мы от этого союза не получили. А если мы вступим в Евразийский союз, то и вовсе потеряем суверенитет. Потому что, Евразийский союз – это общие границы, которые будут защищать российские войска, общий парламент, общая валюта и наднациональные органы, которые будут находиться в Москве, где и будут приниматься политические решения. Одним словом, после вступления Казахстана в Евразийский союз мы де-факто превратимся в губернию России.

Политолог Айгуль Омарова:

Противники Евразийского союза в последнее время всё больше начинают предрекать конец многовесторной внешней политики Казахстана. На мой взгляд, такая оценка складывающейся ситуации несколько преждевременна. Очевидно, что Казахстан не собирается отказываться от принципа многовекторности, взятого за основу на заре суверенитета. Другое дело, что акценты сейчас будут несколько смещены, но это не означает, что руководство страны готово отступаться от того, благодаря чему Казахстан признали надёжным стабильным партнёром на международной арене. Это первое. Второе: да, мы видим укрепление связей непосредственно между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Китаем, Россией и Китаем. Однако на деле это отражает новую геополитическую реальность в мире, возникшую после вхождения Крыма в состав России и требований о федерализации юго-восточных областей Украины.

Третье: укрепление связей с Россией и Китаем открывает перед Казахстаном перспективы экономического развития, включающие в себя новые рынки, новые технологии, транзит грузопассажирских потоков, логистические центры. И наконец, четвёртое. Необходимо внимательно посмотреть на то, что говорил Нурсултан Назарбаев на открытии пленарного заседания VII Астанинского экономического форума. А говорил он о многом, в частности, о засилье доллара и о том, что выгоду от этого имеют только США. Более того, было сказано об устаревшей финансовой системе, которая стала дефектной. И такое положение не может устраивать мировое сообщество. Следовательно, мы можем говорить о том, что Западу недвусмысленно дали понять, что с Азиатским регионом необходимо считаться. И застрельщиком новых движений здесь станет как раз Евразийский союз.

Независимый политик Амиржан Косанов:

Многие казахстанцы помнят все негативные стороны Советского Союза, когда судьба 15-ти республик решалась в Москве. Тот же Желтоксан 1986 года связан с Россией. Нынешнее руководство РФ ведет плохо скрытую неоимперскую политику и открыто говорит о своих амбициях по "собиранию земель". Падают ракеты с ядовитым гептилом, общественность возмущается, а Москва не реагирует на эти выступления. Все это вызывает естественное недовольство казахстанского общества. Во-вторых, важна и экономическая составляющая. ТС трещит по швам, против него выступают даже те бизнесмены, которые ранее старались быть сверхлояльными к действующей власти. На уровне ТС и ЕАЭС принимаются регулирующие документы, ущемляющие интересы РК. В-третьих, здесь есть и геополитическая сторона. Репрессивная политика Кремля в отношении оппозиции, его нетерпимость к инакомыслию, олигархический капитализм, обслуживающий интересы узкого круга людей, никак не прельщают казахстанцев. В этом смысле граждане в европейском векторе сотрудничества видят своеобразную альтернативу российскому.

Эксперт российского фонда «Берлек-Единство», доктор философских наук Дмитрий Михайличенко:

В Казахстане считают, что гораздо важнее сейчас решить с Москвой вопрос об ограничителях в формате Таможенного Союза, мешающих перейти на новую ступень евразийской интеграции. Идея Евразийского союза является генеральной линией Казахстана, от которой он отказываться не будет. Напомню, что именно Назарбаев еще в далеком 1994 году выступил с инициативой создания конфедеративного союза пяти республик бывшего СССР (Казахстан, Россия, Белоруссия, Кыргызстан Таджикистан) с Советом глав республик, парламентом, международным банком. Эта попытка возрождения политико-экономического пространства Евразии тогда не была реализована, но теперь появляется уникальный исторический шанс осуществить все это в 2015 год. Очевидно, что и Москва и Астана здесь выступят единым фронтом. Предпосылок для этого вполне достаточно.

Источник : http://rus.kg/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация