Константин Ромодановский: количество украинцев, желающих находиться в России, увеличилось в пять раз. Возвращение в Россию Крыма, трагические события на Украине стали причиной новых миграционных проблем. Надо выдать паспорта новым российским гражданам, принять беженцев, спасающихся от ужасов гражданской войны. Но немало и других острых вопросов. Как эффективно проконтролировать законный въезд и пребывание на нашей территории зарубежного рабочего? Зачем нужна регистрация второго гражданства? Об этом и многом другом рассказал в интервью "Российской газете" руководитель Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский.

- Константин Олегович, поступает много сообщений о беженцах из Украины. Сколько их и как вы можете им помочь?

Константин Ромодановский: С ходатайствами о получении статуса беженца и с заявлениями на временное убежище, которых в прошлые годы просто не было, обратилось более 5 тысяч граждан Украины. Различных обращений в ФМС от граждан Украины с вопросом о том, как можно остаться в России до тех пор, пока все утрясется на родине, гораздо больше.

- То есть люди просто хотят переждать у нас "смутное время", а затем, когда дома перестанут стрелять, вернуться? Это - реальный вариант?

Константин Ромодановский: Насчет реального варианта - им решать. Вообще же, для граждан Украины у нас были созданы самые благоприятные условия пребывания - 90 дней без миграционного учета (регистрации). Наверное, кто-то и теперь может в безопасности пересидеть у родственников или знакомых в России три месяца, вдруг за это время все закончится. Кстати, количество украинцев, желающих находиться в России более 90 суток, увеличилось по сравнению с прошлым годом в пять раз.

- А если - не закончится?

Константин Ромодановский: Тогда придется становиться беженцем уже официально. В соответствии с нашим законодательством, у беженца остается гражданство страны исхода, паспорт, но эффективно пользоваться он им не сможет. Национальный паспорт сдается на хранение в ФМС, а взамен выдается удостоверение беженца - аналог паспорта и, если надо, проездной документ беженца, по которому можно выезжать в другие страны, кроме, разумеется, страны исхода, где гражданин подвергается преследованию. Есть и другие варианты: получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, участие в Госпрограмме возвращения соотечественников.

- Но что делать с теми людьми, которые, бросив все, устремляются к российской границе? Решение об их статусе можно принять позже, сперва их надо где-то разместить, накормить, оказать медицинскую помощь. Будут ли создаваться какие-то лагеря для беженцев?

Константин Ромодановский: Безусловно, это приоритетная задача. Размещением и обустройством беженцев занимаются администрации приграничных районов. Разумеется, мы, со своей стороны, оказываем им помощь. Кстати, еще несколько месяцев назад я говорил зарубежным коллегам о надвигающейся на Украине гуманитарной катастрофе, все признаки которой мы сейчас наблюдаем.

- При чем тут зарубежные коллеги?

Константин Ромодановский: Речь идет о многочисленных международных организациях, которые активно и успешно участвуют в подобных кризисных гуманитарных ситуациях. Могли бы заранее подготовиться и помочь гражданам Украины.

- Уже все крымчане, пожелавшие стать российскими гражданами, получили паспорта?

Константин Ромодановский: Пока не все, но, как говорится, вот-вот. А если серьезно, то больше половины. Судите сами. На оформление паспортов принято 1,25 миллиона заявлений с необходимыми документами. Более миллиона готовых паспортов уже находятся в пунктах выдачи. Свыше 800 тысяч паспортов выдано. Мы в день изготавливаем около 20 тысяч паспортов. Надеемся, что к концу июня большинство жителей Крыма получат документы, удостоверяющие их российское гражданство. Напомню, что все жители, зарегистрированные в Крыму до 18 марта, признаны российскими гражданами. И мы обязаны в течение трех месяцев выдать им паспорта.

- Судя по всему, особо уговаривать крымчан, чтобы они приняли гражданство России, не приходилось?

Константин Ромодановский: Не то, что не приходилось: хлынули все и сразу! Естественно, в отделениях возникли очереди. В срочном порядке было увеличено количество пунктов приема документов на оформление паспортов, сейчас их в Крыму порядка 300. Откомандированы специалисты миграционной службы из территориальных подразделений. Там работают более 1000 сотрудников ФМС. Кроме этого, на помощь к нам пришли общественные организации, в том числе Общероссийская общественная организация "Россия - наш дом", оказывает содействие ФГУП "Паспортно-визовый сервис". Для удобства граждан были созданы мобильные группы из наших сотрудников, которые стали выезжать на дом к инвалидам, в детские дома, медицинские учреждения, на крупные предприятия для централизованного оформления документов.

По поручению премьер-министра России Дмитрия Анатольевича Медведева до 9 мая паспорта были вручены всем ветеранам Великой Отечественной войны.

В апреле по всей России стартовала акция "Мой паспорт - я гражданин", в том числе в Крыму. Школьникам рассказывали об истории, значении документа, правах и обязанностях гражданина.

В Крыму и Севастополе к этой акции было приурочено торжественное вручение паспортов граждан России школьникам и выпускникам. Приняли документы более чем у 30 тысяч школьников. В первую очередь паспорта выдали выпускникам, которым предстоит поступать в российские вузы. Так что, ребята, желаю успешно сдать вступительные экзамены.

На очереди - студенты, которые заканчивают вузы или хотят перевестись в российские. Будем решать, опять же срочно, вопрос с ними.

- А прежняя, доставшаяся вам в наследство, инфраструктура миграционной службы вам как-то пригодилась?

Константин Ромодановский: Не хочу обижать коллег, это - не их вина. Но тем не менее о какой инфраструктуре можно вообще говорить, если у них до сих пор "на вооружении" находились процессоры-286?

- Нет ли, скажем так, противодействия получению российского гражданства? Например, у крымских татар.

Константин Ромодановский: Мы таких случаев не зафиксировали. Во всех населенных пунктах идет нормальный рабочий процесс, в том числе и в местах компактного проживания крымских татар. В городах, особенно в Севастополе и Симферополе, намного активнее, чем в сельской местности.

Но есть другая, хоть и не столь серьезная проблема: процесс паспортизации замедлился с наступлением курортного сезона. Некоторые крымчане посчитали, что российский паспорт можно получить чуть позднее, а вот заработать на хлеб насущный надо именно сейчас, когда в Крым поехали туристы, когда надо заниматься хозяйством, садами-огородами. Что ж, это - жизнь, и мы скорректируем свои планы.

- В связи с событиями на Украине будет ли как-то изменен процесс принятия российского гражданства?

Константин Ромодановский: Вопросы гражданства сейчас выходят на первый план, опять же, в Крыму. Причем, речь идет не о самих крымчанах. Очень многие граждане Украины приехали туда на временные заработки, а сейчас хотят остаться и получить российское гражданство. Есть семьи, где, например, жена - крымчанка, а муж зарегистрирован на Украине, но живет в Крыму. Или семья приобрела собственность в Крыму, живут, но не успели прописаться. Проблема общая - люди хотят как можно быстрее стать россиянами, но случаи частные и по каждому необходимо детально разобраться в соответствии с законодательством. Так, в Республике Крым и Севастополе принято на рассмотрение более 5 тысяч заявлений на проверку наличия или отсутствия гражданства России от граждан Украины.

- Каковы их шансы?

Константин Ромодановский: Проверка - процедура объективная, в каждом конкретном случае будет сделан вывод о наличии российского гражданства на основании российского законодательства.

Что касается приобретения российского гражданства гражданами Украины в перспективе, то шансы весьма солидные. В мае в Закон "О гражданстве Российской Федерации" были внесены изменения, предусматривающие упрощенный порядок приобретения гражданства носителями русского языка. Они смогут получить гражданство, минуя стадию разрешения на временное проживание, при условии, что они сами или их родственники по прямой восходящей линии проживали на территории Российской Федерации в ее нынешних границах, в том числе в Крыму. Ключевые условия - владение русским языком и переселение на территорию России.

- Как идет программа переселения соотечественников?

Константин Ромодановский: Госпрограмма стартовала в 2007 году. В этот период соотечественников принимали двенадцать "пилотных" регионов. Это понятно - именно от потребностей и возможностей регионов зависит количество переселенцев. Безусловно, это вопрос сложный и увязан, в том числе, и с настроением местного населения.

Сейчас соотечественников принимают уже 47 регионов страны. Ожидается, что к концу года их количество достигнет 51. Понятно, что приоритетными мы считаем Дальний Восток, Забайкалье, Сибирь.

- Сколько наших людей вернулось в Россию?

Константин Ромодановский: Всего с начала реализации по Госпрограмме в Россию переселилось почти 190 тысяч соотечественников. Причем, в последние годы число переселившихся постоянно растет. В этом году регионы России уже приняли более 30 тысяч человек. При сохранении таких темпов переселения, к концу года в Россию, по прогнозам, переедет более 60 тысяч человек.

- Какие законодательные новации появятся в этом году?

Константин Ромодановский: Мы надеемся, что будет принят законопроект о патентах для юридических лиц, что позволит регулировать трудовую миграцию экономическим рычагом. Я бы назвал еще законопроект, который упростит порядок получения российского гражданства инвесторами, выпускниками российских учебных заведений и квалифицированными специалистами, закон об иммиграционном контроле. Кроме того - о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в России, об электронном паспорте.

- Как правило, когда говорят о мигрантах, сразу вспоминают о нелегалах и неудобствах, которые они доставляют. А каков экономический аспект миграции?

Константин Ромодановский: Мы уже давно не спорим, нужна ли вообще трудовая миграция. Мировой и наш собственный опыт убедительно доказал: нужна. Теперь мы оцениваем, насколько эффективны те или иные меры регулирования миграции.

Практика показала, что наиболее эффективны такие институты, как патенты: в этом году оформлен почти 1 миллион патентов, что почти в два раза больше, чем в прошлом году. Только благодаря патентам в этом году бюджет получил более 6 миллиардов рублей.

В этом году оформлено уже 10 тысяч разрешений на работу высококвалифицированным специалистам. Для квалифицированных специалистов - 26 тысяч разрешений. Тормозит только квотный механизм. Важно понимать, что снижая квоту на разрешения на работу, мы не повлияем на поток въезжающих к нам для работы. Они просто уйдут в "тень".

- Квоту иностранной рабочей силы должна жестко определять федеральная власть?

Константин Ромодановский: Регионы сами должны решать, кого и сколько им нужно пригласить из-за границы. Поэтому и предлагается экономический рычаг регулирования миграции - патенты. Там, где иностранные рабочие никому не нужны, патенты будут стоить очень дорого и их никто не купит. Опять же, машина выявит нарушителей, кто, не приобретя патент, превысил срок пребывания в стране. Или приобрел патент, но не трудоустроился. Об этом мы тоже должны получать информацию от работодателей. И физических, и юридических лиц. Ведь сейчас, чего скрывать, мигранты покупают патенты на работу зачастую только для того, чтобы узаконить свое нахождение в России.

- Планируется ли все-таки создание миграционной полиции, придание отдельным службам ФМС полицейских, в том числе и оперативно-разыскных функций? Ведь это было бы вполне логично и удобно - ваши сотрудники выявили нарушение и сами же задержали нарушителей, не привлекая обычную, так сказать, полицию.

Константин Ромодановский: Механизм совместной работы ФМС России и полиции давно отлажен. О создании миграционной полиции речь не идет. Законопроект "Об иммиграционном контроле в Российской Федерации", на который вы намекаете, разработан для того, чтобы определить само понятие "иммиграционного контроля", систематизировать работу сотрудников иммиграционного контроля, полномочия сотрудников ФМС, которые проводят проверки, составляют протоколы, проводят административное расследование на предмет нарушений миграционного законодательства.

Но, подчеркну, наделение ФМС России полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности законопроект не предусматривает. И я лично категорически против этого.

- Стало ли проще российским гражданам получить паспорт - внутренний ли, заграничный?

Константин Ромодановский: Надеюсь, да. Нашим гражданам оказывают и электронные услуги. Мы обязаны выйти на необходимый уровень оказания услуг населению, это встречный процесс, конечно. Должна быть работающая система, созданная государством. А у наших граждан должна быть возможность и готовность пользоваться этой системой. Сейчас идет внедрение программного продукта "Территория". Мы меняем все программные продукты, которые существуют на территории РФ, на единые государственные информационные продукты. Опять же, электронный вариант взаимодействия с населением исключает коррупцию. Никаких контактов, сотрудники берут автоматизированный материал, оформляют принятие решений, отправляют по инстанции документы, и вопрос закрыт. В этом году предоставлено 34 миллиона 606 тысяч госуслуг в сфере миграции, из них 641 тысяча 664 - в электронном виде через портал gosuslugi.ru.

- Создан ли так называемый реестр паспортов? И для чего он нужен?

Константин Ромодановский: В соответствии с Законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", последние изменения в который внесены в мае, банки будут получать информацию о действительности паспорта через сервис ФМС России. Начальники территориальных органов ФМС России будут нести персональную ответственность за достоверность информации. И эта ответственность будет самая жесткая.

- Еще одна "больная" тема - двойное гражданство. Какие предполагаются законодательные решения?

Константин Ромодановский: Ну почему, собственно, "больная"? С тех пор, как рухнул "железный занавес", россияне расселились по всему миру. Кто-то уехал насовсем, но большинство продолжают жить в России, а гражданство иностранного государства "заимели" на всякий случай. Никто ведь не запрещает российскому гражданину быть гражданином еще какого-либо государства, никто у него не отбирает "посторонний" паспорт. Другое дело, что он будет обязан заявить о своем еще одном гражданстве.

- Зачем?

Константин Ромодановский: Как и в любой цивилизованной стране, человеку с двойным гражданством не доверят некоторые государственные должности, связанные с гостайной, с принятием законодательных и стратегических решений. Принятый недавно Советом Федерации законопроект устанавливает обязанность гражданина России сообщать о наличии у него другого гражданства или права постоянно проживать в иностранном государстве. Россиянин должен будет уведомить Федеральную миграционную службу об этом в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства. Такой же срок установлен для тех, кто приобрел второе гражданство ранее. Уведомление установленного образца подается лично в территориальное подразделение ФМС России или направляется по почте. За несвоевременную подачу данных о втором гражданстве или предоставление неполных сведений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 1 тысяч рублей, а не подавшим грозит уголовная ответственность в виде штрафа до 200 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 400 часов.

Это нововведение не коснется тех, кто постоянно проживает за пределами Российской Федерации. И, обращаю внимание, что закон вступает в силу в начале августа, сейчас мы пока готовим подзаконные акты, необходимые для его реализации

Хочу добавить: благодаря возможности нашей информационной системы мы знаем, что только в 2013-2014 годах более 74 тысяч граждан, получивших в этот период российское гражданство, имеют на руках паспорт другой страны.

"Российская газета"

Источник:  http://www.ruvek.ru/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация