На минувшей неделе в Киргизии побывала делегация Государственной думы РФ во главе с Сергеем Нарышкиным. Визит совпал с событиями, которые могут кардинально изменить существующий в стране порядок. Около ста жителей горного Чаткальского района во главе с депутатами сельского округа 26 сентября на месторождении «Жамтыр», разрабатываемом одной из иностранных компаний, захватили два грузовика, автопогрузчик и выдвинули свои требования. Директор Госгеологии Дуйшенбек Зилалиев сообщил журналистам: «Жителей близлежащих сел не устраивают предлагаемые компанией рабочие места на производстве.

Они требуют предоставить им более легкую и высокооплачиваемую работу. Кроме того, из-за того, что в существующем законе нет четких критериев определения социального пакета, местные жители предъявляют предприятию слишком высокие требования по развитию инфраструктуры».

Этот случай можно назвать вполне типичным. От инвесторов стали требовать иногда почти невозможного. Задача недовольных состоит в том, чтобы отобрать собственность или хотя бы получить долю. Но чаще всего такие акции становятся инструментом давления оппозиции на власти для решения конкретных задач.

…Оппозиция начал осеннее наступление с продолжения розыгрыша «золотой карты»: противники нынешнего президента и премьер-министра требуют пересмотра договора с канадской золотодобывающей компанией «Центерра Голд Инк.», разрабатывающей месторождение «Кумтор», раздела ее собственности в соотношении 70 на 30 процентов в пользу государства, введения в органы управления «народных представителей».

Ранее, еще в конце мая – начале июня, были предприняты попытки насильственного захвата недвижимого имущества компании при полном попустительстве властей и невмешательстве правоохранительных органов. Новый акт насилия заставил вынести проблему – по требованию оппозиции – на обсуждение парламента.

Неприятие условий оппозиции может привести к росту дальнейшей напряженности. Власти пока что реагируют довольно вяло, в том числе на попытки захвата правительственных зданий в регионах, взятие в заложники полномочного представителя правительства в регионе (дошло и до этого). Одной из задач протестантов и тех, кто за ними стоит, является смена правительства, к чему стремится и часть депутатов: лидер коалиционного большинства Феликс Кулов и лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявили, что парламент проголосует против меморандума о создании на базе золотодобывающей компании совместного предприятия с равным участием.

Но если даже власти уступят оппозиции, это их не спасет от того, что потенциальные инвесторы могут отвернуться от Киргизии. Кому охота ставить свои инвестиции по угрозу изъятия?

На этом фоне и вел переговоры Сергей Нарышкин с коллегой спикером киргизского парламента Асылбеком Жээнбековым, обсуждал сложившуюся ситуацию на встрече с президентом Алмазбеком Атамбаевым. На заседании Совета парламентской ассамблеи ОДКБ, состоявшейся в Бишкеке на следующий день, председатель Госдумы сказал: «Власти Кыргызстана уверенно и твердо себя ведут и умеют сбалансировать политическую ситуацию. В кыргызстанском парламенте заседает пять партий. Безусловно, им непросто работать. Это требует политического хладнокровия».

Думается, спокойный тон российского спикера, отсутствие резких оценок в его устах – это то, что требуется, чтобы показать оппозиционным силам в Киргизии, что Москва поддерживает правящий режим и заинтересована в стабильности как внутриполитического положения, так и двусторонних отношений. «Россия дорожит отношениями с Кыргызстаном, сложившимися в последние несколько лет. Мы ценим то, как они развиваются за короткое – по историческим меркам – время. Между Россией и Кыргызстаном ратифицировано несколько стратегических соглашений, которые придадут динамики отношениям», – сказал С. Нарышкин.

Под стратегическими соглашениями подразумеваются крупные инвестиционные проекты в строительство гидроэлектростанций, железной и автомобильных дорог, реконструкцию газораспределительной системы страны, разведку и разработку месторождения газа и нефти. Все эти начинания потребуют миллиарды долларов, при этом доля участия Киргизии в денежном выражении – самая минимальная. К главным межгосударственным проектам необходимо также отнести вопрос вступления Киргизии в Таможенный союз, ее участие в других региональных межгосударственных организациях.

Москва, естественно, заинтересована в том, чтобы налаженный диалог развивался, а названные выше инвестиционные проекты получили должную реализацию. О важности планов по привлечению Киргизии в ТС и говорить не приходится!

В случае же правительственного или парламентского кризиса все эти планы и проекты могут оказаться в подвешенном состоянии, как это уже случалось в 2005 и 2010 годах, когда в Киргизии происходили государственные перевороты, менялась конституция, проводились бесконечные выборы, а страна откатывалась к очередной экономической и политической яме.

Как в этой связи не вспомнить вынужденное замораживание российских проектов в конце 2009 года, когда тогдашний президент Курманбек Бакиев не выполнил условия контракта по предоставлению Россией финансовой помощи, последняя была фактически расхищена. Государственный переворот 2010 года опять же заставил приостановить все российские проекты в Киргизии. И только во второй половине 2011 года, когда уже были избраны, согласно новой конституции, новый президент, парламент, сформировано новое правительство, стало возможно вести дальнейшие переговоры и планировать дальнейшие совместные действия.

Нынешняя ситуация опять заставляет задуматься о возможных последствиях в случае, если оппозиции в стенах и вне парламента удастся добиться отставки правительства и пересмотреть договор с канадской компанией.

 Эксперт Института стран СНГ по Центральной Азии Григорий Михайлов оценивает инвестиционную привлекательность Киргизии как невысокую, особенно после того, как обострилась ситуация вокруг канадской золотодобывающей компании.

«Последние события в Киргизии лишь подтвердили уже устоявшееся мнение о том, что инвестиционная привлекательность страны практически равна нулю. Вложить в местную экономику значительные средства осмелиться лишь тот, кто тесно связан с местными властями, либо тот, чей бизнес даст быструю окупаемость. Вести бизнес, рассчитанный на десятилетия, при нынешнем положении дел в Киргизии решится лишь отчаянный авантюрист», – считает Г. Михайлов. И такого рода оценки не единичны.

Пока что подобная категоричность не в полной мере распространяется на Россию и Китай. Обе страны ведут политику по отношению к Киргизии в равно мере с оглядкой на складывающуюся ситуацию, но с гораздо большей смелостью, чем другие инвесторы, страны-игроки. Причина видится в том, что все же есть расчет на то, что власти перестанут проявлять слабость с оглядкой на «народный гнев», который привел к бегству двух президентов, и проявят необходимую твердость.

«Россия не сможет остановить все свои проекты, – считает бишкекский политолог Марс Сариев. – Может притормозить немного, исходя из ситуации, но не заморозить. Власти же должны показать свою решительность в борьбе с теми, кто расшатывает ситуацию, показать свою состоятельность как своим противникам, так и зарубежным партнерам. Другого пути нет».

Приезд российской делегации во главе с Сергеем Нарышкиным, его заверения в заинтересованности России в дальнейших контактах между двумя государствами, по идее, должны придать уверенности здешним властям в принятии решений по стабилизации ситуации в Киргизии.

Источникhttp://rusedin.ru 

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация