Разгорелась борьба за "Кыргызгаз"
-
Оппозиционные фракции Жогорку Кенеша выступили против продажи "Кыргызгаза" "Газпрому" за один доллар. Появилась новая причина для противостояния власти и оппозиции.
Проблема продажи "Кыргызгаза" вновь оказалась в центре внимания на прошлой неделе. Парламентские оппозиционные фракции "Ата Журт" и "Республика" выступили против продажи "Кыргызгаза" "Газпрому" за один доллар.
"Ата Мекен" в раздумье
Ранее соглашение поддержали фракции СДПК и "Ар-Намыс" из правящей коалиции. А фракция "Ата Мекен" не выразила однозначную позицию. Они собираются принять решение в соответствии с отчетом главы правительства в ходе пленарного заседания парламента.
Член фракции "Ата Мекен" Ташболот Балтабаев сказал следующее:
- Мы еще не сказали, "поддерживаем" или "не поддерживаем". Вопрос ратификации всегда решается в палате, поэтому мы решили обсудить вопрос там и принять решение.
По мнению Балтабаева, Кыргызстан зависим от узбекского газа. А договориться с Ташкентом о поставках газа всегда нелегко. Поэтому Кыргызстан должен сделать выбор между Узбекистаном и Россией.
Кыргызская власть 26 июля подписала соглашение в Москве под лозунгом: "Кыргызстану нужен не "Кыргызгаз", а газ". Если соглашение будет ратифицировано, то все имущество "Кыргызгаза" вместе с долгами будет передано "Газпрому" за один доллар. Россия обязуется обеспечивать Кыргызстан газом и вложить в газовую инфраструктуру Кыргызстана 20 млрд. рублей или 600 млн. долларов в течение пяти лет.
Кыргызское правительство озвучило еще одну причину продажи "Кыргызгаза" - договориться с Узбекистаном о поставках газа всегда нелегко. Другими словами, кыргызская власть больше не намерена ежегодно "стучаться в дверь" официального Ташкента с наступлением зимы.
Оппозиция обвиняет власти в том, что она не справляется с управлением доходного предприятия-монополиста. Один из лидеров "Ата Журта" Ахматбек Келдибеков выразил готовность купить "Кыргызгаз" за 1 доллар. Новый лидер этой фракции Мыктыбек Абдылдаев считает антиконституционной передачу земельных участков вместе с "Кыргызгазом":
- В конституционной статье 12 говорится, что земля и недра, природные ресурсы являются собственностью государства. Премьер-министр и правительство не могут этого отрицать.
Фракция "Республика" предложила пересмотреть соглашение, так как считает, что передача "Кыргызгаза" "Газпрому" усилит зависимость страны от России.
Эти обстоятельства говорят о том, что вопрос приватизации "Кыргызгаза" перерос в политический вопрос. Оппозиционеры могут воспользоваться удобным случаем, чтобы пополнить политические очки, обвиняя власть в продаже государственного имущества. Тем самым, оппозиция заняла выгодную позицию по сравнению с властью, которая заявляет: "Нам нужен не "Кыргызгаз", а газ". Две фракции парламента открыто выступают против соглашения, а одна фракция заняла выжидательную позицию.
Даже власть начала пополнять политические очки, пользуясь "Кумтором"?
С приближением парламентских выборов даже власть начала заниматься популизмом. К примеру, говорящие об исторической справедливости путем получения 50% акций "Кумтора" лидеры, начали заводить разговор о возможной национализации рудника. Ранее они воспринимали требование достижения более 50% акций как политическую игру. К примеру, президент Алмазбек Атамбаев и премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев связывали требование 67% акций с приближением выборов. Теперь Атамбаев начал вести разговор не только о получении 67% акций, но о полной национализации рудника.
Это говорит о том, что в предвыборную борьбу вступила и власть, началась "гонка обещаний" между политическими силами.
С другой стороны, разговоры о национализации можно воспринимать как давление на канадцев. Потому что тем самым, власть продемонстрирует руководству "Центерры", что президент, правительство, парламент придерживаются одной позиции. Открытым текстам говорят канадцам, что они могут лишиться всего "Кумтора", если не передадут большую часть акций.
Но эксперты напоминают, что если власть действительно решит национализировать "Кумтор", то создаст возможность для проигрыша на международном суде.
Бывший министр юстиции Марат Кайыпов:
- Если мы решим национализировать, то отдадим все карты "Центерре". Национализация означает поражение. Вместо этого нам следует расторгнуть действующее соглашение и вести переговоры с "Центеррой" на равных условиях. Во-вторых, Атамбаев, премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев в один голос заявляют, что в Кыргызстане нет специалистов, юристов, что мы проиграем в ходе судебных разбирательств. Ни в коем случае не стоит прибедняться. У нас есть специалисты. Мы отправили им свои предложения, просто не все удосужились открыть и прочитать.
Депутат Жогорку Кенеша Омурбек Абдырахманов тоже заявил, что национализация будет означать разрушение рудника. Глава ассоциации горняков Кыргызстана Орозбек Дуйшеев заявил, что национализация будет означать большие потери для Кыргызстана.
Но власть начала утрачивать инициативу в проблеме "Кумтора" и хочет ее вернуть, затронув тему национализации, что позволит пополнить политические очки перед предстоящими парламентскими выборами. Некоторые заявления членов правительства, предназначенные не для общественности, подтверждают такие предположения.
С приближением парламентских выборов создаются новые партии, которые намереваются одержать победу в политической борьбе. К примеру, недавно состоялся съезд партии "Эмгек", следом прошел двадцатилетний съезд СДПК. 16 ноября прошел второй съезд партии "Бир бол". Как известно, партия основана вышедшим из "Республики" депутатом Алтынбеком Сулаймановым. Бесспорно, парад партий следующего года будет еще более пестрым и колоритным по сравнению с уходящим годом.
Что с экономикой?
Кыргызстан не может наладить экономику из-за невнятности политических шагов. Правительство гордо заявляет о приросте в 10%, но этот показатель был достигнут с хорошей золотодобычей на "Кумторе". Без учета "Кумтора" производство не добилось прироста.
Хорошие показатели обусловлены строительной отраслью, теневой экономикой и денежными переводами мигрантов, китайскими кредитами.
Но с начала года хромает энергетическая, швейная, текстильная промышленность, на которые возлагает надежды Кыргызстан. Энергетическая отрасль пошла на спад из-за нехватки воды в Токтогульской ГЭС, а швейное производство не дает внушительных показателей.
Руководитель макроэкономического управления Министерства экономики Насирдин Шамшиев считает, что швейная продукция Кыргызстана не удовлетворяет покупателей Казахстана и России, у которых повысились стандарты потребления.
- На швейную и текстильную отрасль повлияло падение спроса в России и в Казахстане. Эти страны являются нашими основными торговыми партнерами. Показатели инфляции остаются на низком уровне. А с падением этих показателей уменьшается и спрос. К тому же в России меняется структура спроса. Постепенно люди отказываются от одежды из синтетических материалов.
Что касается результатов за десять месяцев текущего года, показатель ВВП вырос на 110,2%. Показатели строительной отрасли выросли на 121,5%, инвестиций на основной капитал на 114%, сферы обслуживания на 112%, сельского хозяйства на 103,3%.
Показатели производства электроэнергии упали на 3%. А показатели горнодобывающей отрасли без учета "Кумтора" упали на 7%. Снижение показателей текстильной и швейной отрасли Кыргызстана отразились на экспорте.
По итогам девяти месяцев текущего года экспорт составил 1 млрд. 57 млн. долларов и снизился на 3%. Импорт составил 4 млрд. 273 млн. долларов и вырос на 13%.
За десять месяцев текущего года инфляция составила 2%, а средняя заработная плата - 11 тысяч сомов.
Источник : http://rus.kg
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 20.11.13 /
- 1112