СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО – ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЕАЭС
-
В плане практической интеграции Союзное государство как первый успешный такой проект на постсоветском пространстве играет среди прочего роль лаборатории и полигона, где отрабатываются и проходят обкатку различные формы межгосударственной кооперации, где становятся видны не только плюсы, но и препятствия и подводные камни, вытекающие из разности выбранных социально-экономических моделей…
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет ратифицирован парламентами стран-участниц до конца осенней сессии и вступит в действие 1 января 2015 года
Парламентарии договорились, что ратификация произойдет синхронно в один день. Это подтвердили во время сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в Бресте Председатель Госдумы Сергей Нарышкин и спикер Палаты представителей Белорусского парламента Владимир Андрейченко. Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности со своей стороны уже зажгла зеленый свет законопроекту о ратификации.
Среди прочего российский кабмин указал, что это позволит запустить процесс сокращения изъятий и ограничений, открыть взаимный доступ субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств —участников договора. «Создается фундамент для развития внутренних торгово-экономических и кооперационных связей, повышения конкурентоспособности национальных производств и усиления роли стран Союза в мировой хозяйственной системе» — отметили в российском Белом доме. В Минске договор ЕАЭС пока прорабатывается министерствами и ведомствами. По мнению Андрейченко, конкретные сроки его внесения в Национальное собрание назвать сейчас трудно, но вряд ли это произойдет раньше ноября-декабря.
Есть все основания ожидать, что с нового года ЕАЭС включит не только трех нынешних участников Таможенного союза, но и Армению, и Киргизию. Когда президенты Беларуси, Казахстана и России 29 мая в Астане скрепили Договор своими подписями, о скорейшем присоединении Армении к Союзу говорилось как о деле практически решенном: ее Президент сам тогда же озвучил срок — до 15 июня. Дело, однако, затянулось «по техническим причинам», если воспользоваться дипломатичной формулировкой премьер-министра Овика Абрамяна.
Для посвященных не составляло секрета, что «технической» запинкой являлся вопрос о Нагорном Карабахе, который требовал отдельного урегулирования — и не на двустороннем уровне. Многолетний конфликт резко обострился в середине лета, грозя перерасти в полномасштабные военные действия. Ситуацию разрядила встреча 10 августа в Сочи глав Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева с Президентом РФ Владимиром Путиным, после которой последний отметил, что у лидеров двух стран есть добрая воля, чтобы решить конфликт мирным путем. Сочинские договоренности устранили препятствие и на пути армянской интеграции. «Армения вступает в Таможенный союз как Армения, Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения», — сообщил по итогам саммита шеф российской дипломатии Сергей Лавров. Ранее Ереван уже называл новую дату подписания интеграционных документов — до конца октября.
Вступление в Евразийский экономический союз — это пожелание народа, отмечает спикер парламента Армении Галуст Саакян. Около 70 процентов граждан Армении, по его словам, поддерживают и одобряют развитие союзнических отношений с Россией и присоединение к ЕАЭС. «Это наше самостоятельное, ответственное решение, наша твердая, сформировавшаяся позиция, — подчеркнул спикер. — Мы находим, что эти отношения вытекают из наших интересов, выгодны и для нас, и для Евразийского союза».
С ним солидарен и министр иностранных дел Эдвард Налбандян. «Членство Армении в ЕАЭС вытекает из интересов экономического развития и стратегических интересов и не может быть поставлено под вопрос, — подчеркивает он. — Армения, конечно, будет стремиться довести до конца процесс вступления в ЕАЭС, взяв на себя свою полноценную долю ответственности за принятие решений в этой организации. Это даст Армении возможности для повышения конкурентных преимуществ на основных экспортных рынках и роста объемов экспорта», а кроме того — для привлечения прямых инвестиций.
Поскольку в Евразийском союзе средневзвешенная пошлина на импорт примерно вдвое выше, чем в Армении, для вступления в Союз Ереван попросил заморозить на несколько лет таможенные пошлины на национальном уровне по чувствительным для себя, в том числе социально значимым, товарам (птица, сахарный песок, лекарства и другие) — всего порядка 800 позиций. Списки товаров для изъятий из таможенных пошлин ЕАЭС уже согласованы.
Создание ЕАЭС выведет страны — участницы Таможенного союза на более высокий уровень интеграции. Таким образом, завершится формирование на постсоветском пространстве крупнейшего (170 миллионов человек и с совокупным ВВП в 2,6 триллиона долларов) общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочих рук. С 2015 года начнется постепенное объединение энергетических, транспортных, финансово-экономических систем, граждане стран-учредителей получат возможность свободно, без оформления дополнительных разрешений, работать и пользоваться всеми предусмотренными социальными гарантиями. К 2019 году будет сформирован общий рынок электроэнергии, а к 2025-му — нефти и газа. Планируется создание единой газотранспортной системы, к ней будут иметь доступ все страны Союза. С 1 января 2016 года начнет функционировать единый рынок фармацевтических лекарственных средств. Унификацию надзорных требований к банкам, страхкомпаниям и брокерским конторам намечено завершить к концу 2019 года. В два этапа запланировано создание наднационального органа по регулированию финансового рынка: на первом этапе (2015-2020 гг.) разработанные и согласованные требования будут носить рекомендательный характер, а после 2020 года уже станут обязательными. При этом Казахстан продолжает принципиально возражать против наделения его какими-либо надзорными функциями. К тому же времени (2025 г.) должен заработать общий рынок строительных услуг.
Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН подсчитали, что в случае успешной интеграции, грамотной стратегии и объединения рынков к 2030 году годовой прирост ВВП может увеличиться: для Беларуси — на 14 млрд долл, Казахстана — на 13 млрд, России — на 75 млрд. Совокупный экономический эффект для стран-участниц может составить порядка 900 млрд долларов. При условии, разумеется, добросовестной и синхронной работы представительных и исполнительных властей в странах-подписантах по претворению достигнутых договоренностей в жизнь.
Тем не менее, очевидно, что сам факт подписания соглашения — это лишь точка отсчета, после чего участникам еще предстоит провести значительный объем работ для становления ЕАЭС в качестве действительно привлекательного и эффективного интеграционного объединения. Учитывая разность потенциалов, да и самих социоэкономических моделей государств-членов, понятно, что процесс унификации подходов и задач в процессе формирования единого рынка обещает быть весьма непростым: ведь очевидно и логично, что каждая из сторон будет стремиться максимально обеспечить защиту и реализацию собственных интересов. Пока же формальный уровень интеграции ЕАЭС сопоставим с уровнем Евросоюза (на тот момент — Европейского экономического сообщества) в конце 1970-х годов.
Разумеется, соглашение трех (а с нового года — четырех) предполагает неизбежные компромиссы. Так, в процессе подготовки и согласования договора о ЕАЭС стало очевидным, что в Астане подходят к нему с типично восточной осторожностью и вдумчивой неторопливостью. Евразийский союз может столкнуться с разными кризисными ситуациями в мировой экономике, как это сейчас переживает Евросоюз, да и в наших собственных экономиках. Украинский фон — тоже не лучшее время для нас: есть немало желающих увидеть провал нашей идеи, предупреждал Президент Назарбаев.
«Все должны понимать, что мы не лепим сверкающего белизной снеговика, который может растаять при новых изменениях геоэкономической или геополитической конъюнктуры. Объективности ради напомню, что и прежде принимались «быстрые решения» об отдельных интеграционных объединениях в СНГ. И ранее, еще в 90-е годы, в разных форматах подписывались договоры о создании общего валютного, таможенного и экономического пространств и так далее. Но где они сейчас? Кто их помнит? Они остались лишь безуспешными попытками, не отраженными даже в учебниках истории», — подчеркивал Нурсултан Назарбаев, который, собственно, и выступил с идеей создания экономического союза более 20 лет назад.
Как следствие или в отражение более глубинных причин, в процессе работы над текстом Договора казахстанской стороной принципиально не поддерживались любые предложения, не затрагивающие экономическое сотрудничество. «...Казахстанская делегация, можно сказать, вымарывала из текста все, что касается гуманитарной сферы и не относится к экономике», — делился с журналистами замглавы Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахим Ошакбаев. В результате из договора оказались исключены вопросы общего гражданства, внешней политики, межпарламентского сотрудничества, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль. Положения договора не затрагивают вопросы политического суверенитета и сохраняют за национальными правительствами ключевые рычаги управления экономикой.
Международный фон для создания нового интеграционного объединения и впрямь сложился не самый благоприятный, причем на фоне событий вокруг украинского кризиса он только продолжает ухудшаться. Западный мир целенаправленно и целеустремленно рисует в умах не только обывателей, но и политиков апокалиптическую картину возрождения Российской империи и, соответственно, агрессивного «русского империализма». США после того, как в Вашингтоне похоронили «перезагрузку» отношений с Москвой, навязывают евроатлантическим союзникам представление о ЕАЭС как «кремлевском проекте», что должно автоматически переносить на него нынешнее отрицательное отношение к России. На поверхности это имиджевая проблема, а в этой области, надо признать, мы никогда не были сильны. На самом деле суть в более глубинных и глобальных мотивах американской политики в отношении России, послушным отражением которой выступает солидарная политика НАТО и — увы! — ЕС. В концентрированном виде ее пару лет назад выразила Хиллари Клинтон, экс-госсекретарь и реальный кандидат на президентское кресло, когда его освободит нынешний хозяин Белого дома: США не допустят возрождения Советского Союза под видом экономической интеграции.
Как говорится, спасибо за откровенность. Такая открыто враждебная позиция заставляет серьезно задуматься о других — не только и не столько чисто экономических — составных частях евразийской интеграции. Понятно (нам, во всяком случае), что ни о каком «переиздании» СССР речь не идет и в нынешних условиях идти не может: время для воссоединения с капитальным ремонтом на прежнем фундаменте было безвозвратно и, прямо скажем, бездарно упущено в первой половине 90-х. Но окружающая нас геополитическая реальность открывает новые возможности перед Союзным государством Беларуси и России. Этот проект в его экономическом, военном и политическом выражении объективно становится ориентиром для участников ЕАЭС, а само Союзное государство выполняет функцию постоянно опережающей интеграционной модели.
Такой точки зрения придерживается, в частности, белорусский лидер Александр Лукашенко, который парирует периодически раздающиеся заявления, будто необходимость продолжения строительства Союзного государства после подписания соглашений о Евразийском союзе отпала, простым аргументом: когда в ЕАЭС будет достигнут тот уровень интеграции, который существует в Союзном государстве, тогда и можно будет ставить вопрос о его дальнейшем существовании.
Время для этого, надо понимать, придет очень не скоро. Потому как, сталкиваясь не с теоретическими, а очень даже реальными и жесткими вызовами практически на постоянной основе, Москва и Минск едины в понимании, что экономическая кооперация — это лишь начало интеграции.
По выражению Александра Лукашенко, нужен дополнительный центр тяжести, центр опоры в мире, чтобы тот был действительно многополярным, а не болтался на одной опоре из стороны в сторону.
«Я сказал (что очень насторожило Запад), что впереди нас ждет и политическая, и военная интеграция в рамках этого союза, потому что экономика — основа всему, — делился Президент Беларуси, принимая в Минске представителей российских регионов во главе с Председателем Совфеда Валентиной Матвиенко. — Если есть экономика, если она сплачивает, объединяет людей, если это фундамент, то обязательно мы придем к защите этой экономики и интересов, прежде всего экономических. Думаю, что мы скоро придем к тому, что ОДКБ станет составляющей частью этого союза. Это будет наша военная организация».
Со своей стороны, «пилотным проектом» для будущего развития ЕАЭС называет Союзное государство России и Беларуси Государственный секретарь Григорий Рапота. Проект, по его словам, реализован не до конца, но сильно продвинут: решены задачи, которые служат интересам жителей обеих стран. Главное — создание обстановки, когда россияне и белорусы не чувствуют себя иностранцами на территории двух государств. Открыты границы, подписан ряд соглашений о равных правах. Каждый может выбирать место жительства, работу, получать образование, медпомощь. Многие будущие технологии строительства ЕАЭС уже прошли обкатку в Союзном государстве. Не все заявленные его цели были достигнуты, например, не состоялись принятие Конституции, полная унификация гражданского и налогового законодательства, создание единой валюты и единого эмиссионного центра. C другой стороны, между странами отсутствует пограничный и таможенный контроль, существует реальный военный союз. В стратегическом плане Беларусь, как выставленный вперед редут, не дает сомкнуться балтийско-черноморской оси не самых дружественных, скажем так, по отношению к России государств, и в свою очередь может всегда в полной мере рассчитывать на всестороннюю помощь и поддержку Москвы на случай попыток шантажа и силового давления со стороны Запада.
В плане практической интеграции Союзное государство как первый успешный такой проект на постсоветском пространстве играет среди прочего роль лаборатории и полигона, где отрабатываются и проходят обкатку различные формы межгосударственной кооперации, где становятся видны не только плюсы, но и препятствия и подводные камни, вытекающие из разности выбранных социально-экономических моделей. Накопленный за 15 лет опыт позволяет утверждать, что на пути объединения от проявления противоречий, подчас острых, не уйти, но нет противоречий настолько фундаментальных и непреодолимых, которые нельзя разрешить с помощью разумных компромиссов (а иначе зачем объединяться).
Есть все основания полагать, что Евразийский союз объективно должен будет выбрать схожий путь, тем более что на это же указывает опыт ЕС — единственного на сегодняшний день реально работающего поливалентного межгосударственного интеграционного объединения (при всех его минусах и справедливо критикуемых недостатках): от таможенного блока — к общему рынку, от рынка — к союзу с отменой внутренних границ, от экономического союза — к политическому с возможным включением военной составляющей.
Что касается Союзного государства, то даже в экономическом плане потенциал его далеко не раскрыт. Замечательно, что сразу после Указа Российского Президента о запрете импорта ряда продуктов питания из стран, которые ввели санкции против России, Минсельхоз Беларуси заявил о немедленной готовности заменить западных экспортеров по многим позициям. Однако на практике дело не сводится к простому — «нашел поставщика — договорился — привез — продал»: существуют ограничения, связанные с ежегодными согласованиями торгового баланса, и сначала нужно договориться на уровне правительственных ведомств, чтобы эти ограничения смягчить или снять.
С другой стороны, аудит российской Счетной палаты использования средств союзного бюджета, выделенных в 2008-2013 гг. на реализацию программ Союзного государства, показал, что из 13 проверенных научно-технических программ только по 8 результаты полностью или частично внедрены в производство. Выявленные аудиторами нарушения носят системный характер и связаны прежде всего не с чьим-то злым умыслом, а с недостатками нормативного регулирования. По большинству программ ожидаемые промежуточные результаты не устанавливаются, сроки выполнения не определены, контроль госзаказчиков носит «формальный характер» (мы все знаем, что на деле означает этот эвфемизм). В итоге, как уже отмечалось, созданные на бюджетные средства технологии и оборудование не всегда находят применение.
Иными словами, потенциал интеграции огромен. Но интеграции реальной, производственной, научно-технической, а не ее бюрократической имитации.
Источник: http://pulsea.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 13.09.14 /
- 1061