Третий «проклятый» русский вопрос
-
В России искони решали два «проклятых» вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Сейчас в связи с обытиями на Украине в полный рост встал третий вопрос, который вполне можно считать «проклятым» – вопрос об упрощенном предоставлении гражданства нашей страны тем, кто остался за пределами России после распада СССР
Украина… То, что произошло в этой стране за последнее время буквально взрывает повседневность и привычные представления о мире. Новая реальность требует действий и, прежде всего, от России.
Как известно, у нас искони решали два «проклятых» вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что сейчас перед нами в полный рост встал третий вопрос, который вполне можно считать «проклятым» – вопрос об упрощенном предоставлении гражданства нашей страны тем, кто остался за пределами России после распада СССР. То есть – российским соотечественникам, которые долгое время добивались «упрощенки», да дело все не сдвигалось с места и не сдвигалось.
Как известно, о необходимости решения этого вопроса неоднократно говорил Путин. О необходимости принятия закона об упрощенном предоставлении гражданства РФ пишут и говорят депутаты, сенаторы, журналисты, активисты организаций соотечественников, блогеры да и просто наши люди из-за рубежа, которые хотят вернуться в Россию, но не хотят мириться с тем, что гражданства ждать приходится «на общих основаниях», наряду с теми иностранцами, которые к соотечественникам никак не относятся, и, если не пользоваться госпрограммой переселения, это занимает от пяти до десяти лет – при соблюдении всех условий, первым из которых является проживание в России на законных основаниях. Исключений не делается (точнее, не делалось до недавнего времени), хотя очевидно – и националисты всех мастей во многих республиках постсоветского пространства об этом просто орут, призывая русских «уезжать в свою Россию», а кое-где просто выдавливая их силой – у русских нет другой Родины, кроме России.
Если кто-то в этом сомневается – пусть подумает над тем, что чуть ли не первым шагом новой власти Украины стало лишение русского языка статуса регионального (23 февраля Верховная рада Украины приняла закон "О признании утратившим действие закона Украины "О принципах государственной языковой политики".) Националистически настроенные депутаты от фракции «Свобода» украинского парламента уже в первые дни после переворота предложили также ограничить трансляцию русскоязычных телеканалов и придать всем русским Украины статус "неграждан". Как говорится, с высоких трибун прозвучало.
Что же мы? Что же Россия? Что же наше общество, правозащитники, МИД, ФМС и другие структуры, многократно заявлявшие, что защита прав и законных интересов соотечественников – важнейшая часть внешней политики РФ?
Лед тронулся? Да, это, несомненно, так. Первым отчетливым сигналом стало предоставление гражданства нашей страны бойцам украинского отряда «Беркут». Генконсульство РФ в Симферополе в связи с этим сообщило, что «вопрос о расширении круга лиц, которые могут претендовать на получение российского гражданства, еще не решен».И попросило, набравшись терпения, следить за информационными сообщениями.
Дмитрий Саблин, член комитета Совфеда по обороне и безопасности заявил, что «вопрос об упрощённом получении гражданства русскими на Украине давно назрел»..
«Мы должны предоставлять для наших соотечественников комфортные условия получения гражданства. К примеру, наши соотечественники — граждане Таможенного Союза могут спокойно жить, работать, передвигаться в России. А вот русские граждане Украины, которых в стране около половины, — кто говорит по-русски, думает по-русски, — при необходимости или при желании, действительно, многие годы проходят различные бюрократические препоны и гражданство (России – авт.) получить не могут.(…) Тем более, сейчас мы понимаем, что существует угроза жизни и здоровью нашим соотечественникам на Украине, и мы должны дать им возможность приехать в Россию и спокойно жить, учиться и трудиться».
Ситуация на Украине послужила мощным стимулом для рассмотрения законопроектов об «упрощенке», ведь в настоящее время на территорию нашей страны перебрались, по официальным данным, 675000 беженцев из Украины, а 143000 из них обратились за предоставлением убежища или российского гражданства.
Только за три дня, с 27 февраля по 1 марта через КПП государственной границы въехало 12 тысяч граждан Украины. Из них 24 человека заявили, что подвергались преследованию и угрозам.
Директор ФМС Константин Ромодановский сравнил происходящее с «пожаром в доме у соседа».
Однако нельзя не отметить, что процессы, происходящие на постсоветском пространстве в целом, а не только на Украине, вынуждают наших соотечественников искать убежища на Родине, даже если их не подвергают прямым преследованиям и жизни их, на первый взгляд, ничто не угрожает. Неоднократно говорилось о преследованиях по языковому и этническому признакам, уничтожении образования на русском языке и других способах давления, которые испытывают на себе русские и русскоязычные соотечественники.
Феноменально быстро, в течение нескольких дней, на рассмотрение Государственной думы были внесены два законопроекта об упрощенном предоставлении гражданства Российской Федерации; третий же обсуждался в правительстве 4 марта - несмотря на то, что только 27 февраля правительство на своем заседании обсудило законопроект (назовем его первым), касающийся нашей темы и постановило внести его в Госдуму на рассмотрение. Таким образом, мы имеем три законопроекта об «упрощенке», - и они, конечно, путаются в сознании массового читателя. Кто-то просто «не в теме», кто-то сознательно спекулирует на многолетних чаяниях соотечественников, кто-то просто слышал звон, да не знает, откуда он.
Попробуем разобраться.
27 февраля в правительстве России рассмотрели проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Этим документом предлагается статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» дополнить положениями, согласно которым иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.
На упрощенку будут иметь право иностранцы, получившие профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях. Для них установлено требование наличия трёхлетнего стажа работы в стране, что, по мысли авторов закона, будет свидетельствовать об их востребованности на российском рынке труда и позволит сформировать устойчивую правовую связь данных лиц с Российской Федерацией.
Иностранцам, занимающимся предпринимательством, необходимо не менее трех лет вести бизнес на территории Российской Федерации с ежегодной выручкой не менее 10 млн. рублей.
Установлены требования и для иностранцев, которые собираются инвестировать в нашу экономику.
Доля вклада иностранного гражданина – инвестора в уставной (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, должна составлять не менее 10%. При этом размер уставного (складочного) капитала, а также размер чистых активов такого юридического лица должны составлять не менее 100 млн рублей . Или необходимо платить налоги в сумме не менее 6 млн. рублей – также в течение трех лет.
Законопроект также обращен и к иностранным гражданам – квалифицированным специалистам. Они должны трудиться в России по профессии не менее трёх лет, считают создатели законопроекта.
Что же. В обычных условиях, не приближайся ситуация с соотечественниками к порогу гуманитарной катастрофы, законопроект имел бы право на существование. Имущественный и образовательный ценз для претендентов на свое гражданство устанавливают многие страны, они же заинтересованы в привлечении инвесторов и квалифицированных специалистов. Но у нас положение другое. Мы-то говорим всему миру о том, что у России есть 25 млн. соотечественников, и от этого факта отмахнуться нельзя. Конечно, «первый» законопроект можно считать ориентированным не на соотечественников, а на иностранцев из дальнего зарубежья.
Следующий законопроект, внесенный в Госдуму 28 февраля депутатами от «Справедливой России», предусматривает введение упрощенной процедуры получения гражданства России для нынешних граждан Украины. Этот документ предлагает выдавать последним российские паспорта без соблюдения тех условий, которые ранее были необходимыми. Речь идет об отмене требования непрерывно проживать в России в течение пяти лет, иметь законный источник средств к существованию и отказаться от гражданства Украины. Кроме того, авторы законопроекта предлагают освободить заявителей от уплаты госпошлины, которая взимается с претендентов ныне, а решение по заявлению о предоставлении гражданства должно быть принято в течение двух месяцев.
Как мы видим, «Справедливая Россия» имеет в виду прежде всего граждан Украины и готова фактически ввести институт двойного гражданства, которое сейчас законодательством РФ запрещается.
И вот совсем недавно, а именно 4 марта, комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект закона о гражданстве, который ориентирован на всех соотечественников, ибо, как говорится на сайте Кабмина, он направлен на упрощение получения гражданства РФ русскоязычными гражданами зарубежных стран.
Документом предлагается упростить порядок приёма в гражданство России иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо отсутствия гражданства иностранного государства.
Проект предусматривает «упрощённый порядок приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных носителями русского языка, то есть владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР».
Лица, которые претендуют на гражданство РФ, должны будут либо отказаться от имеющегося гражданства иностранного государства, либо не иметь его вовсе, как «неграждане» Латвии и Эстонии, например.
«Планируется, что признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка будет осуществляться по результатам собеседования, проводимого комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка», - говорится далее в документе.
Для сокращения сроков приёма в гражданство Российской Федерации указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства законопроектом вносятся изменения, упрощающие порядок въезда таких лиц в Российскую Федерацию и получения вида на жительство. Так, предусматривается выдача обыкновенной визы в целях приёма в гражданство Российской Федерации а также возможность оформления вида на жительство, минуя существующую предварительную стадию получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации и проживание по нему не менее одного года до получения вида на жительство.
Установление законопроектом сроков, до истечения которых соискатель российского гражданства должен подать заявления о признании его носителем русского языка, о выдаче уведомления о возможности приёма в российское гражданство и о выдаче вида на жительство, будет способствовать предотвращению возникновения случаев использования предлагаемых преференций для нахождения на территории Российской Федерации в иных целях.
Срок рассмотрения заявлений и принятия решений о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке должен быть сокращен до трёх месяцев, считают авторы проекта.
Законопроектом также предлагается сократить с шести до трёх месяцев срок рассмотрения заявлений о приёме в гражданство Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Таким образом, если мы правильно поняли, соискатель гражданства нашей страны теперь может въехать на территорию РФ, подать документы на получение вида на жительство, а получив его, может претендовать на гражданство, если специальная комиссия решит, что он является «носителем русского языка».
Мы видим, что законопроекты различны. Если не сказать, что некоторые их положения взаимоисключающи. Речь идет, прежде всего, о возможности предоставления двойного гражданства. «Первый» законопроект совершенно не учитывают ситуацию на Украине, преследуя цели чисто прагматические. А тот документ, который рассматривался правительственной комиссией 4 марта, как нам кажется, грешит совершенно излишними широтой и неопределенностью. Речь идет о пресловутом «носительстве» русского языка. Согласно этому принципу, на гражданство России могут претендовать и Яценюк, и Тягнибок, и другие, не менее одиозные фигуры – если у них возникнет такое желание, конечно. И зачем, спрашивается, нужна будет программа переселения соотечественников, если в Россию сможет приехать практически неограниченное число людей и получить гражданство только потому, что в СССР или в Российской империи проживали их предки?! Зачем все мучения, сбор справок, работа межведомственных комиссий, утверждение вакансий для соотечественников, если теперь у нас все имеют право на гражданство «просто так»?
Но в Госдуме уверены, что парламент уже в ближайшие дни может выработать согласованную позицию, касающуюся принятия закона об упрощенном порядке получения гражданства РФ, в частности, для граждан Украины.
"В случае решения председателя Госдумы наш профильный комитет мог бы в течение буквально одного-двух дней свести позиции различных фракций воедино", - сказал Слуцкий на заседании Госдумы в пятницу, 28 февраля.
Мы будем, как говорится, следить за развитием ситуации и рассказывать нашим читателям об этом, без сомнения, животрепещущем вопросе. Ведь в приграничные регионы России прибывают жители Украины, которые опасаются за свою жизнь. Происходит, если можно так выразиться, стихийная репатриация – напомним, что закона о репатриации, несмотря на заявления общественности, наши госструктуры так и не выработали. А если бы он был своевременно разработан – насколько проще было бы сейчас и соотечественникам, и государственным структурам! Но лучше поздно, чем никогда. Наши люди нуждаются в защите, и руководство России делает все, чтобы эту защиту предоставить. Понадеемся на то, что законы, принятые в спешке, не ударят по будущему нашей страны, вызвав, например, еще одну огромную волну миграции, ведь государство и так не справляется с огромным количеством мигрантов. Или теперь и справляться будет не надо, достаточно признать гастарбайтера «носителем русского языка» - и российский паспорт уже у него в кармане?
P.S. Пока закон об упрощенном предоставлении гражданства РФ еще не принят, напомним, что, по информации ФМС, граждане Украины могут обратиться в подразделения ФМС России по месту пребывания по вопросам оформления разрешения на работу и патента, разрешения на временное пребывание, вида на жительство и гражданства, а также предоставления убежища.
Руководителям территориальных органов ФМС России дано указание внимательно относиться к обращениям граждан и оперативно рассматривать поступающие заявления и ходатайства от граждан Украины.
С того момента, как гражданин Украины пересечет российскую границу, он может находиться в РФ не более 90 суток. В том случае, если человеку необходимо статься у нас на более длительный срок, возможны различные варианты – например, все совершеннолетние лица могут подать ходатайство о признании их беженцами.
Можно также обратиться в ФМС с просьбой о получении разрешения на временное проживание (РВП). Те, кто уже имеет РВП или разрешение на временное проживание, могут подать заявление об участии в переселенческой госпрограмме, получить затем гражданство и остаться в России. Еще один способ заключается в получении разрешения на работу или патента (при пересечении границы в миграционной карте следует указывать, что цель визита – работа). И, наконец, те, кто хочет перебраться в Россию на постоянное место жительства, могут подать заявление на участие в программе содействия переселению соотечественников из-за рубежа.
Многие области РФ, особенно приграничные, оповестили через прессу, что готовы принять беженцев с Украины, и держат ситуацию на контроле. Региональные власти пообещали помочь беженцам с размещением, социализацией, устройством детей в школы, а также с медицинским обслуживанием.
Источник: http://windowrussia.ruvr.ru/
Пресс-служба Россия в Кыргызстане
- Создано: 05.03.14 /
- 1153