В селе Сосновке Чуйской области Киргизии в тени деревьев укрыт дом, где дают кров, уют, тепло и любовь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К супругам Яшиным нужно приезжать не меньше чем на полдня, чтобы успеть поговорить со всеми членами семьи. А детей у них ни много ни мало - 26! Хлопот у мамы невпроворот, поэтому говорили мы в основном с главой семейства.

Воспитание детей - призвание, дело всей жизни Вадима и Натальи. Наверное, потому их сердца и встретились. Вадим Владиславович педагог по образованию, поработавший в советской системе. «Как-то, будучи еще практикантом, я поставил одному мальчишке невысокую оценку. Вышел в коридор и увидел, как он заплакал.

Говорю: «Да ты что, стоит ли из-за тройки так расстраиваться?» Стали общаться, подросток открылся, рассказал о бессонной ночи, как пьяный отец бегал за ним с топором, а он прятался. Тогда со мной что-то произошло, и у самого потекли слезы. Я понял, что иногда мы составляем поверхностное представление о ребенке, и стал больше внимания уделять воспитательной работе», - вспоминает многодетный папа. Этот случай, по его словам, стал особо значимым в его жизни.

В 2001 году супруги открыли детский благотворительный фонд «ЯВНА», который реализует несколько проектов. В том числе «Приемная семья в Сосновке», где сироты проживают наравне с родными детьми приемных родителей. Функционирует и «Социальная гостиница для подростков» в Кара-Балте, где выпускники детских домов проживают бесплатно, имея возможность продолжать учебу или работать. Открыт также центр для мам с детьми, оказавшихся в трудных жизненных условиях. Яшины ставят перед собой целью сохранение биологической семьи. «Наш успех в том, что мы возвращаем детей в семьи. За 2013 год, к примеру, три семьи воссоединились, одну из них мы вели шесть лет: мама страдала алкоголизмом», - рассказывает Вадим Яшин.

Вместе с Натальей они твердо убеждены: Кыргызстан станет страной без сирот. Под таким лозунгом, кстати, в Бишкеке планируется провести большую конференцию осенью 2014-го.

Семь Я

«Семейное воспитание - самая эффективная педагогическая форма. Естественно, мы не говорим, чтобы мигом все детские дома расформировали. Тем не менее в интернатной системе есть свои минусы. Приходит хороший воспитатель, с которым ребенок проводит время. А у всех детей очень обостренное чувство, они хотят понравиться тебе, очень хотят любви. Узнав твои привычки и настроения, они подстраиваются. А потом ты уходишь, и дети понимают, что у тебя есть что-то важнее, чем они. Воспитатели меняются, приходит второй хороший человек. Но у него немного другой темперамент. И ребенок снова старается обратить на себя внимание. Очень часто начинает творить какие-то вещи, порой неадекватные. И получается, что находящийся под опекой нескольких человек ребенок фактически одинок. Поэтому становится не приспособленным, а приспособленцем», - поясняет он.

«Многие, когда берут ребенка на воспитание, ожидают, что он будет им за это благодарен, и они сразу получат золотое дитя, которое будет постоянно кланяться. На самом деле это не так, - предупреждает Вадим Яшин. - Но мы с Натальей понимали, на что шли».

Через их семейный дом прошло уже больше ста подростков. Многие из неблагополучных семей. Но о трудностях Яшины говорить не любят. Некоторые выпускники приезжают в гости уже со своими детьми. Ребят приемные родители стараются воспитывать так, чтобы «они реалистически видели мир». «Хотя в начале было более идеализированное воспитание. Но потом, когда дети выходят в мир, они обжигаются и понимают, что никто с ними возиться не будет, - отмечает глава семьи. - Есть у нас и система микрокредитования. Ведь чтобы в жизни что-то начать, даже те же водительские права получить, необходимы средства. Поэтому мы помогаем нашим детям. Стараемся привить им такие качества, как честность и порядочность, чтобы они были ответственны за свои поступки».

Знакомят подростков в семье и с ведением бюджета. «Мы планируем доходы, расходы, все записываем. Делаем это вместе с ребятами. Тогда и они начинают понимать, как лучше распределять средства. Очень трудно было научить - особенно беспризорных детей - не тратить все деньги сразу. Сейчас есть конвертики, куда они могут откладывать небольшие деньги», - делится опытом Вадим Яшин.

«Я сам вырос в городской среде и даже не мог представить, что окажусь в сельской местности, - признается он. - Когда мы переехали, небольшим подспорьем стало подсобное хозяйство. У нас есть несколько кроликов, за которыми присматривают дети. Есть культиватор, сварочный аппарат, которым владеют мальчишки постарше, сами выпекаем хлеб. Конечно, финансово помогают друзья, бывшие выпускники, близкие родственники и единомышленники».

Сердца их встретились в Африке

Удивительно, как справляется эта семья с таким количеством ребятни! Тут сил не остается, проведи один день с двумя-тремя детьми, а Яшиным тепла хватает на всех, даже... на африканских детей. Изучая опыт стран в области усыновления, Вадим Владиславович узнал о Геннадии Мохненко, который написал «Непедагогическую поэму» - повесть на основе реальных историй из жизни ребят-беспризорников. «Я прочитал книгу и нашел много общего. Мы с ним списались, хотели встретиться в Казахстане, а потом он написал, что собирается с поездкой в Кению. Вот так с группой миссионеров мы оказались в Африке! Это придало нам огромную смелость и уверенность в том, чем мы занимаемся», - улыбается Вадим Яшин.

«Сначала думали, чем, собственно, мы можем помочь, ведь сами на дотациях. Многим было непонятно: мол, у вас у самих бедная страна, у самих семья, а еще едете помогать. Но есть такой особый экономический закон: когда ты начинаешь отдавать, то обязательно будешь и получать», - уверены супруги.

В Африку нужно влюбиться, говорят они. И это несмотря на увиденное в этой стране. «Миллионы людей живут на свалках, в картонных городках. Дети спят на мусорных полигонах со свиньями, там же питаются. Есть настолько бедные селенья, где люди ходят абсолютно голыми. Все тела выгоревшие, сморщенные. Полнейшая нищета. Гражданам не оказывается никакой медицинской помощи. Кто-то умирает на свалках, но хоронить их некому. Часто этим занимаются миссионеры. От пережитого мозг просто отключается, словно ты в каком-то фильме. Трудно говорить. Но затем приходит надежда, осознание необходимости действовать.

В Африке очень много брошенных детей. Там ребенок не является благословением. Когда людям рассказывали, что ребенок - это дар от Бога, они не могли понять, о чем им твердят. Они говорят, что коза - это здорово, потому что она дает молоко. И тогда я объявил конкурс фотографий на тему семьи, чтобы на фото были папа и мама с ребенком. Но ни одной фотографии не поступило - института семьи нет, - разводит руками Вадим Яшин. - Детей с особыми нуждами в Африке и вовсе убивают. Их считают проклятием духов. Даже если здоровые двойняшки рождаются, маму могут побить камнями. Это также считается нерасположением духов».

«Африканские беспризорные дети не плачут. Сначала я даже обрадовался: мол, какие детки хорошие, никто не плачет, тишина, - вспоминает он. - А позже понял: слезы бесполезны, все равно никто не подойдет. Ребенок обычно плачет, чтобы подать сигнал: он хочет покушать либо в туалет, либо замерз. А тут никто не реагирует, и ребенок, никому не нужный, замыкается в себе. У него появляется пустой, неживой взгляд. Это страшно. Если он выживает, формируется сильная агрессия.

А как-то принесли девочку из леса, всего несколько дней от роду. Ее звали Лиз. Она сразу уснула на моих руках. И так это беззащитное чадо запало нам в душу, что мы решили ее удочерить. Однако выяснилось, что из Кении очень трудно вывезти ребенка. Парадокс: в стране он никому не нужен, а когда ты хочешь его забрать, начинаются проблемы. Мы стали делиться новостями с друзьями, они сбросились всем миром, и мы смогли купить корову для приюта, где содержалась малышка. К сожалению, у девочки была слабая иммунная система, и организм не смог побороть инфекцию. Она умерла. Но дело ее живо: у нас есть «Шкатулка Лизы», через которую мы стали собирать средства и отправлять в Африку».

Не дрогнули сердца Яшиных и во время второй поездки. Познакомившись с малышкой Деворой, они также решили удочерить ее.

«Как-то нам предложили помочь помыть детей. Ну, думаем, мы уже столько ребят накупали, не проблема. А там оказалось 200 детишек! Дело это не из легких, учитывая дефицит воды. Сначала на костре нагревают огромный чан воды. Затем теплую воду переливают в устройство, напоминающее душевую. Воду расходуют экономно. После душа дети проходят санитарную обработку: кто-то из волонтеров чистит уши, другой обрабатывает раны. Купают детей раз в три месяца, переодевают в одежду, которая поступает в виде гуманитарной помощи. У многих заводятся в ногах черви из-за того, что нет обуви. Ноги сгнивают. Вообще 47 процентов населения Кении - это дети до 14 лет. Куда бы ни пришел - везде толпы детей. Из-за инфекционных заболеваний до 20 лет не доживает половина», - вздыхает Вадим Яшин.

В одном из городов миссионеры решили согреть подростков. «Была зима - сезон дождей, холодно, а люди ночуют на свалках. Мы закупили одеяла и, чтобы их не продавали, вырезали середины и надевали в виде пончо. Получилось очень даже удобно», - говорит он, листая фотоальбом.

Кроме того, миссионеры меняли хлеб на клей: его африканские беспризорники нюхают, чтобы заглушить чувство голода. Находясь в трансе, забытьи, они могут не есть по три дня. Один молодой человек, нанюхавшись одурманивающих веществ, заснул и упал в горящий костер лицом. Он выжил, но страшные шрамы всю жизнь будут напоминать ему о том случае. Еще Яшины раздавали сладости, развозили воду. Оказалось, что там не только вода на вес золота, но и пластиковые бутылки.

«Зато знаете, как этим детям легко быть счастливыми! Им даешь конфетку, и они выражают счастье танцами. Мы же порой престаем радоваться простым вещам», - удивляются супруги.

«Кто-то может сказать, что это ненужные акции, но сейчас я твердо верю: это небесполезно. Если человек почувствует прикосновение любви, это останется у него в памяти, - считает многодетный отец. - Может, кто-то сделает второй шаг, а может, и сам этот человек. Однажды особенно восхитил один парнишка, который сам едва жив, а еще смотрит за щенком, которого тоже нужно прокормить. Это уже говорит о добром сердце человека».

Яшины совершили уже две поездки в Кению. Второй раз они поехали осознанно, вместе с выходцами из России - миссионерами из США Александром и Сергеем. У последнего была коллекция оружия, которую он продал. На вырученные средства в Кении приобрели землю, где организовали приют для несовершеннолетних. А Александр занимается тем, что собирает средства и открывает в Африке колодцы.

«Построить приют - дело нехитрое: возводишь стены и накрываешь крышу, зимнее отопление там не нужно. Сейчас в нашем приюте «Пики-пики» постоянно проживает около 30 подростков. Там же они обучаются. Кстати, у школьников в Африке есть школьная форма. Оказывается, все просто: поскольку нет учета, дети в синей форме ходят в «синюю школу», в красной - в «красную». Едешь по городку, и везде «разноцветные» дети. На каждого ребенка в приюте заводим анкеты, чтобы привлекать спонсоров. Мы хотим сделать миссию постоянной. Конечно, сейчас необходимо решать сиюминутные проблемы голода и медицины. Но в дальнейшем - работать над образованием. Без этого никакие финансовые вливания не помогут. И первое, что нужно делать, - менять мышление, психологию иждивенчества», - делится планами на будущее Вадим Яшин.

Фото из архива Яшиных

Источник : http://www.ruvek.ru/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Комментарии

Написать комментарий
Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация