То, на что так надеялись одни и так критиковали другие, все–таки свершилось — подписан ряд документов, необходимых для вхождения Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Тем большую остроту приобрел вопрос: а что дальше?

    Подписание это произошло по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось 8 мая в Москве. Участие в нем приняли президенты стран ЕАЭС — России, Беларуси, Казахстана, Армении, а также Кыргызстана, не так давно заявившего о пополнении их рядов к 70–летию Победы.

    Однако при приближении назначенного срока вдруг возникли разговоры о возможности переноса в связи с заявленной Бишкеком необходимостью доработать некоторые актуальные для республики вопросы. Связанные в том числе с аудитом системы ветеринарного контроля, таможенными пошлинами при реализации инфраструктурных проектов.

    Новость стала неожиданностью для очень многих кыргызстанцев и не прибавила оптимизма потенциальным партнерам Кыргызстана по ЕАЭС.

    Интрига сохранялась до последнего момента. Это подтвердил в Москве сам Алмазбек Атамбаев, который сообщил коллегам–президентам:

    — Буквально меньше часа назад наконец–то эксперты нашли решение, которое устраивает и главных членов союза, и Кыргызстан.

    В свою очередь Нурсултан Назарбаев констатировал:

    — Кыргызская сторона инициировала два предложения, отличающихся от ранее достигнутых, — это, в частности, перенос точки отсечения международных договоров КР и проведение аудита системы ветеринарного контроля. По этим вопросам решения состоялись. И по проведению аудита кыргызская сторона успела с нашей помощью провести все необходимое, что требовалось, и мы можем это принять.

    Глава РК также отметил, что отмена таможенного контроля на казахстанско–кыргызской границе, согласно имеющимся договоренностям, должна произойти после оснащения внешних пунктов пропуска.

    — Благодаря большим усилиям наших кыргызских коллег намеченные работы выполняются согласно утвержденному графику. Таким образом, все вопросы, которые вызывали сомнения, сняты. Мы сегодня принимаем документ о полноценном вхождении кыргызской стороны в наш союз, — резюмировал Назарбаев.

    То, что большинство решений по запуску евразийского интеграционного проекта “реализовано в полной мере и в сроки, о которых мы договаривались”, отметил и Владимир Путин.

    — На мировой арене появилось новое экономическое объединение с едиными правилами движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов, — заявил он. — Со 2 января полноправным членом союза стала Армения, и уже приняты решения — надеюсь, после ратификации все это вступит в силу — по присоединению Киргизии в полномасштабном формате.

    Что ж, все хорошо, что хорошо кончается. Но вот только в нашем случае все только начинается. И начинается самое ответственное: реальная интеграция Кыргызстана в ЕАЭС. Наличие всех необходимых для этого документов — отнюдь не панацея. И очень многое теперь будет зависеть от степени готовности республики жить по новым союзным правилам.

    После нынешнего подписания протоколы общим пакетом с договором о присоединении КР к ЕАЭС будут переданы в парламенты стран–подписантов для проведения методик ратификации. И только по их завершении Кыргызстан станет равноправным членом интеграционного объединения. Так что опять потребуется время, и если это в чем–то на руку госчиновникам, позволяя им еще что–то форсировать, подправить, то уж никак не на пользу простому люду — кыргызским мигрантам в России и Казахстане. Для многих из них каждый очередной день промедления катастрофе подобен.

    — Из–за очередной задержки еще большее количество наших соотечественников попадет в “черный список” невъездных, который и так уже весьма большой, — не скрывает огорчения председатель общественного объединения “Кыргыз биримдиги” (Москва) Абдыганы Шакиров. — Вначале все ожидали, что Кыргызстан вступит в ЕАЭС 1 января 2015 года и все барьеры для наших мигрантов тогда отпадут. Потом стали ориентироваться на 8 мая, и в оставшийся до этого период каждый действовал по–разному. Одна часть, по моим данным, это около 30 процентов, убыла домой, чтобы там дождаться лучших времен. Еще 30 процентов все–таки потратили немалые суммы, прошли все необходимые процедуры и получили новые патенты, избавив себя от ненужной головной боли. А вот оставшиеся 40 процентов решили переждать здесь, в России, в надежде на скорое решение проблем. Такие сейчас трудятся нелегально, скрываются от проверяющих органов, и все они кандидаты на выдворение или депортацию, что закроет въезд в Россию на 3–5 лет.

    — Вместе с тем, — продолжает Шакиров, — в ФМС официально заявляют, что никакой амнистии для таких людей не будет и после присоединения республики к ЕАЭС. Но ФМС и не уполномочена решать подобные проблемы, все это должно делаться на межгосударственном уровне. Увы, несмотря на то что наши мигранты избавляют руководство республики от забот по их трудозанятости, а своими денежными переводами ощутимо поддерживают бюджет, толком о них до сих пор так никто и не позаботился. И кто и как поможет им теперь?

* * *

    В фанфары бить из–за подписания Кыргызстаном долгожданных протоколов по меньшей мере рановато. А по большому счету необходимо безотлагательно заняться практическим решением упомянутых и других острых вопросов, за каждым из которых конкретный человек и конкретная судьба. Чтобы многое из того, что планируется, декларируется и обещается, не загремело под фанфары.

экспертиза

    — У Кыргызстана немало хорошей продовольственной, экологически чистой продукции, однако без решения проблемы ее сертификации на территории самой республики реализовывать эти товары на евразийском рынке в желаемых объемах будет весьма затруднительно, — считает руководитель сектора экономического развития постсоветских стран Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Елена Кузьмина.

    — Для продвижения на этот рынок как собственной, так и реэкспортируемой продукции Кыргызстану необходимо активно развивать систему торгово– посреднических услуг, создавать отвечающую общим требованиям таможенную инфраструктуру, сеть лабораторий по оценке качества, и здесь еще очень много надо сделать, — соглашается с коллегой заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза МигранЯн. — Не менее важными представляются переориентация значительной части населения на производственную сферу, развитие для этого ряда отраслей. Решение этих и других вопросов будет напрямую влиять на успешность интеграции Кыргызстана в ЕАЭС.

    — Чтобы реализовать в республике евразийскую стратегию, не потребительскую, а связанную с долгосрочным развитием страны, нужны грамотная информационная политика государства, сильные органы власти.

    А с этим в Кыргызстане пока еще не все обстоит желаемым образом, — высказывает свою точку зрения директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.

Евгений ДЕНИСЕНКО

Источник:  http://members.vb.kg/ 

Пресс-служба  Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация