Уже тогда, это интернациональное объединение Путин собирался выстроить на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), сделав его «одним из полюсов современного мира». А также в качестве «эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

ВВП обещал, что на пути к Евразийскому союзу россияне, казахстанцы, белорусы, а также кыргызы и таджики, в случае присоединения, обретут полную свободу передвижения, ведения бизнеса, работы и получения образования. Среди членов ЕАС начнется «настоящая конкуренция юрисдикций», то есть власти стран будут бороться за предпринимателей, создавая им наилучшие условия.

По его мнению, сложение природных ресурсов, капиталов, человеческого потенциала позволит ЕАС быть конкурентоспособным альянсом и обеспечивать устойчивость глобального развития наряду с Евросоюзом, США, Китаем и АТЭС.

«Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и, прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами», - указывал Владимир Путин еще более двух лет назад.

Как отмечают нынешние эксперты, идея создания Евразийского союза на просторах бывшего СССР несет огромный позитивный потенциал во всех сферах жизни республик СНГ. Проект позволит создать совершенно новую геополитическую ситуацию в Содружестве, основанную на взаимовыгодных связях, что поможет преодолеть существующие трудности в экономике и политике.

Создание зоны свободной торговли, беспрепятственного перемещения товаров, услуг и рабочей силы, благоприятно скажется на пространстве СНГ. Различные политические, экономические, военные и гуманитарные программы обретут новый геополитический смысл, что позволит создать совершенно иную, динамично развивающуюся систему.

При успешной реализации проекта ЕАС возможно создание нового «центра силы» в мировой геополитической конфигурации, где все участники будут занимать достойное и равноправное положение. Это может быть благосклонно воспринято во многих субъектах СНГ, где у населения традиционно сильны надежды на интеграционные процессы.

Правда, не все так просто.

К примеру, отказ столь мощной страны, как Украина, вступить в Таможенный союз таит в себе массу подвохов. Ведь это государство являлось своеобразным «окном» для стран СНГ в Европу, а учитывая, что конечной целью Евразийского союза ранее было продекларировано вступление в Большую Европу, то с потерей Киева как союзника, евронаправление теперь сменилось большей ориентацией на Китай, Центральную и Юго-Восточную Азию. Но возможно, в изменившихся обстоятельствах это даже окажется более перспективным вектором.

Второй момент. Евразия находится сегодня под влиянием многих западных и ряда восточных партнеров, стремящихся к доминированию в регионе и к прямым контактам со странами ЦА. Поэтому это может вызвать геостратегическое соперничество с непредсказуемыми последствиями. Да и внутренняя конкуренция между членами ЕАС существует.

Вызывает вопросы и стремление создать наднациональные органы управления в будущем Евразийском союзе, так как это фактически приведет к номинальному суверенитету участников проекта.

Тем не менее, если в процессе работы над формированием ЕАС, который собирается обрести реальные формы уже с 1 января 2015 года, все нюансы будут учтены, то это новообразование может стать вполне эффективным Союзом с громадным потенциалом и возможностями.

В каком численном и качественном составе ЕАС будет создано – решится завтра в Астане.

Алим Аюмов

Источник : http://vesti.kg/

Пресс-служба Россия в Кыргызстане

Работает на Cobalt

Видео

Форум

Авторизация