ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:

Корова ехала в вагоне, 
Собака пела на перроне. 
Если в слове непонятно 
«Е» писать, а может «и», 
Ты ещё раз это слово 
Прочитай и повтори - 
С удареньем «е» поставим, 
Без ударной ставим «и».

Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной. 
***

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.
Давайте вспомним основные правила правописания:

В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел):

Летом надо загорать, 
Но не надо забывать: 
Лишь умеренный загар 
Нам полезен в млад и старь.

А теперь, дружок, запомни - 
Только станешь загорать, 
Знай, что «гор» без ударенья 
«О» здесь надо приставлять.

А когда загар пристанет 
Смело в слове «а» пиши. 
«Гар» теперь под удареньем, 
Загорайте, малыши! 
***

В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).

На заре запел петух – 
Загорелась зорька вдруг. 
Испугался он зори: 
«Зарево, ты не гори!»

«Зар» всегда без ударенья – 
Ты запомни навсегда. 
«Зор» бывает с ударенье, 
Но бывает с буквой «а».

Прежде, чем слова писать, 
Надо просто рассуждать. 
***

В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон).

Кланялся слуга царю, 
Отбивал поклон ему. 
Кланяться ему не лень, 
Может бить поклон весь день.

Наклонил головку низко, 
Поклонился очень быстро – 
Подхалим он у царя, 
Только кланяется зря. 
***

В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (тварь, творчество).

Спеши творить добро ты людям, 
Тебя за это не забудут! 
Пусть творчество прогонит лень, 
Твори всегда, хоть целый день!

Исключением из правил является слово «утварь».

Мы утварь в доме соберем, 
Почистим все, помоем в нем. 
Творенье наше не пустяк, 
Блестит наш дом не просто так. 
***

В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться).

К наукам прикоснулись мы - 
Прикосновеньем мы сильны. 
Косится лень на нас с утра, 
А мне касаться с ней нельзя. 
*** 
В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).

Предложили Мишке кашу: 
«Кушай, Миша, кашу нашу». 
Надо Мишке предлагать 
Спать ложиться лишь в кровать.

Мишка, ты теперь запомни: 
«Лаг» пиши пред буквой «а». 
«Лож» напишешь в этом корне, 
Если дальше нет той «а». 
***

Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание).

И пловчиха, и пловец 
Сбросили немного вес. 
Плаванье - хороший спорт: 
Поплывешь и есть рекорд!

Ты «пловчиху» и «пловца» 
С буквой «о» пиши всегда. 
А лишь станешь «плавать» ты, 
Сразу «плав» везде пиши. 
***

В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».

Ростовщик сорвал росток 
И привез его в Ростов.

В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».

В поле выросла трава, 
А на ней растет айва. 
Выращен тот плод не зря – 
Будет рада детвора. 
***

В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.

Зайка от Слона спешил, 
И в трамвай скорей вскочил. 
Зайке Слон спешит с балкона 
Позвонить по телефону:

- На минутку заскочи, 
Ты забыл у нас ключи. 
- Я не конь, чтобы скакать, 
Хоть забыл ключи забрать. 
*** 
Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).

Если надо хлеб макать – 
Не забудьте «а» писать. 
Если будем промокать, 
Станем «о» везде писать:

Мишка хлебом мед макает, 
Кролик тут же промокает 
Нос запачканный мишутки, 
А не то промочит ушки. 
***

Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с 
Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с, 
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал, 
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал. 
И за б(е)дный тот об(е)д 
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:

Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде - 
Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе. 
Л(о)жится Ваня заг(о)рать 
Не на песок, а на кр(о)вать. 
Он к другу заск(о)чил с утра. 
Все буквы вставить нам пора! 
***

(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 с.)

ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Игра «Заколдованное слово»

Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:

На лугу паслись две свечки (овечки), 
А у нас погасли овечки (свечки). 
Мы построим новый сом (дом), 
Шевелит усами дом (сом). 
Мы в тетради ставим дочку (точку) 
Очень любит мама точку (дочку). 
Снежный лом (ком) упал на нас, 
Нужен ком (лом) как раз сейчас. 
Вот огромная нора (гора), 
В ней глубокая гора (нора). 
Мишка ест прекрасный лёд (мед), 
На реке замерзший мед (лед). 
Отлежал Мишутка сок (бок) 
И налил фруктовый бок (сок). 
***

Игра «Стихотворные анаграммы»

Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте.

Я – юмор и веселый смех, 
Любимица порой для всех. 
Но если буквы переставишь, 
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).

Летом всюду я летаю, 
И жужжу, и всех кусаю. 
Превратите-ка меня, 
Сделав частью корабля. (Комар – корма).

Я дикий родственник свиньи. 
Но букв порядок измени – 
И превращусь в стеклянный склад, 
В котором прячется салат. (Кабан – банка).

Роли я играл на сцене, 
Выступал и на арене. 
Кто-то взял и подшутил: 
Слово это превратил 
Толи в тряпку, толи в мойку, 
Положив меня на полку. 
И теперь на кухне ловко 
Натираю я морковку. (Актер — терка).

Легко дыша в моей тени, 
Меня ты летом часто хвалишь, 
Но буквы переставь мои – 
И целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

Скрывается мой плод румяный 
Тенистою листвою, 
А буквы переставь – 
Я окажусь рекою. (Слива - Висла).

В овраге ты меня сорвёшь, 
Корзинку из меня совьёшь. 
Но буквы переставь во мне – 
Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола).

Сохатый по лесу бродил, 
Но вдруг в приправу угодил. 
Вначале он с рогами спал, 
Затем соленый сразу стал. (Лось – соль).

Первое слово на сцене играет, 
Его режиссеры частенько снимают, 
Второе на кухне работает ловко, 
Протрет вам лимон или даже морковку. (Актер – терка)

Я людям на Руси служил, 
И всяк меня с собой носил, 
Но если буквы переставишь, 
Одеть зимой меня заставишь. (Лапоть – пальто). 
***

Игра «Стихотворные метаграммы»

Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например: 
- заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век; 
час – бас – бал – вал – вол – гол – год); 
- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса); 
- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр). 
- стихотворные цепочки слов:

Слово первое – в мешке, 
В булке хлеба на столе. 
А второе – к нам летит, 
И мешает, и жужжит. 
Только третье нам поможет,

Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза). 
Четыре слова отгадай, 
Лишь буквы к слову подбирай: 
С буквой «Д» я время суток, 
Грею солнцем стаю уток. 
С буквой «П» я след пилы, 
Подо мною и грибы. 
С буквой «Т» я на свету, 
Не люблю я темноту. 
Ну а с «Л» я спать хочу, 
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).

Три словечка отгадай, 
Буквы только подбирай: 
Мной гордятся казаки: 
«Ишь, под носом – посмотри!». 
Не успеешь «О» поставить, 
Как спешит она ужалить. 
Если вставишь мягкий знак, 
В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).

Загадаем шесть вам слов 
С первой буквой. Ты готов? 
С «Ч» над морем я летаю, 
С «Г» в машине нахожусь, 
С «М» тебя я одеваю, 
С «Л» собачкою зовусь, 
С «С» можешь в булочной купить, 
С «Ш» в бане себя мыть. 
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).

А теперь четыре слова 
С первой буквой. Вы готовы? 
С «О» – я вам рассказ кончаю, 
С «У» – дождём вас поливаю, 
С «А» - ваш груз перевожу, 
С «К» – с волнами я дружу. 
Если я случаюсь в море, 
Рыбакам со мною горе. 
(Точка – тучка – тачка – качка).

Три словечка отгадай, 
Вторую букву подбирай: 
С буквой «К» я в ней учусь, 
С «П» - на ножке я промчусь, 
С «Т» - окошко закрываешь, 
Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).

С «М» она пальто поест, 
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).

С «Д» - лишь мамино творенье, 
С «Т» - окончанье предложенья. (Дочка – точка)

Две первых буквы для меня – 
И креслом стану для царя. 
Две первых буквы заменю 
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).

Буква «а» внутри стоит – 
Много тайн в себе хранит. 
Люди в слове том живут, 
Много их и там, и тут. 
Лишь заменишь «а» на «у» - 
За гитарой побегу. (Страна – струна).

Вторая буква «о» во мне 
И я на ветке по весне. 
А «е» поставлю вместо «о» - 
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка). 
***

Игра «Стихотворные логогрифы»

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».

Я глубока и полноводна, 
И вся страна гордится мной. 
А впереди ты «И» прибавишь – 
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).

Мы всех – и взрослых, и детей – 
В часы досуга развлекаем, 
Но если нам приставить «Т», 
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).

Я с «Л» смягчённым – под землёй – 
Бываю каменный и бурый, 
А с твёрдым – в комнате моей 
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).

Несёт меня с трудом старик, 
Но если «Ю» прибавить, вмиг 
К нему придёт на помощь тот, 
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).

В ранце я всегда лежал, 
Букву как-то потерял… 
Если руки с мылом мыли, 
То меня с водою смыли. (Пенал - пена)

Чтоб поддерживать скворечню 
Иль антенну, я гожусь. 
С мягким знакомя, конечно, 
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).

Можно предложить более легкие стихотворные загадки:

Из усатого сладкоежки 
Можно сделать без труда 
Слеповатого ночлежку, 
Дом которого - нора. (Кот – крот).

Мой верный друг – сердитый гром. 
Но если букву уберем, 
То превращаюсь я в цветок: 
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).

В короне я сижу на троне, 
Любуюсь собственной персоной. 
Как в слове «О» я потеряю, 
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).

Отгадай четыре слова, 
Поменяй лишь буквы снова: 
С «Б» - ударила в руке, 
С «М» - сидит в воротнике, 
С «Т» на крышу взобралось, 
С «Кр» - пловцу лишь удалось. 
(Боль – моль – толь – кроль).

Три словечка отгадай, 
Буквы смело подставляй: 
С «У» - идет он в каждой школе, 
С «За» - залог в любом он споре, 
С «По» - пристанет к малышам, 
И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).

Слово спряталось и ждет, 
Кто его скорей найдет? 
Землю пашет это слово, 
Забодать тебя готово, 
И в кафе его найдешь, 
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).

«Этот кот - ну просто жмот, 
На плоту разинул рот; 
Повернул за поворот - 
На лугу увидел скот» 
Сколько раз вместилось в строчки 
Слово «кот» и «от» до точки? 
(«Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз).

От глагола «рвет» скорей, 
Образуй слова быстрей. 
Вставь в стихи и прочитай! 
И подумай, и сыграй: 
Карапуз цветочки …. (рвет), 
И к тому ещё …. (ревёт). 
Мама плаксу в дом …(зовет) - 
У него болит живот!

Мыла мама шилом раму, 
Папа мылом туфли правил… 
Что то здесь пошло не так, 
Догадаться не пустяк. 
Поменяй слова скорей – 
Стань поэтом побыстрей! 
(Мыла мама мылом раму, 
Папа шилом туфли правил).

Три слова просто отгадаем, 
Умело буквы лишь поставим: 
Вот слово первое мурлычет, 
Второе – корни в норке ищет, 
А третье, улыбнувшись, шлет привет. 
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).

Заменим буквы в слове ловко 
И отгадаем, в чем уловка: 
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора), 
А в ней прорытая ….(нора). 
С утра вставать пришла … (пора). 
Спасибо всем, вот это да!

Кто перепутал все слова? 
Кружится даже голова. 
Найди словам свое ты место, 
Поставь туда, где быть уместно: 
Гуляет в чистом горе (поле) ветер, 
А поле (горе) входит в старый дом. 
Корабль плывет в соленом горе (море), 
Ему не страшен даже шторм. 
***

Игра «Стихотворные шарады»

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).

Мой первый слог – бумаг большая куча, 
А из второго – каша будет гуще. 
А в целом – дерева стройнее 
Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис).

Первый слог - намек слегка - 
Третья часть снеговика. 
Слог второй немного больше - 
Так зовётся леди в Польше. 
А в конце, мои друзья, 
Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).

Первый слог – простая нота, 
Слог второй – уже игра 
Если думать неохота, 
Вещь возьми у столяра. (До-лото).

Первый слог известен Архимеду, 
Два вторых совместно значат «век». 
В целом – огнестрельное оружье, 
Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет).

Слог первый любит самолет, 
Он самый опытный пилот. 
Второй, любуясь на себя, 
Бывает стулом для царя. 
Слог третий – это сопротивленье, 
Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом).

Слово первое поет, 
Открывая группой рот. 
А второе зажужжит 
И на скот скорей спешит. 
Если вместе их сведешь, 
Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).

Слог первый – термин при игре. 
Второй – в атаку позовет. 
А вместе – домик во дворе, 
И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура).

Слог первый в чайнике шипит, 
И засвистит, как закипит. 
Второй - под носом казака, 
Гордится им казак не зря. 
Белеет в море вдалеке 
Все слово в старом челноке. (Пар – ус).

Первый слог с горы свалился, 
Он из снега получился. 
А второй – спешит играть, 
Просит мячик передать. 
Вместе – в рюкзаке живет 
И на север поведет. (Ком – пас). 
Первый слог – есть мера веса, 
А второй – в сосновом лесе. 
Вместе – добрый Артемон, 
Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).

Первый слог плывет с фонтаном 
По бескрайним океанам, 
А второй под Новый год 
Папа в дом мне принесёт. 
Слога два соедини 
И мундир ты получи. (Кит – ель). 
В первой части - на земле наследил медведь везде. 
Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами. 
Если вместе обе части – по густой пройдете чаще. 
(След – опыт). 
***

(По книге Дик Н. Ф. Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков / Н.Ф. Дик. - Азов, ООО "АзовПечать", 2010. - 148 

http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-469-1

http://www.rusinkg.ru

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация