ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
- 
					ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками: Корова ехала в вагоне, 
 Собака пела на перроне.
 Если в слове непонятно
 «Е» писать, а может «и»,
 Ты ещё раз это слово
 Прочитай и повтори -
 С удареньем «е» поставим,
 Без ударной ставим «и».Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной. 
 ***ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня. 
 Давайте вспомним основные правила правописания:В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел): Летом надо загорать, 
 Но не надо забывать:
 Лишь умеренный загар
 Нам полезен в млад и старь.А теперь, дружок, запомни - 
 Только станешь загорать,
 Знай, что «гор» без ударенья
 «О» здесь надо приставлять.А когда загар пристанет 
 Смело в слове «а» пиши.
 «Гар» теперь под удареньем,
 Загорайте, малыши!
 ***В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька). На заре запел петух – 
 Загорелась зорька вдруг.
 Испугался он зори:
 «Зарево, ты не гори!»«Зар» всегда без ударенья – 
 Ты запомни навсегда.
 «Зор» бывает с ударенье,
 Но бывает с буквой «а».Прежде, чем слова писать, 
 Надо просто рассуждать.
 ***В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон). Кланялся слуга царю, 
 Отбивал поклон ему.
 Кланяться ему не лень,
 Может бить поклон весь день.Наклонил головку низко, 
 Поклонился очень быстро –
 Подхалим он у царя,
 Только кланяется зря.
 ***В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (тварь, творчество). Спеши творить добро ты людям, 
 Тебя за это не забудут!
 Пусть творчество прогонит лень,
 Твори всегда, хоть целый день!Исключением из правил является слово «утварь». Мы утварь в доме соберем, 
 Почистим все, помоем в нем.
 Творенье наше не пустяк,
 Блестит наш дом не просто так.
 ***В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться). К наукам прикоснулись мы - 
 Прикосновеньем мы сильны.
 Косится лень на нас с утра,
 А мне касаться с ней нельзя.
 ***
 В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).Предложили Мишке кашу: 
 «Кушай, Миша, кашу нашу».
 Надо Мишке предлагать
 Спать ложиться лишь в кровать.Мишка, ты теперь запомни: 
 «Лаг» пиши пред буквой «а».
 «Лож» напишешь в этом корне,
 Если дальше нет той «а».
 ***Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание). И пловчиха, и пловец 
 Сбросили немного вес.
 Плаванье - хороший спорт:
 Поплывешь и есть рекорд!Ты «пловчиху» и «пловца» 
 С буквой «о» пиши всегда.
 А лишь станешь «плавать» ты,
 Сразу «плав» везде пиши.
 ***В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик». Ростовщик сорвал росток 
 И привез его в Ростов.В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль». В поле выросла трава, 
 А на ней растет айва.
 Выращен тот плод не зря –
 Будет рада детвора.
 ***В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи. Зайка от Слона спешил, 
 И в трамвай скорей вскочил.
 Зайке Слон спешит с балкона
 Позвонить по телефону:- На минутку заскочи, 
 Ты забыл у нас ключи.
 - Я не конь, чтобы скакать,
 Хоть забыл ключи забрать.
 ***
 Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).Если надо хлеб макать – 
 Не забудьте «а» писать.
 Если будем промокать,
 Станем «о» везде писать:Мишка хлебом мед макает, 
 Кролик тут же промокает
 Нос запачканный мишутки,
 А не то промочит ушки.
 ***Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка. Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с 
 Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
 Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
 Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.
 И за б(е)дный тот об(е)д
 Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»: Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде - 
 Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.
 Л(о)жится Ваня заг(о)рать
 Не на песок, а на кр(о)вать.
 Он к другу заск(о)чил с утра.
 Все буквы вставить нам пора!
 ***(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.) ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ Игра «Заколдованное слово» Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения: На лугу паслись две свечки (овечки), 
 А у нас погасли овечки (свечки).
 Мы построим новый сом (дом),
 Шевелит усами дом (сом).
 Мы в тетради ставим дочку (точку)
 Очень любит мама точку (дочку).
 Снежный лом (ком) упал на нас,
 Нужен ком (лом) как раз сейчас.
 Вот огромная нора (гора),
 В ней глубокая гора (нора).
 Мишка ест прекрасный лёд (мед),
 На реке замерзший мед (лед).
 Отлежал Мишутка сок (бок)
 И налил фруктовый бок (сок).
 ***Игра «Стихотворные анаграммы» Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте. Я – юмор и веселый смех, 
 Любимица порой для всех.
 Но если буквы переставишь,
 Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).Летом всюду я летаю, 
 И жужжу, и всех кусаю.
 Превратите-ка меня,
 Сделав частью корабля. (Комар – корма).Я дикий родственник свиньи. 
 Но букв порядок измени –
 И превращусь в стеклянный склад,
 В котором прячется салат. (Кабан – банка).Роли я играл на сцене, 
 Выступал и на арене.
 Кто-то взял и подшутил:
 Слово это превратил
 Толи в тряпку, толи в мойку,
 Положив меня на полку.
 И теперь на кухне ловко
 Натираю я морковку. (Актер — терка).Легко дыша в моей тени, 
 Меня ты летом часто хвалишь,
 Но буквы переставь мои –
 И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).Скрывается мой плод румяный 
 Тенистою листвою,
 А буквы переставь –
 Я окажусь рекою. (Слива - Висла).В овраге ты меня сорвёшь, 
 Корзинку из меня совьёшь.
 Но буквы переставь во мне –
 Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).Сохатый по лесу бродил, 
 Но вдруг в приправу угодил.
 Вначале он с рогами спал,
 Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).Первое слово на сцене играет, 
 Его режиссеры частенько снимают,
 Второе на кухне работает ловко,
 Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)Я людям на Руси служил, 
 И всяк меня с собой носил,
 Но если буквы переставишь,
 Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто).
 ***Игра «Стихотворные метаграммы» Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например: 
 - заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
 час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
 - превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
 - как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
 - стихотворные цепочки слов:Слово первое – в мешке, 
 В булке хлеба на столе.
 А второе – к нам летит,
 И мешает, и жужжит.
 Только третье нам поможет,Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза). 
 Четыре слова отгадай,
 Лишь буквы к слову подбирай:
 С буквой «Д» я время суток,
 Грею солнцем стаю уток.
 С буквой «П» я след пилы,
 Подо мною и грибы.
 С буквой «Т» я на свету,
 Не люблю я темноту.
 Ну а с «Л» я спать хочу,
 И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).Три словечка отгадай, 
 Буквы только подбирай:
 Мной гордятся казаки:
 «Ишь, под носом – посмотри!».
 Не успеешь «О» поставить,
 Как спешит она ужалить.
 Если вставишь мягкий знак,
 В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).Загадаем шесть вам слов 
 С первой буквой. Ты готов?
 С «Ч» над морем я летаю,
 С «Г» в машине нахожусь,
 С «М» тебя я одеваю,
 С «Л» собачкою зовусь,
 С «С» можешь в булочной купить,
 С «Ш» в бане себя мыть.
 (Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).А теперь четыре слова 
 С первой буквой. Вы готовы?
 С «О» – я вам рассказ кончаю,
 С «У» – дождём вас поливаю,
 С «А» - ваш груз перевожу,
 С «К» – с волнами я дружу.
 Если я случаюсь в море,
 Рыбакам со мною горе.
 (Точка – тучка – тачка – качка).Три словечка отгадай, 
 Вторую букву подбирай:
 С буквой «К» я в ней учусь,
 С «П» - на ножке я промчусь,
 С «Т» - окошко закрываешь,
 Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).С «М» она пальто поест, 
 С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).С «Д» - лишь мамино творенье, 
 С «Т» - окончанье предложенья. (Дочка – точка)Две первых буквы для меня – 
 И креслом стану для царя.
 Две первых буквы заменю
 И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).Буква «а» внутри стоит – 
 Много тайн в себе хранит.
 Люди в слове том живут,
 Много их и там, и тут.
 Лишь заменишь «а» на «у» -
 За гитарой побегу. (Страна – струна).Вторая буква «о» во мне 
 И я на ветке по весне.
 А «е» поставлю вместо «о» -
 Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
 ***Игра «Стихотворные логогрифы» Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот». Я глубока и полноводна, 
 И вся страна гордится мной.
 А впереди ты «И» прибавишь –
 И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).Мы всех – и взрослых, и детей – 
 В часы досуга развлекаем,
 Но если нам приставить «Т»,
 Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).Я с «Л» смягчённым – под землёй – 
 Бываю каменный и бурый,
 А с твёрдым – в комнате моей
 В геометрической фигуре. (Уголь – угол).Несёт меня с трудом старик, 
 Но если «Ю» прибавить, вмиг
 К нему придёт на помощь тот,
 Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).В ранце я всегда лежал, 
 Букву как-то потерял…
 Если руки с мылом мыли,
 То меня с водою смыли. (Пенал - пена)Чтоб поддерживать скворечню 
 Иль антенну, я гожусь.
 С мягким знакомя, конечно,
 Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).Можно предложить более легкие стихотворные загадки: Из усатого сладкоежки 
 Можно сделать без труда
 Слеповатого ночлежку,
 Дом которого - нора. (Кот – крот).Мой верный друг – сердитый гром. 
 Но если букву уберем,
 То превращаюсь я в цветок:
 Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).В короне я сижу на троне, 
 Любуюсь собственной персоной.
 Как в слове «О» я потеряю,
 Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).Отгадай четыре слова, 
 Поменяй лишь буквы снова:
 С «Б» - ударила в руке,
 С «М» - сидит в воротнике,
 С «Т» на крышу взобралось,
 С «Кр» - пловцу лишь удалось.
 (Боль – моль – толь – кроль).Три словечка отгадай, 
 Буквы смело подставляй:
 С «У» - идет он в каждой школе,
 С «За» - залог в любом он споре,
 С «По» - пристанет к малышам,
 И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).Слово спряталось и ждет, 
 Кто его скорей найдет?
 Землю пашет это слово,
 Забодать тебя готово,
 И в кафе его найдешь,
 Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).«Этот кот - ну просто жмот, 
 На плоту разинул рот;
 Повернул за поворот -
 На лугу увидел скот»
 Сколько раз вместилось в строчки
 Слово «кот» и «от» до точки?
 («Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз).От глагола «рвет» скорей, 
 Образуй слова быстрей.
 Вставь в стихи и прочитай!
 И подумай, и сыграй:
 Карапуз цветочки …. (рвет),
 И к тому ещё …. (ревёт).
 Мама плаксу в дом …(зовет) -
 У него болит живот!Мыла мама шилом раму, 
 Папа мылом туфли правил…
 Что то здесь пошло не так,
 Догадаться не пустяк.
 Поменяй слова скорей –
 Стань поэтом побыстрей!
 (Мыла мама мылом раму,
 Папа шилом туфли правил).Три слова просто отгадаем, 
 Умело буквы лишь поставим:
 Вот слово первое мурлычет,
 Второе – корни в норке ищет,
 А третье, улыбнувшись, шлет привет.
 Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).Заменим буквы в слове ловко 
 И отгадаем, в чем уловка:
 Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
 А в ней прорытая ….(нора).
 С утра вставать пришла … (пора).
 Спасибо всем, вот это да!Кто перепутал все слова? 
 Кружится даже голова.
 Найди словам свое ты место,
 Поставь туда, где быть уместно:
 Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
 А поле (горе) входит в старый дом.
 Корабль плывет в соленом горе (море),
 Ему не страшен даже шторм.
 ***Игра «Стихотворные шарады» Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль). Мой первый слог – бумаг большая куча, 
 А из второго – каша будет гуще.
 А в целом – дерева стройнее
 Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).Первый слог - намек слегка - 
 Третья часть снеговика.
 Слог второй немного больше -
 Так зовётся леди в Польше.
 А в конце, мои друзья,
 Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).Первый слог – простая нота, 
 Слог второй – уже игра
 Если думать неохота,
 Вещь возьми у столяра. (До-лото).Первый слог известен Архимеду, 
 Два вторых совместно значат «век».
 В целом – огнестрельное оружье,
 Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).Слог первый любит самолет, 
 Он самый опытный пилот.
 Второй, любуясь на себя,
 Бывает стулом для царя.
 Слог третий – это сопротивленье,
 Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).Слово первое поет, 
 Открывая группой рот.
 А второе зажужжит
 И на скот скорей спешит.
 Если вместе их сведешь,
 Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).Слог первый – термин при игре. 
 Второй – в атаку позовет.
 А вместе – домик во дворе,
 И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура).Слог первый в чайнике шипит, 
 И засвистит, как закипит.
 Второй - под носом казака,
 Гордится им казак не зря.
 Белеет в море вдалеке
 Все слово в старом челноке. (Пар – ус).Первый слог с горы свалился, 
 Он из снега получился.
 А второй – спешит играть,
 Просит мячик передать.
 Вместе – в рюкзаке живет
 И на север поведет. (Ком – пас).
 Первый слог – есть мера веса,
 А второй – в сосновом лесе.
 Вместе – добрый Артемон,
 Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).Первый слог плывет с фонтаном 
 По бескрайним океанам,
 А второй под Новый год
 Папа в дом мне принесёт.
 Слога два соедини
 И мундир ты получи. (Кит – ель).
 В первой части - на земле наследил медведь везде.
 Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами.
 Если вместе обе части – по густой пройдете чаще.
 (След – опыт).
 ***(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 
- Создано: 03.12.13 /
- Категория: Великий и могучий
- 
									 14779 14779


 
			
 
 
 
  
  
  
  
 
 
  
  

 
 
 
 














