Фантомные страхи и реальные риски. Споры о том, нужно ли Кыргызстану присоединяться к Таможенному союзу, членами которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан, или нет - не утихают в нашем обществе до сих пор. В конце января в Бишкеке даже началась кампания по сбору подписей против вступления республики в ТС. Организаторы этого действа - малоизвестная партия «Реформа» - уверены, что интеграция невыгодна экономически в первую очередь самому Кыргызстану. При этом Дорожная карта интеграционного процесса также повисла в воздухе - кыргызская сторона не согласилась с некоторыми пунктами документа. И пока верхушка обсуждает между собой сложившуюся ситуацию, отечественные эксперты - экономисты и политологи - в очередной раз попытались развеять фантомные страхи и обсудить реальные риски Таможенного союза.

- Кыргызстан выбрал поэтапную интеграцию со странами ТС. Экономика нашей республики и ВВП в основном формируются за счет сферы услуг, а страны ТС настроены на собственное производство, так как им необходимо конкурировать с Китаем. Пока мы находимся на первой стадии интеграции - присоединяемся к базе договоров. Это дает свободу перемещения товаров внутри этого пространства, - рассказал советник главы правительства Олег Панкратов.

Представитель кабинета министров еще раз напомнил, какие именно условия выдвинул Кыргызстан потенциальным партнерам.

- Мы заявили о досрочном присоединении к блоку по миграции, также четко объявили о своей позиции по крупным рынкам страны - «Дордою», «Мадине» и «Кара-Суу». Кроме того, республика не сможет справиться в одиночку с созданием нужной инфраструктуры на границах, - отметил он.

Цены подскочат. Приграничный вопрос разрешится

Экс-премьер-министр страны Амангельды Муралиев посоветовал властям как можно скорее провести не только анализ рисков вступления республики в организацию, но и просчитать риски при невступлении. Они, по его мнению, могут в разы печальнее аукнуться республике.

- В любом интеграционном объединении есть издержки. Мы не одной ногой, а на 80 % уже находимся в союзе. На первом плане у нас структурные преобразования в экономике, чего мы не смогли сделать за 20 лет. Это позволит нам переориентировать и оживить экономику, - уверен бывший премьер. - Приход крупных инвесторов создаст новые рабочие места и наладит производство, начнется борьба с теневой экономикой. А это дополнительные налоги в бюджет страны.

Не забыли аналитики и о проблемах, связанных с границами. Вопрос этот в свете последних событий в стране стоит особо остро.

- Вступив в Таможенный союз, Кыргызстан сможет укрепить внешние границы, - сказал заместитель министра экономики Данил Ибраев. - Многие вопросы приграничных зон будут решены. Со стороны Таджикистана и Узбекистана идет агрессия. Посмотрите, что происходит сейчас на границах с соседями, а при вступлении в ТС вопросы будут решаться уже между четырьмя странами. При этом все мы должны понимать, что Таможенный союз - не елка с подарками, но он даст Кыргызстану новые экономические возможности.

Конечно же, существуют и минусы интеграции в ТС, один из них - увеличение цен на некоторые товары.

- По прогнозам подорожание составит 13 %. Но нужно помнить, что основные продукты питания, как и ГСМ, ввозятся из стран ТС, - напомнил чиновник.

Еще один неприятный момент - большинство кыргызстанцев, зарабатывающих на жизнь продажей подержанных машин из Европы и Японии, потеряют свой бизнес.

При вступлении Кыргызстана в Союз увеличатся таможенные пошлины на ввоз автомобилей.

- Республика занимает одно из первых мест в СНГ по ввозу импортных авто. Завезли уже столько, что люди рассчитывают продать их в страны ТС. А Россия и Казахстан активно развивают свой автопром. Им выгоднее поддерживать отечественного производителя, - добавил Олег Панкратов.

Под занавес встречи присутствующий на круглом столе бывший глава кабмина Игорь Чудинов высказал мнение, что «уже не возникает вопроса, вступать или нет в Таможенный союз, так как он уже решен».

- У нас просто нет другого выбора. Что делать нам с маленькой, неразвитой экономикой? Других предложений интеграции ни от кого не было и, наверное, не будет. Сейчас Казахстан становится крупнейшим экспортером китайских товаров, которые традиционно везли с «Дордоя». Пока для нас еще двери открыты, но может начаться и блокада. Пока этого не случилось, нужно действовать, - предостерег экс-премьер.

Источник  :  http://www.kp.kg/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация