Образовательные программы для соотечественников и Госпрограмма переселения: необходим синтез
-
ОСОБОЕ МНЕНИЕ : Хочется этого кому-то или нет, но государственная «переселенческая» программа медленно набирает обороты. Хочется кому-то или нет, но уже сформирована работающая система.
Естественно, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, функционирующая еще относительно короткий период, нуждается в дальнейшем совершенствовании. И движение в данном направлении получило свое воплощение в новой редакции Госпрограммы.
Переселенческая политика современной России подразумевает использование демографического потенциала зарубежных соотечественников для развития российской экономики и решения имеющихся демографических проблем. И в этом отношении задача привлечения молодежи для участия в Госпрограмме переселения является крайне важной.
Одним из путей улучшения и качественного наполнения Госпрограммы, исходя из ее целей и задач, представляется некое ее синтезирование с уже действующими Федеральными программами работы с соотечественниками. В частности – с возможностью получать высшее образование в высших учебных заведениях Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, а также обучение в аспирантуре с дальнейшим получением научных степеней.
Данная проблема уже давно поднималась на различных форумах соотечественников, касающихся реализации «переселенческой программы» - и о ней услышали. Новая редакция Госпрограммы, фактически, открывает важнейший канал вхождения в число ее участников для учащейся молодежи. Теперь молодые соотечественники, решившие получить образование в России, могут оформляться в качестве участников Госпрограммы, и способствовать переселению родственников (причем их круг тоже теперь существенно расширен) в качестве членов семьи.
Подобная новация позволяет качественно взглянуть на предложение синтезирования. Дело в том, что сегодня, когда структурирование переселенческой системы еще не закончено, уже существует стабильно функционирующий механизм работы образовательных программ: рекламация - поиск желающих - оформление документов – отбор – итоговый результат (начало обучения). Но пока не вполне ясно, насколько существующие образовательные программы, завязанные на систему квот и предусматривающие участие в них соотечественников наряду с другими молодыми иностранцами, будут синтезированы с новыми возможностями Госпрограммы переселения.
По сути, образовательная программа, появившаяся еще до старта программы переселенческой, уже решала ее вопросы и являлась, так сказать, «латентной» формой переселения. Не секрет, что значительное число выпускников-соотечественников, получив образование в российских вузах, не возвращаются в свои государства, а остаются в России.
Процесс оказания помощи в получении высшего образования соотечественникам в России может и должен стать частью вышеупомянутой системы, ибо он абсолютно точно отвечает всем целям и задачам Государственной программы, и в новой редакции, фактически, стал ее частью.
Образовательные программы отвечают большинству положений и требованиям Госпрограммы. Ключевым элементом является добровольное участие в ее реализации. Добровольность, разумеется, стимулируется предложениями приглашающей стороны. Программа помощи в получении высшего образования также добровольна, но особого стимулирования она не требует, ибо желающих получать гарантированное и качественное бесплатное образование, в действительности, гораздо больше, нежели желающих переезжать.
В ряде республик бывшего СССР (например, на Украине), относительная экономическая стабильность населения, основанная, прежде всего, на географических факторах, не является горячей причиной переселенческого позыва. Из Крыма или Новороссии уезжать особо не хотят, но зато местные выпускники и их родители мечтают об образовании более качественном и менее дорогом, нежели на территории проживания, в первую очередь подразумевая именно образование в ВУЗах РФ.
Обращает на себя внимание и то, что на обучение в Россию едут молодые, амбициозные и перспективные юноши и девушки, которые, в любом случае проходят естественный отбор, согласно критериям и требованиям избранных ВУЗов. Таким образом, «образовательными переселенцами» являются перспективные по возрасту и интеллектуальным способностям лица.
Далее, нельзя отбрасывать тот факт, что за время процесса обучения (бакалавриат или магистратура) молодые люди находятся на территории Российской Федерации 5 и более лет, что соответствует положению Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (Статья 13, пункт 1-а). Кроме этого, часть обучающихся отвечают положениям вышеупомянутого Закона (Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке).
Пункт возможности ускоренного приобретения гражданства крайне актуален, ибо сегодня, затратив бюджетные средства на подготовку специалиста- соотечественника, Россия теряет его из-за проблем, мгновенно возникающих после получения диплома при дальнейшем устройстве на работу.
Чрезвычайно важным является факт приобретения молодыми людьми специальностей, востребованных в России. Таким образом, за 5 лет обучения, при соблюдении временного и правового режима, государство может получить сотни подготовленных российской системой образования, для российской же государственной и хозяйственной инфраструктуры «переселенцев».
Признаем, что с точки зрения популяризации и усиления брендовости данного вида «переселения», мог достигать необычайного эффекта факт одновременного получения диплома о высшем образовании и паспорта гражданина Российской Федерации! Хотя, конечно же, не может не радовать то, стандартная процедура участия в Госпрограмме позволяет решить этот важнейший вопрос в течение трех месяцев.
Вместе с тем, необходимо учитывать чрезвычайно малый объем «вузовских» квот для «переселенцев-обученцев» и географическую привязанность выбора ВУЗа, определяющуюся преимущественно Москвой и Санкт-Петербургом, которые, как известно, не являются участниками Госпрограммы.
Решить эти проблемы можно посредством усиления переговорного процесса с руководством региональных ВУЗов в областях, близких к границам государств выезда обучающихся и возможности стимулирования абитуриентов-соотечественников, выбирающих региональные институты и университеты. Эта форма вполне может реализовываться в европейских областях России.
Не исключен и вариант географической специализации, при которой российские соотечественники Прибалтики, Украины, Молдавии, ориентируются на ВУЗы европейской части России, Средняя Азия – на ВУЗы Сибири и Дальнего Востока. Отчасти это будет синонимично и существующему выбору «территорий вселения». Кстати, подобная «специализация выбора ВУЗов» была и при Советском Союзе, когда Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Красноярск и Иркутск наполнялись «абитурой» Казахстана и Средней Азии, а Украина и Прибалтика, помимо своих ВУЗов выбирали соседние.
Очередным качественным элементом предлагаемой системы может быть (первые попытки уже дают позитивные результаты) более широкое привлечение к программам – помощи соотечественникам при получении средне-специального профессионального обучения, что опять же отмечено в новой редакции Гопрограммы.
С одной стороны, это может количественно восстановить специалистов определенных рабочих отраслей, с другой – формировать фундамент для будущего «переселенческого корпуса». И вновь, этот вариант, в связи с возрастным уровнем обучающихся целесообразно отрабатывать на близлежащих регионах России и сопредельной территории проживания соотечественников.
Так или иначе, использование в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников проживающих за рубежом, «образовательного сегмента» является весьма и весьма перспективным.
Украинский опыт свидетельствует, что по этому пути уже пошли страны ЕС, переманивающие молодежь в ВУЗы Польши и Чехии. Это не только банальная «перекачка мозгов», это продуманная программа сохранения собственного европейского населения в условиях все усиливающегося миграционного давления из азиатских и африканских стран. Об этом тамошние эксперты пишут уже не стесняясь, а политики – успешно реализуют свои «переселенческие программы».
Синтезируя опыт и практику других государств, Россия сможет легально и быстро получить большое количество молодых, амбициозных, грамотных, подготовленных и активных переселенцев.
Виктор Шестаков,
специально для портала «Русский век»
Источник : http://ruvek.ru
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 20.09.13 /
- 1789