И тогда вторые станут первыми: Киргизия на пути к парламентской республике
-
Президент Алмазбек Атамбаев сделал заявление о том, что Киргизия должна перейти к парламентской форме правления, а должность президента предпочтительнее сделать представительской. Также он предложил внести и другие изменения в Конституцию. Аналитики предполагали, что страну ждут сильные политические перемены после выборов в парламент, но большинство версий было все же, о другом. Глава государства смог удивить своей инициативой.
В одну реку…
«Одной ногой мы находимся в парламентском правлении, другой – в президентском, – сказал А. Атамбаев. – Мы должны полностью перейти к парламентской системе». Здесь стоит напомнить, что, согласно Конституции, президент Киргизии избирается сроком на шесть лет и не может занимать этот пост дважды. Свои полномочия Атамбаев должен сложить в середине 2017 года.
На данный момент в результате второй «революции» 2010 года Киргизия является президентско-парламентской республикой. Президент и премьер-министр имеют примерно равные полномочия, но все же роль главы государства несколько значимей, чем главы правительства, особенно во внешней политике.
В то же время роль парламента возросла. Однако за прошедшее время в системе управления государством были выявлены некоторые недостатки, и, как считает А. Атамбаев, требуется внести в Конституцию коренные изменения. Главное из них – переход к парламентской республике, передача полномочий президента премьер-министру.
Фактически, как отмечают многие обозреватели, политологи и политики, президент Атамбаев, явно рассчитывающий занять в будущем пост премьер-министра, решил повторить путь Владимира Путина с той лишь разницей, что ему не нужно будет проходить вновь через выборы, чтобы опять возглавить государство.
Нынешний парламент, избранный в октябре, консолидирован. Формирование коалиции большинства не стало проблемой, как это было ранее. Фактически из шести партий только одна назвала себя оппозиционной – «Республика – Ата-Журт», лидер которой Омурбек Бабанов пожаловался, что его фракция не получила руководства ни в одном парламентском комитете, хотя партия заняла второе место на выборах и получила 28 из 120 мандатов.
Шанс у А. Атамбаева, как лидера правящей партии, вновь оказаться во главе государства есть. Он лишь поменяет титул. Конкурентов у него на данный момент практически нет. «Думаю, что сейчас на политической арене сложилась такая ситуация, что сильных игроков, кроме Атамбаева, нет, – считает ведущий киргизский политолог Марс Сариев. – Он единственный, кто форматирует политическое поле. Его уход от руководства Кыргызстаном невыгоден самой стране. Новый человек не сможет продолжить начатое им. Да и кандидатов его уровня не видно. Предложение сделать должность президента выставочной, а парламент и роль премьера – усилить может обеспечить преемственность власти и политическую стабильность».
Премьер всему голова?
После заявления А. Атамбаева неочевидным становится и выбор премьер-министра. Нынешний глава правительства Темир Сариев занял свой пост лишь весной, и его фигуру рассматривали многие как промежуточную, до парламентских выборов. Предполагалось, что парламент выберет нового премьера, которым может стать кто угодно в зависимости от того, какие партии победят и как они сформируют коалицию большинства. Одним из претендентов был как раз оппозиционный депутат и лидер фракции Омурбек Бабанов, который уже недолго занимал этот пост и мечтает о президентском кресле. Однако все сложилось так, как сложилось.
Еще недели за две до выборов премьер Т. Сариев своими заявлениями о контроле над действиями чиновников в отопительный период как бы говорил, что он останется на своем посту. Как хозяйственник, он проявил себя уже давно, но до уровня руководителя государства, по общему мнению, он не дотягивает.
«Сариев не та фигура. Но он очень удобен. Он не проявляет амбиции и весьма предсказуем. Он – хороший управляющий, экономика его стихия, плюс он хорошо лавирует между кланами», – полагает М. Сариев. То есть можно предположить, что в случае изменений в Конституции он досидит до следующих президентских выборов и, возможно, сядет в кресло президента.
По крайней мере, вариант рокировки вполне реален. Конечно же, есть и другие кандидатуры. И даже не факт, что А. Атамбаев захочет стать премьером. Но в любом случае действия президента говорят, что он готовит почву для того человека, который будет продолжать вести страну по уже намеченному курсу. Примечательно, что внешние факторы на данный момент не могут кардинально повлиять на намеченные планы Атамбаева и правящей партии. Вдобавок ко всему его предложения лежат как раз в русле того, о чем говорили внешние игроки, делая упор на развитии демократии. То есть тем же Соединенным Штатам нечего возразить и не за что критиковать президента Киргизии: он делает то, чего они добивались, а именно ведет страну к парламентской республике.
Ходы будут записаны
Также стоит учесть, что нынешний парламент состоит больше из бизнесменов, чем «пропагандистов-идеологов», как предыдущий. Прагматичность – главное отличие нынешнего депутатского корпуса. Митинги, захваты собственности иностранных компаний, инвестиционный застой никак не интересны тем, кто ныне пришел в законодательный орган.
Стране нужны не потрясения и вечное улучшение демократии, а подъем экономики, считает бишкекский политолог Игорь Шестаков. «Полагаю, что Алмазбек Атамбаев стремится после своего ухода оставить Кыргызстан стабильным государством, поэтому речь идет об усилении роли института премьер-министра, – прокомментировал инициативу президента эксперт. – А это означает и развитие партийного строительства. За предыдущие пять лет премьеров можно было охарактеризовать, как «мистер компромисс», поскольку они были полностью зависимы от того, насколько глава кабмина угождал в своей деятельности парламентским фракциям большинства, особенно в кадровых вопросах. Эта ситуация ослабляла институт премьера. Поэтому вероятней всего в ближайшие полтора года будут внесены изменения в Конституцию по усилению позиций премьера и сокращению полномочий президента. Вероятней всего, это произойдет путем референдума. Таким образом, Атамбаев инициирует «прививку» от новых «революций» для дальнейшего укрепления позиций парламентского Кыргызстана. При этом стоит отметить, что новый глава государства мог бы поставить крест на этой системе в сторону усиления роли президента. Кстати, варианты строительства парламентской системы рассматривают и в Казахстане».
Ближайшие полгода покажут, насколько эффективен нынешний состав парламента. Взаимодействие фракций коалиции большинства, то, как они будут совместно решать важные вопросы, какие законы будут продвигать, покажет возможности новых депутатов, их желание что-то менять к лучшему, а не только заниматься пропагандой, чем отличался состав прошлый.
Ринат ФАЙЗУЛИН
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 15.11.15 /
- 1100